Р.Алиев: Восток и Запад. Противоречия мышления 10:57 14.05.2009
Восток и Запад (противоречия мышления)
Взаимоотношения между Западом и Востоком имеют давнюю историю. В ней имели место как разрушительные войны, крестовые походы, арабские завоевания, так и относительная тишина. Тем не менее нити науки и знаний между ними оставались всегда. Такие связи существуют и сегодня. Однако современный уровень развития контактов Запада и Востока находится на этапе глубокой регрессии. Разность интересов, характеров, ментальности становится причиной обособленности Востока, который, судя по всему, поставлен обстоятельствами перед дилеммой: принять западные стандарты, научные достижения или продолжать мучительный процесс развития, опираясь на свои исторические традиции, религию?
С июня 2001 по июнь 2006 г., работая в структуре власти, кроме исполнения основных обязанностей, мне часто приходилось разъяснять политику государства в отношении религии. Среди моих собеседников были и европейские дипломаты, политики и представители общественных организаций. Порой наши разговоры затрагивали и вопросы, связанные с источниками создания, формирования евростандартов. Насколько я могу судить, многие из моих собеседников не были вполне готовы объяснить суть известных нам предписаний, которые мы в обобщенном виде именуем евростандартами. Я с ними соглашался в том, что данная структура играет огромную положительную роль в жизни народов и государств Европы, является более чем удобной площадкой для дискуссий и принятия важных решений по интересующим граждан этих стран вопросам, представляет собой своего рода гарант не появления в Европе между членами Европейского союза локальных войн. Объединительная роль этого органа международного сотрудничества никем не может быть поставлена под сомнение. Вместе с тем немалая часть моих собеседников склонна была думать, что сам Европарламент, чтобы продемонстрировать собственную надобность, а временами и свой "продвинутый" ум, принимает не совсем понятные для народов других стран решения. В итоге рядовые жители европейских стран больше всех страдают от последствий такого рода действий своих избранников. Все знают, что любой стандарт - это обязательные рамки, ограничения, грубо говоря, ограждения, за пределы которых выйти невозможно, то есть надобно жить, творить и, извините, плодиться в пределах заданного закрытого поля. Наверное, любителям "стандартов" сильно мешает, говоря языком американского дельца-миллиардера Дж.Сороса, широкое пространство "Открытого общества" (он имел в виду открытие наших, восточных, обществ). Они не могут понять, что щедрость восточного менталитета, характера не вполне укладывается в евромышление. Конечно, я имею в виду только тех европейцев, которые, живя на широкую ногу во всех отношениях, в том числе и материально, имеют намерение урезать права жителей Востока.
Часто можно услышать мнение о том, что "зачем вам, экономически неразвитому Востоку, создавать что-либо новое, если можно взять готовое, имеющееся у нас". Так, наверное, было бы на самом деле удобно. Никто не жертвовал бы своими местными ресурсами и, конечно, собственными внутренними проблемами, не стал бы мешать Западу, прося у него разного рода кредиты и иную помощь, дальше развивать экономику, науку. А если конкретно договориться в соответствии с формулой "Наш интеллект - ваш труд и капитал", то, вполне возможно, удалось бы навязать Востоку свои условия. Тогда можно было бы уверенно указать ценителям восточного образа жизни их место в периметре согласованного сторонами ограждения.
Скорее всего, все дело в этом простом, понятном и прагматичном западном подходе к сложным проблемам во взаимоотношениях Запада и Востока. Восток сегодня на самом деле слаб как духовно, так и физически. Но и Запад не такой уж сильный, как иногда кажется или как он старается представить себя. У него своих проблем предостаточно. Последний наглядный пример сегодняшних реалий мирового масштаба - финансово-экономический кризис, " застрельщиком" которого оказался не кто иной, как сам Запад, в первую очередь "цитадель мирового капитализма" - США, государство, которое уже однажды пережило Великую депрессию, из которой выходило вместе с остальным Западом не один год. Просто западные лидеры научились уверенно пугать. Однако история знает много фактов, подтверждающих мнение о том, что пугающий сам находится под постоянным воздействием страха. Не сила, а страх является причиной неадекватных действий, а иногда - и не до конца обдуманных решений, даже агрессии. Такие противоречия между Западом и Востоком существуют уже веками и, наверное, не исчезнут в обозримом будущем. Изменить все это кардинальным образом пока что не удается.
Но тем не менее "свет в конце тоннеля" вроде бы забрезжил: об этом можно судить по состоявшемуся в начале апреля 2009 года Лондонскому саммиту "большой двадцатки". На нем четко и громко раздался голос крупнейших и передовых стран именно Востока - Китая, Турции, арабского мира, России, Японии, Южной Кореи, Индии. Поэтому, как я полагаю и как уже бывало не однажды в прошлом, история сама поставит каждого на свое место. Так было бы лучше, без особых и никому не нужных потерь. В связи с этим хочу обратить внимание читателей на весьма существенную деталь. Хвастовство считается на Востоке недостойным занятием. Говорить правду - святое дело. Таким образом, историческая правда состоит в том, что Восток первоначально являлся более прогрессивным и высокоразвитым, нежели все остальные страны мира. На это неоднократно обращали и продолжают обращать внимание серьезные исследователи, в том числе и на Западе. Но я не об этом, хотя и сегодняшние реалии подтверждают, что Восток был таковым. Тем не менее уместно было бы напомнить, что Запад "открыл" для себя Восток под гром канонады своих боевых кораблей, да и христианство распространялось здесь далеко не на добровольных началах. Фактически Запад взамен полученного мало что дал Востоку, его жителям. Столетиями богатство Востока шло в сторону Запада. До середины ХХ века большая часть стран Востока существовала в статусе колонии, не имела даже относительной независимости. Несмотря на все это, Восток подарил Западу, я бы сказал шире, всему человечеству, такие новации, как компас и порох, шелк и благовония, чай и бумагу, ксилографию и многое другое. Жители Запада добровольно и осознанно принимали и продолжают принимать буддизм в его разновидностях, восточные единоборства, даже правила поведения и общения в быту. Вы скажете, и я с вами согласен, что все сказанное уже в прошлом, мы сегодня живем в других условиях, придерживаясь новых критериев морали, в том числе и политической. Все это - правда. Однако и сегодня я не вижу веских причин такого пренебрежительного отношения к Востоку. Восток - это вовсе не абстрактное географическое название. Там живет больше половины населения земли, и с этим приходится считаться. Запад может игнорировать наше и свое прошлое, не учитывать интересы Востока сегодня, но он не имеет права ставить под сомнение будущее мира, которое зависит от того, каким образом сложатся взаимоотношения Запада и Востока. Исключить из повестки дня этот важнейший вопрос мироустройства просто невозможно.
Это дало знать о себе именно после начала мирового финансово-экономического кризиса. Эта беда человечества не только заставила Восток и Запад попытаться объединить свои усилия в борьбе с этим мировым недугом, но и отбросить в сторону все существующие противоречия. Значит, все дело только в желании понимать и уважать интересы всех участников мирового финансово-экономического "спектакля", который постепенно превращается в трагикомедию.
После такого длинного экскурса давайте просто так зададимся риторическим вопросом: что перенял Восток у Запада? Я не стану озвучивать свой вариант ответа. Он почти совпадает с вашими выводами. Нам - Западу и Востоку было бы хорошо и комфортно начать все свои взаимоотношения, как теперь модно говорить, с чистого листа, "перезагрузить" программу, выйти на нормальный, достойный уровень общения, не навязывая друг другу своих ценностей, стандартов. История учит, что всякое действие приводит к ответным действиям. Это не всегда заканчивается хорошо. Ведь возможен вариант сложения ценностей с новейшими технологиями, и совместными усилиями установить некие удобные для всех универсальные правила игры.
Рафик АЛИЕВ, доктор философских наук, профессор № 84(2045) Чт., 14 Мая 2009
|