Д.Исаев: Легион исламского призыва. Миссия, джихад и запрет "Таблиг джамаата" 06:32 12.05.2009
Наша страна вновь отличилась и вновь оказалась впереди планеты всей. И вновь в плане наступления на религиозные свободы мусульман. Речь идет о запрете деятельности исламского движения "Таблиг джамаат". Когда начинаешь выявлять причины этого шага, никакого внятного ответа не обнаруживается. Кроме формулы, которой, скорее всего, и руководствовались инициаторы запрета: "Как бы чего не вышло"…
История зарождения и учение
Название этого джамаата происходит от арабского слова "таблиг", которое переводится, как "доведение", "донесение", "осведомление", "извещение". Таким образом, уже в самом названии организации "Джамаату т-таблиг ва д-даава" закреплена основная ее миссия – доведение исламского призыва до людей.
Движение "Таблиг" было основано в 1927 году неподалеку от Дели Мауланой Ильясом. Надеясь оживить в людях мусульманское сознание, он отправлял проповедовать Ислам странствующих миссионеров.
Признаться, отправляющиеся проповедовать "таблиги" зачастую не имеют специального исламского образования, часто бывают довольно необразованны. Но при этом они обладают исключительным энтузиазмом и с невероятной готовностью отправлялись в те районы, где религии мусульман, по их мнению, грозит забвение. Особенностью их проповедью является метод путешествия по земле, в ходе которого они останавливаются в мечетях, или в гостях у мусульман и призывают к Исламу "лицом к лицу", от "сердца к сердцу".
В группах таблигов поддерживается дисциплина и строгое подчинение лидеру. Следует признать, что при этом данное движение подчеркнуто аполитично, сторонится актуальных политических дел и не акцентирует внимания на разногласиях между мусульманами.
По сути "Таблиг" - это неформальная международная сеть активистов. Организация нигде не зарегистрирована, хотя имеет группы последователей практически по всему миру. На ее форумы под открытым небом в Бангладеш, Индии и Пакистане, которые посещают видные чиновники, в том числе главы государств и регионов, собираются миллионы мусульман со всего света.
"Джамаат" стоит на позициях ортодоксального суннизма, подчеркивает свою приверженность признанным мазхабам (богословско-правовым) школам. Иначе говоря, его учение, по критериям российских чиновников, вполне укладывается в рамки "традиционного Ислама". Кстати, это постоянно вызывает нарекания в адрес "таблиговцев" со стороны крайних течений, вплоть до обвинений в ереси и неверии.
Методы призыва
"Таблиговцы" стараются на своем примере показывать, как реализуется сунна Пророка Мухаммада (мир ему) в жизни мусульманина, одеваясь в длинные восточные рубахи, отпуская бороды, щепетильно соблюдая время молитвы и иные виды поклонения. От активистов "Таблиг джамаат" требуется посвятить сорок дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день работе на пути исламского призыва.
При этом они руководствовались подходом к призыву, заложенным Мауланом Ильясом, который на основе цитат из Корана подчеркивал приоритет практики и добродетели над глубоким пониманием основ веры и нюансов исламских законов. Этот подход показал высокую эффективность, и к моменту смерти Мауланы Ильяса в 1944 году активность "Таблиг джамаата" распространилась по всей Индии.
Изначально миссионеры "Таблиг" направлялись из Южной Азии и находились в странствии по четыре-пять месяцев, пользуясь приютом в мечетях, основываясь на традиции оказания гостеприимства находящимся в пути мусульманам. В Западной Европе и США члены "Таблиг джамаат" останавливаются мечетях и исламских центрах, существующих на сегодняшний день почти во всех крупных западных городах.
Заинтересованных местных мусульман в Ислам приглашают на еженедельные семинары, обычно проводимые старшими проповедниками, а после прохождения необходимой подготовки их самих отправляют для осуществления призыва. Активисты "Таблиг джамаат" подчиняют свою жизнь движению и становятся профессиональными миссионерами.
Доктор религиоведения, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Академии наук Узбекистана Бахтияр Бабаджанов утверждает, что сегодня "Таблиг" – это уже разветвленная и достаточно мощная исламская организация, вполне могущая претендовать на статус международной. На сегодняшний день она активна в Малайзии, Индонезии, на Филиппинах, в некоторых арабских и североафриканских странах, в США, Европе и т. д. В начале 1990-х годов "Таблиг" начала постепенно разворачивать свою деятельность и в странах Центральной Азии, а также в России.
Примечательно, что "Джамаат" делает упор не на призыве иноверцев и атеистов в Ислам, а работает в среде так называемых "этнических мусульман". Движение видит свою цель – в оживлении религии в среде народов, традиционно исповедующих Ислам.
От улемов до востоковедов
Что касается оценок характера движения, то стоит относительно этого привести несколько авторитетных мнений известных ученых. Шейх Абд уль-Маджид ас-Субх, известный специалист университета "Аль-Азхар" утверждает: "Активисты "Таблиг джамаат" имеют хорошие намерения и нравственность. Эта община играет важную роль в тех регионах, где ее члены просвещают и призывают в Ислам".
Кроме того, доктор Сано Кутуб Мустафа, профессор в области фикха и его принципов Международного исламского университета Малайзии, добавляет: "Пусть Аллах Всемогущий благословит каждого, кто работает на благо Ислама, независимо от названия и организаций. Конечно, "Джамаат таблиг" вносит огромный вклад в дело распространения Ислама по всему миру. Да благословит их Аллах".
О мирном и просветительском характере "таблигов" пишут и ученые-востоковеды. Руководитель программы"Исламский радикализм и международный терроризм" работающего с американскими спецслужбами Центра политики безопасности Алекс Алексиев, к примеру, утверждает: "Таблиг джамаат" практически с самого начала своего существования приобрел образ движения, стремящегося, прежде всего, к укреплению веры, самосознания и духовному развитию личности, не вмешивающегося в политику и сферу светских отношений".
Известный российский исламовед Алексей Малашенко также уверен, что члены "Таблиг джамаат", занятые призывом к Исламу, далеки от радикализма: "Таблиг джамаат" не имеет отношения к терроризму". "К ним, конечно, цепляются: "Таблиги" достаточно независимо себя держат, и деньги у них есть, - но это не "Аль-Каида", и как к террористам к ним довольно трудно придраться. Хотя спецслужбы их отслеживают, конечно", - считает Алексей Малашенко.
В чем причина запрета?
Как видно, различные ученые единодушны в том, что "таблиги" не являются радикальной силой, не занимаются не то что террористической деятельностью, но и даже политической, и не представляют угрозы обществу. Тогда в чем же причина особого внимания к ним со стороны правоохранительных органов и запрета их деятельности в ряде стран, включая теперь и Россию? Дело в том, что правоохранительные органы, прямо или косвенно, подозревают "таблиговцев" в том, что они выступают, как вербовщики для террористических организаций.
Однако данные подозрения основаны только на том, что при расследовании многих террористических актов следователи находили у подозреваемых в совершении этих актов литературу этого джамаата. Но данное обвинение настолько же нелепо, как и обвинять всех мусульман в том, что у террористов находят Коран и сборники хадисов.
Вся литература "таблигов" проникнута теми же идеями, что и исламские первоисточники. Более того, зачастую книги их лидеров и авторитетов – это просто сборники хадисов по темам, своего рода "методички" для проповедников. Комментариев авторов в них практически нет.
Это, кстати, делает очень щекотливым вопрос о возможном запрете после движения и его литературы в России. Ведь, по сути, тогда придется запретить Коран и высказывания Пророка (мир ему).
Не случайно научный сотрудник Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. Ломоносова Петр Топычканов заявляет: "Я не очень представляю, на основании каких доводов можно запретить эту организацию. Меня это удивляет". При этом он не скрывает: "Мы часто слышим от правоохранительных органов региона, что при задержании (или ликвидации) той или иной террористической группы находят литературу, кассеты и листовки "Хизбу т-тахрир" и реже "Таблиг".
Топычканов далее продолжает: "Я сам изучал такую литературу в качестве приглашенного эксперта и видел, что боевики, в целом, достаточно внимательно читают эту литературу, подчеркивая понравившиеся места. Однако сам арестованный (или убитый в перестрелке) боевик явно не принадлежит ни к "Хизбу т-тахрир", ни к "Таблиг".
Джихад джамаата "Таблиг"
Петр Топычканов далее все-таки произносит подозреваемый многими момент: "Да, в идеологии "Таблиг джамаат" есть… джихад". И даже заявляет, что джихад является одной из основ этого движения. Однако он тут же добавляет: "Джихад, который проповедуют "Таблиг джамаат", предполагает исправление, улучшение человека… Так, мусульманин должен знать Коран, традиции, должен правильно вести себя: любить юных, уважать старых".
Он же напоминает, что ведь "Таблиг джамаат" начинался с призыва основателя Мауланы Ильяса: "Мусульмане, будьте мусульманами!" И огромное количество людей по всему миру, которые раньше об Исламе и не слышали вовсе, или слышали только негативное, после такой мирной искренней проповеди Ислама в ходе дружеских бесед с проповедниками "Таблиг джамаата" постепенно вливаются в движение, становясь его активистами.
Что же касается того, как правоохранительные органы все-таки умудряются связывать "таблигов" с терроризмом и экстремизмом, то эта схема довольно проста. По поводу соприкосновения с терроризмом рисуют такую картину: после бесед человек принимает Ислам, проникается его ценностями, начинает осознавать, что у него есть религиозный долг, обязательства перед мусульманской общиной. И такого человека уже могут дальше завербовать и использовать террористические организации.
Логика насколько железная, настолько же и нелепая. Точно также в пробуждении религиозных чувств человека можно обвинить любую мечеть и медресе, на выходе из которых человека также могут ждать вербовщики террористических организаций. Но при чем, в таком случае, мечеть? В том, что наставляет заблудших на истинный путь? Или в том, что там ему не ввели вакцину против экстремизма? И при чем тут, вообще, проповедники из "Таблига".
Еще один знаковый момент – ни в одной из западных стран, которые больше всего в мире опасаются терроризма и экстремизма, после расследования многих терактов "Таблиг" не решились запрещать. Ни европейское, ни щепетильное и склонное к постоянным перестраховкам американское правосудие, которое даже оксфордкого професора либерального Тарика Рамадана в США не пустило, не нашло повода объявить "Таблиг" террористической организацией.
Непонятно и то, как будут "силовики" определять "таблиговцев", если формального членства в организации нет, и вообще она нигде не зарегистрирована. Активность по выявлению подозрительных может привести к повальным облавам по мечетям, когда станут хватать всех, кто будет, скажем, в стенах дома Аллаха разговарировать об Исламе с единоверцами, наденет пакистанскую рубаху или отпустит бороду. Однозначно такая кампания приведет к резкому обострению в сфере государственно-исламских отношений в России.
Необходимость изменений
Но при всем мирном характере "таблигов", справедливости ради надо сказать, что все же ученые признают у последователей этого джамаата ряд недостатков. Шейх Абд уль-Маджид ас-Субх из университета "Аль-Азхар" пишет: "Порой они, например, считают нужным уезжать далеко от дома, призывая людей к Исламу, оставляя свою работу и семьи, которые также нуждаются в том, чтобы им уделяли должное внимание".
Кроме того, со слов Субха, "таблиговцы" придают чрезмерное внимание определенной форме одежды – то есть традиционным длинным рубахам, которые издавна носили на Востоке. А такое одеяние в некоторых странах, особенно в западных, с высоким уровнем исламофобии, вызывает не интерес и симпатии к проповедникам, а раздражение, страх и даже неприятие. Не говоря уже о том, что это порождает к проповедникам повышенное внимание со стороны правоохранительных органов и спецслужб.
Сано Кутуб Мустафа также признает, что они, как и любой иной джамаат, имеют слабые и сильные стороны. Этим утверждением он начинает свое наставление представителям "Таблига", что им необходимо совершенствовать и пересматривать свои методы призыва применительно к современным реалиям. "Они должны развивать свои методы, - пишет Мустафа, - чтобы быть на уровне задач, стоящих перед Исламом в наши дни, особенно в плане распространения и распространения в западном мире".
Что же касается настоятельных требований "таблигов" к каждому мусульманину отправиться с ними в путешествие на несколько дней ради призыва людей к Исламу, доктор Мустафа пишет, что принимать это приглашение никто не обязанан. Это не является для религиозным предписанием – обязательно покидать свой дом. Каждый мусульманин внутри своего ближайшего окружения способен и должен призывать людей в Ислам.
"Возьмем, к примеру, мужчину, у которого молодая семья с двумя или тремя детьми школьного возраста и молодая жена", - пишет Мустафа. Думается, неправильно требовать от него, чтобы он отправлялся с "таблигами" в длительные путешествия, отрываясь от семьи и игнорируя свои первоочередные обязанности перед детьми и женой, также перед боле широким окружением, также нуждающемся в исламском призыве и воспитании.
Правда, "перегибы" свойственны в основном начинающим активистам "таблига". Для тех, кто разбирается в практике и миссии движения, характерна гибкость и понимание сложности того или иного момента. В любом случае приведенные претензии никак не могут служить поводом для того, чтобы бросать активистов исламского призыва за решетку...
Даниял Исаев
|