КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 25.05.2009
23:23  Безработные Ю.Истанов и Г.Эстебесова сняли свои кандидатуры с выборов президента Киргизии
21:13  Общественный фонд "Казахское ханство" решил соорудить в Шымкенте памятник Нурсултану Назарбаеву
20:10  Справки подвели. ЦИК Кыргызстана не дал О.Болтурукову баллотироваться в президенты
15:09  Кто похитил 100 миллионов? Глава департамента сельского хозяйства Карагандинской области заподозрен в крупной афере
14:13  Введен комендантский час. В Пенджабе взбунтовались сикхи из касты "неприкасаемых"
14:06  "Око": Кто в ответе за беду? Каспийских тюленей могли погубить браконьеры
13:42  Прервано грузовое железнодорожное сообщение между Казахстаном и Узбекистаном

12:58  Ю.Сигов: Раскроется ли Шанхайский зонтик над СНГ "по-китайски"?
12:47  Г.Таджиев: Манат без нулей. Обновленный манат слишком дорог...
12:42  Defense News: США пора уйти из Афганистана
12:22  А.Моторина: Красота - дорогая сила. Несмотря на кризис, эстетическая медицина в Казахстане успешно развивается
12:05  КНБ подтвердил факт ареста экс-главы "Казатомпрома" Мухтара Джакишева
11:59  К.Халили (вице-президент Афгана): "Нам не нужна американская модель. У нас свой, афганский путь" (интервью "Известиям")
11:24  "Гундогар": Исчезнувший. 25 мая 2009 года исполняется 60 лет со дня рождения узника Туркменбаши Бориса Шихмурадова
11:17  Подписано соглашение о поставках иранского газа в Пакистан
10:09  В России выпущены памятные медали в честь В.Ленина, И.Сталина... В.Путина, Д.Медведева (фото)
10:04  Т.Атаев: Нефть как движущая сила. "Армянский" и "курдский" факторы в геополитике после 2-ой мировой войны
09:49  Адил Тойганбаев - Нация: создать себя
09:27  На президентских выборах в Монголии победил оппозиционный кандидат Цахиагийн Элбэгдорж
08:33  Казахстан и Россия по-братски обменялись кусками железных дорог
07:36  А.Конуров: Хороший мужик был... На смерть Но Му Хена
06:17  Дали в глаз на дне рождения замакима области. Восточно-казахстанских чиновников-драчунов посадят на 2 года
06:02  "Economist": На крючок ФБР попали террористы, мечтавшие затмить события 11 сентября
06:00  "Guardian": Президентские выборы в Афганистане как инструмент обеспечения имиджа независимой страны
05:58  "РГ": Час Астаны, или Саммит по себе
05:53  Т.Бурнос: Киевский котел. Ю.Тимошенко попыталась в Астане понравиться В.Путину и Н.Назарбаеву
05:50  Н.Кузьмин: Антикризисный союз. Таможенный союз можно рассматривать как "спасательный круг" для России, Белоруссии и Казахстана
05:47  "ВН": В поисках справедливой цены. ОПЕК попытается довести стоимость "черного золота" до 80 долларов
05:45  "Къ": Россия и Украина подогревают газ. Эксперты ждут нового кризиса
05:40  "НВ": Отчего гибнут тюлени? Каспийское море повторяет опыт Нигерии
05:36  Б.Аргуновский: Юрты без революции. Голосование в Монголии прошло спокойно
05:27  "КП": Запад любит порножуть. Первая в истории китайская гей-мелодрама "Весенняя лихорадка" получила приз Каннского кинофестиваля
05:26  В.Скосырев: США тянут Индию в свой лагерь. Манмохан Сингх сформировал правительство
05:22  Аброл Кахаров: Мама. На этом месте, где раскинулся современный город Тараз... (эссе)
05:20  Д.Холматов: Локализация second hand. В условиях экономического кризиса Узбекистан делает ставку на импортозамещение
05:19  "ЭК": Узбекскому газу добавят стоимости. Ставка на развитие переработки
05:14  Подвел 13-й этаж. Горит высочайшее здание Южного полушария - 305-метровая Сиднейская башня
05:09  Арестованы трое вице-президентов "Казатомпрома" - Д.Парфенов, А.Касабеков и М.Цоцория
02:42  У.Суваналиев: Смогут ли законодатели Кыргызстана контролировать деятельность НПО?
00:50  Сохраним биоразнообразие Казахстана. Круглый стол в Алматы
00:39  О.Рустамбекова: Кому нужен образ злого Узбекистана?
Воскресенье, 24.05.2009
10:56  С.Тарасов: Турция и Запад оставляют Азербайджан наедине с сюрпризами
10:49  А.Балиев: Анатомия краха. Экономическое разрушение СССР осуществляло его руководство?
10:39  Звезды эстрады Таджикистана выступят с благотворительным гала-концертом в Москве
10:11  "Time": Рахмон не хочет, чтобы таджикские чиновники примазывались к его славе
09:44  Т.Рафикоглу: Крупные столкновения в Тебризе. Иранская полиция разгоняет протестующих азербайджанцев
09:15  Олег Маслов: Китай и кризис, или Когда Пекин станет править миром
09:07  Шоди Шабдолов (лидер Компартии Таджикистана): "Этот кризис непременно откроет ворота многим странам к социализму"
08:40  "Эхо": Сомалийские пираты учились при СССР в Бакинском Каспийском высшем военно-морском училище
06:53  Энхбаяр против Элбэгдоржа. В Монголии начались президентские выборы
00:18  "НВ": Казахстан продлил срок ареста израильскому оружейнику Б.Шейнкману
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Адил Тойганбаев - Нация: создать себяАдил Тойганбаев - Нация: создать себя
09:49 25.05.2009

НАЦИЯ: СОЗДАТЬ СЕБЯ

Автор: Адил ТОЙГАНБАЕВ, руководитель Экспертного Центра национальной стратегии

Когда охранители, вроде бы заботясь о сохранении народа, делают ставку на увещевание власти и запретительные меры, они просто не понимают, какой дешевый и ненадежный фундамент закладывают под свои проекты. Ведь если все так элементарно, то в ближайшем будущем можно будет так же (одной декларацией) упразднить и их собственный уклад.

Национальный стиль, ментальность, национальная культура в исполнении охранителей действительно выглядят нуждающимися в защите; проще сказать, выглядят нездорово: чихни – и не станет.

Не понимая нового, а на деле - не умея обращаться с ним, охранитель объявляет ему войну. Что же удивительного, если после этого его собственный жизненный багаж объявляют старьем? И что удивительного в том, что его консерватизм воспринимают как ворчание старьевщика, как унылое недовольство крота по поводу восхода Солнца?

Консерватизм у нас – весьма дискредитированное понятие.

При этом все националисты-охранители одинаковы – они слишком камерны, слишком оторваны от реальной жизни, слишком виктимны. В них сквозит готовность заранее убедительно объяснить, "почему ничего не получилось". Они - готовые проигранты чужой игры. Замшелые и нелепые, угрюмые и мелочные, они, сами того не желая, осуществляют свою историческую миссию – дискредитацию национальной идеи, ее принудительную смычку с прошлым.

Хорошо, когда бережно дуть на каждый черепок настроен археолог: это сердцевина его профессии. Но если ты претендуешь на защиту национализма в современной, конфликтной политике, качество твоей роли должно быть совершенно иным. Наступательным, прежде всего. Сосредоточенным на сути, на миссии нации, а не на вопросах косвенной важности. Атрибутика и аргументация – это хорошо. Но прежде должна быть Идея, к которой их можно отнести.

Та стена, у которой мы упрямо мнемся уже много лет, не желая этого признавать – стена между резервацией и империей. Но народ должен все-таки жить по одну, определенную, сторону. Третьей стороны нет. А неготовность называть вещи своими именами означает отсутствие жизни, и больше ничего.

И национализм у нас будет разный – национализм резервации и национализм империи.

Первый вариант предполагает охранительство, защиту. И этим сразу ставит в неправильное положение. От чего предполагается защищаться? От всего прагматически выигрышного или просто популярного. Защищаться – вместо того, чтобы использовать. Поэтому защитники сразу выделяют молодежь и горожан как зону риска и встают на сторону тех, кто либо не имеет доступа к информации, либо не умеет или не желает ей пользоваться. Сценарий закрытой жизни в окружающем мире находит наибольший отклик в сердцах тех, кто неспособен к конкуренции. Неважно, в силу чего – необразованности, лени или возраста. Апеллировать национал-охранитель будет к потенциальным неудачникам, и так везде.

Другое дело, что и управлять такими проще. Вместо сложных социальных мотивационных схем работает потакание низменным инстинктам. Получается, в национальном вопросе только прими позицию защиты – окажешься олицетворением примитива в чужой игре.

Национализм резервации – это всегда стратегия выживания. А выживание минимализует народ. Смотрите, кого ставят в пример охранители. Какие государства наиболее последовательно отстаивают свою сельскую, сувенирную идентичность в чуждом глобализированном мире?

Эстония, например. Молочная страна с хуторским менталитетом, мечта теоретиков национальной идеи девятнадцатого века. Эффективное сельское хозяйство, помноженное на культ этнографического музея. Общенациональное пение под открытым небом. Осуществленная мечта и казахских, и русских национал-охранителей. Разумеется, повсеместный национальный язык, зачастую - национальная одежда. В этом же ряду – Западная Украина, отчасти Восточная Европа, даже Бельгия (во фламандской ее части).

Этнографический национализм, триумф молочников и кондитеров, неиндустриальный "культурный" тип развития, не подходит казахской нации по трем причинам. Во-первых, это курс пожилых. Даже будучи по возрасту молодыми, этнографические националисты оказываются маленькими тщедушными старичками. Дети, отказавшиеся от унифицированной моды – это, определенно, забавно. (О чем-то подобном мечтали славянофилы, десятилетиями мечтательно высиживая перед самоваром). Но для старины нужен бабушкин сундук, откуда все это красочное изобилие берется. Вышеупомянутые страны имеют вполне позитивный этнографический бэкграунд, и бабушкиных сундуков там изобилие. Но вот наш казахский девятнадцатый-двадцатый век не оставил нам такой комфортной непосредственной преемственности, наш национальный очаг – зона трагедии, а не элегии. Мы должны возродиться из исторического небытия, а не культивировать недавнее прошлое. В этом наше отличие от эстонцев: у нас нет уютного позавчера, бабушкиного сундука и теплого самовара. Наш опыт – опыт катастрофы.

Если нам предстоит жить, то это будет жизнь молодых первооткрывателей, а не пенсионеров на Певческом поле.

Во-вторых, это скучно. Не значит "плохо вообще", но нам – скучно. Мы генетически не крестьяне, у нас другие приоритеты, мы откликаемся на другие пароли, нам по душе кочевники, воины, пусть даже разбойники... но умеренная и размеренная крестьянская мудрость нам – чужая.

Этнический национализм слишком нагляден и ограничен, чтобы искать в нем повод для побед. Нам нужен огонь. Большой, яркий, обжигающий костер. Доменная печь, а не печка-голландка. Успокоение нам ни к чему, у нас другой исторический цикл. Вот в старости – другое дело. Обязательно построим свой этнографический уголок для воспоминаний.

Сейчас же нам предстоит Свершение. Чтобы было потом, что вспоминать.

В-третьих, Казахстану Бельгией или Эстонией никогда не быть. Не позволят. Слишком острый у нас угол смыкания с большими державами, слишком большая и изобильная сырьевыми запасами территория. Слишком лакомый кусок. На таких землях этнографические резервации если и строятся, то долго не стоят.

Национализм резервации – проект для небольших народов, со скромным и невзыскательным прошлым. Когда будущее становится бесконечным переживанием такого прошлого.

Если национализм резервации замыкается на себе, на недоверии окружающему миру и мерах карантина в его отношении, то национализм империи – проект отрытый, разомкнутый, амбициозный.

Если сравнить нации, развивающиеся по таким сценариям, то отличия окажутся на поверхности. И основное из них – народы резервации это вполне сформировавшиеся экспонаты. (Люди, конечно, живут или стараются жить – но с точки зрения национал-охранителей такие народы нуждаются исключительно в одном - оставаться такими, какими они были когда-то). А народы империй всегда находятся в фазе развития, изменения. Их главный признак в том, что человеком империи можно стать. В народ империи можно влиться. А главное, этого может многим хотеться. Можно стать американцем, как можно было стать римлянином. Отчасти (ибо империя там – в прошлом) можно стать англичанином или французом (что удалось многим представителям постколониальных элит, они связали себя с новой родиной). В советское время элементарно было стать soviets – сколько испанских иммигрантов совершили эту трансформацию! Так и европеец элементарно становился частью мусульманской нации – как Лоуренс Аравийский.

Культурная матрица, воплощенная в реальности живого языка, умеренный, но постоянный приток иностранной крови, вожделенная многими народами мечта, воплощенная именно твоей нацией – вот признаки империи. Римской, Монгольской, Британской... Империя становится производной народа, готового охватить ойкумену, готового стать этой ойкуменой. При этом реакция многих кровей создает подлинные Нации. Не народности, которым в конце девятнадцатого века прописали обязательную государственность, обрекая тысячи "племен" на бесконечное деление и деградацию. Ведь идея всеобщей национальной государственности раз за разом провозглашается именно на руинах империй, когда утрачиваются благородные человеческие связи. Однако людей так можно делить до бесконечности. Что и было сделано – суета вокруг "национальных государств" унесла десятки миллионов жизней в прошлом веке. Стала беспрецедентным даже в сравнении с религиозными войнами оправданием для массовых убийств и разрушения жизненного пространства. Лживая забота об интересах "малых народов" отбросила их в прошлое. От Югославии до Руанды.

Большие проекты остаются делом Больших наций.

Все-таки "стать ойкуменой" интереснее повышения жирности масла. Или исследований национального костюма в шестнадцатом веке. Впрочем, каждому свое.

Казахи находятся в ситуации, настоятельно но неизбежно побуждающей к имперскому, "чингизовскому" выбору. Пространство Восточного Турана, Центральной Азии – это готовая арена для сверхисторических свершений. Если их не совершим мы – совершат другие. Одно понятно со всей определенностью – цикл мелких национальных государств пройден. Это было междуцарствие. Фрагментирование уступает место Синтезу.

Как реализует свой выбор имперская нация? Какие подходы являются для нее наиболее востребованными и эффективными?

В нашей ситуации выход на большой имперский проект неизбежно будет эксклюзивным. Мы не Америка и не Австралия, создающие нации с нуля. Мы должны сохранить казахскую реальность, и без новых исторических вызовов и перегрузок подорванную и истощенную за последние века.

Наша миссия - стать современными консерваторами, сохраняющими дух нации. Но сохраняющими его не просто так, как забавную вещицу в колбе – сохраняющими для достойных свершений в будущем.

Необходимо выстраивать формат современного национального государства, ориентированного на переход к континентальному масштабу задач. Но для начала – национального государства. Пренебрегая этим этапом, мы теряем себя, не приобретая ничего.

Какие меры не допустят такой потери?

В области государственного строительства – акцент на национальном, а не просто абстрактном гражданском формате государственности. Унитарная модель страны. Качественные преференции национальному языку и его носителям (независимо от их национальности). Допустимость экономической и культурной обособленной активности национальных меньшинств, но не их политической обособленности. В условиях переходного периода допускается региональное или отраслевое применение национальных квот. В любом конфликте интересов нации и государства предпочтение отдается нации. (Ее Собственная роль выше ценности любой стабильности и ее интересы реализуются даже ценой риска стабильности).

Республиканская, национально-демократическая позиция не является националистической в привычном смысле слова и даже противоречит ей по многим пунктам. Ее смысл – оборона нации, но не исключительность или выстраивание людей по национальной иерархии. Она не претендует на чужое, она отстаивает свое. ("Не наше – лучшее, а лучшее – наше!", говорит развивающийся, а не деградирующий народ). Такая позиция исходит из приоритетов присоединения к развитому миру, культурного многообразия и действенного трехъязычия в республике. Нацию имеет смысл не запирать в карантинный бокс, что сделает ее бессильной и безвольной, а настраивать на активную роль в открытом и бросающем вызов мире.

На состязательность.

Национал-демократическая позиция находится ровно между глобализмом, стирающим все национальное с лица планеты, и традиционализмом, отрицающим любые изменения и безмерно идеализирующим Прошлое.

Так и максимальное многояычие есть не ущемление национального достоинства казахов, а ровно наоборот – действенная мера по их усилению, одна из гарантий их конкурентоспособности.

"Открытое государство в открытом мире". Настаивая на нахождении своего Пути, собственной неповторимой роли в мире, страна неизбежно предпочитает вызовы и активность консерватизму и стагнации. Страна должна быть точкой приложения многих интересов: а таковой она становится только тогда, когда в нее хотят приезжать иностранцы. Необходимы и востребованы инновационные учебные и научно-технические программы, при реализации которых иностранным специалистам будет интересно и выгодно работать в стране на долгосрочных или постоянных контрактах, работать на казахскую идентичность, даже не становясь ее частью. Это – нормальный процесс

Равно как и национальная мечта, национальная культура должна быть не принудительным нафталином, а цивилизационным стандартом, конкурентном на уровне, к примеру, японской культуры. "Казахское" перспективно лишь как объект интереса других.

Исторические ориентиры у нас как-раз по двум краям континента – Турция и Япония. Что там, что здесь - исключительный идеал национального величия, помноженный на драматический разрыв с Прошлым. Излиший традиционализм (это относится и к Дай Ниппон Тэйкоку, и к Османам) порабощает. Прошлое порабощает. Можно интересоваться им и любить, но можно и попасть в наркотическую зависимость.

При этом национальная демократия не обязательно тождественна американской. Раз бывает греческая или скандинавская, отчего бы не явиться казахской?

Казахское будущее строится в том числе и на основах программы "культурной репатриации", предоставляющей открытые возможности всем без исключения проживающим в республике.

Казахская модель – это не melting pot американской мечты, не плавильный котел новой идентичности. Но и не национальная резервация. Казахская идентичность – живая. Она предполагает изменения и пластичность, она интегрирует в себя других, как и любая другая живая нация. Если можно стать французом, то можно стать казахом. И это лучше, чем быть безликим "казахстанцем".

Абсорбция не может быть принудительной, но задача государства – открытость и помощь тем, кто видит такую перспективу своей собственной. А значит, высоки требования к языковым образовательным стандартам, к трудоустройству и реальной жизненной востребованности новых "культурных репатриантов".

Человек может этого и не хотеть – его право. На территории Казахстана гражданин любой нации должен чувствовать себя защищенно и комфортно, никто не посягает на его мир. Но "дома" здесь он чувствовать себя должен не больше, чем итальянец в Англии или датчанин в Индии.

Это нормально - в любой стране есть национальные меньшинства, но это не создает многонациональной государственности. Примеров многонациональной государственности мы вообще знаем крайне мало. В лучшем случае – Канада, где квебекская проблема ощутимо детонирует гражданский мир, в худшем – Югославия (без комментариев).

Объективный подход очевиден: одна страна – один народ!

Объективно это выглядит так: население республики – казахи и другие национальности, с казахским гражданством или без.

При этом гражданство определяется предельно однозначно: это собственное участие в судьбе казахского народа (человек работает в стране, платит здесь налоги, реализует свое избирательное право), в казахском национальном проекте, на казахском языке.

Задачи, поставленные в рамках такой масштабной программы, как "культурная репатриация", способны стать мощной мотивацией для подъема национального языка, что необходимо нам в первую очередь. Фактически они создают рынок для образовательных, исследовательских, книгоиздательских языковых проектов – то есть переводят казахское возрождение в реальную и практическую плоскость, прочь от досужих мечтаний и кухонных дискуссий. Такова естественная республиканская национал-демократическая программа. Востребованная страной, как ключ от будущего.

Источник - Позиция.su
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1243230540
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев: Сенаторы инициируют 16 законопроектов
- А. Мамин с рабочей поездкой посетил Западно-Казахстанскую область
- Не перепутать: фонды имени Елбасы
- Состоялось заседание Общественного совета Агентства по стратегическому планированию и реформам РК
- Национализм по-казахски: претензий – выше крыши, идей – кот наплакал
- Кадровые перестановки
- Антикоррупционной службой расследуется уголовное дело в отношении руководства РГП на ПХВ "Фитосанитария"
- Экс-премьер министр Серик Ахметов отбыл срок наказания
- Антикоррупционной службой по Восточно-Казахстанской области пресечена деятельность преступной группы в количестве 11-ти сотрудников Инспекции транспортного контроля
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх