С.Кожемякин: Кыргызстан - удар по культуре. Мало превратить страну в сырьевой придаток... 13:34 26.05.2009
УДАР ПО КУЛЬТУРЕ Мало превратить страну в сырьевой придаток, в источник для пополнения карманов местных воришек и заокеанских воров. Нужно это состояние сохранить. Но как? Отключив у людей здравый смысл, лишив их разума, заменив его низменными инстинктами. Что, собственно, и делается в Кыргызстане. Нашу культуру, наше образование, все ценности, которые позволяют человеку оставаться человеком, целенаправленно уничтожают.
Опасные раны
В прошлом выпуске рубрики мы затронули плачевное состояние, в котором оказалась промышленность Кыргызстана. Да и вся экономика в целом. Ситуация, что и говорить, тяжелая. Та дорога, по которой сейчас движется Кыргызстан, к улучшениям (реальным, а не показушным) не приведет. Потому что дорога эта направлена совсем в иную сторону – к окончательному встраиванию нашей страны в капиталистическую хозяйственную систему. Только вот статус, который отводится нам в этой системе, далек от положения в ней США и стран Европы. Кыргызстану отводится роль батрака при хозяине, бедного сырьевого придатка, обслуживающего интересы Запада. Нас повели по этой дороге почти два десятка лет назад, и нынешняя власть, сколь бы ни были пафосными ее победные реляции (вспомним, хотя бы, недавнее заявление Курманбека Бакиева в Джалал-Абаде, посоветовавшего всем, кто не видит громадных достижений последних четырех лет, обратиться к доктору Исманкулову), сворачивать с нее не собирается.
Это – экономика. Ее деформация чрезвычайно болезненна для страны. Но удар, нанесенный по нашему обществу в начале 90-х, не ограничивается одной экономикой. Падение промышленного производства, упадок сельского хозяйства – вещи тяжелые, но не смертельные. Эти раны можно залечить. Было бы желание. И была бы власть, заинтересованная в развитии страны. Куда страшнее другая рана. Рана, поразившая не только тело, но и душу народа. Реформы, начавшиеся восемнадцать лет назад (хотя точнее будет назвать их тотальным разрушением общества), затронули не только экономику и политику. Серьезные потрясения ожидали и культурную сферу. Причем во всех ее проявлениях – и образование, и мировоззрение людей, и искусство, и науку. Такие раны опасны. Они лишают страну будущего, ставят крест на самой возможности что-то изменить к лучшему. Можно сказать так: удар по экономике превращает страну в придаток Запада, а удар по культуре увековечивает это положение, заставляет людей смириться с незавидной участью, предотвращает вероятность того, что когда-нибудь народ решит вернуться к нормальному, действительно независимому от забугорных хозяев развитию.
От чего ушли и к чему пришли
Какими же средствами это достигается? В первую очередь масштабной пропагандой чуждых нам ценностей и разрушением нравственного стержня людей. Нас пугали и продолжают пугать советской пропагандой. Что ж, сравним. В советское время пропагандировали доброту и взаимопомощь, культуру и спорт, здоровый образ жизни. Вспомните наши старые добрые фильмы, мультики, содержание газет и журналов. А если и говорили о хищном западном империализме – где же тут неправда? Участь Югославии, Ирака, Афганистана, да и нашей собственной страны, из которой этот паук высасывает жизненные соки – хорошие примеры. Мало мы слушались советской пропаганды – вот и поплатились. Как Иванушка, который начхал на предупреждения своей сестрицы Аленушки, и стал козленочком. Так что пропаганда пропаганде рознь.
Та массовая пропаганда, которой подвергают нас сейчас, направлена на противоположную цель. Грубо говоря, нас хотят сделать теми самыми "козлятами", послушно бредущими туда, куда укажут. Во-первых, нас всеми силами пытаются уверить в том, что капитализм (и наше место в нем) – единственно возможный путь. Для этого смешивается с грязью советский период нашей истории, утверждается, что социализм ведет в тупик, что только рыночные отношения имеют право на существование. Конечно, это чепуха. Экономический строй, при котором 10 процентов населения Земли жируют, а остальные 90 – голодают либо скудно питаются, который всего за пять веков своей жизни сумел поставить на грань уничтожения природу, эволюционировавшую пять миллиардов лет, глупо называть "единственно возможным". Но нас подводят именно к этой мысли. Потому что она выгодна Западу и тем, кто взялся за защиту его интересов в Кыргызстане. Телевизионные передачи, газетные материалы, школьные и университетские программы обучения, заявления политиков – все это призвано отключить в нас здравый смысл, предотвратить возникновение в головах людей вполне разумного вопроса: "если этот строй привел нас к кризису и обнищанию, почему мы должны и дальше этот строй поддерживать, а не искать ему замену?". Такие вопросы и люди, их задающие, хозяевам не нужны. Им нужны туповатые жвачные, принимающие осуществляемые над ними эксперименты безо всяких возражений.
Торжество безнравственности
Этой цели служит следующий блок ударов, наносимых по нашей культуре. Разрушается мировоззрение людей, их нравственные устои. Нас заставляют изменить само понятие о добре и зле. А ведь это и есть центральный нерв как отдельного человека, так и общества в целом. Если убедить людей, что белое является черным, а черное – белым, поменять местами добро и зло, заразить людей цинизмом, равнодушием к любым ценностям, опошлить все святой и чистое – народ перестает быть народом. Он превращается в сборище одиночек с запрограммированным сознанием, роботов, не имеющих ни разума, ни совести.
Судите сами. В наше традиционное общество, которое веками жило по законам коллективизма, взаимопомощи, братства (да по-другому в этих довольно непростых природно-климатических условиях и выжить-то нельзя) активно внедряется вирус индивидуализма. Человека с самых малых лет заставляют думать, что главное в жизни – личное благополучие, а каким оно будет достигнуто образом – не столь важно. "Бери от жизни все!" - вот девиз, который навязывается молодежи. Скромные попытки отдельных общественных деятелей воззвать к разуму, напомнить, что есть куда более важные ценности, чем нажива, потребление и жизнь только "для себя любимого" тонут в потоке фильмов, клипов и т.д., где главный герой – это крутой парень, который не брезгует даже самыми грязными средствами и легко перешагивает через оказавшихся более слабыми конкурентов. Вот и пришли мы к тому, что человек стал судиться не по тому, насколько он порядочен, трудолюбив, отзывчив, а по тому, сколько у него "бабла", насколько "навороченный" у него сотовый телефон и автомобиль, и умеет ли он утопить ближнего, чтобы самому оказаться на вершине богатства и власти. Именно такое существо – с отсутствием совести, с патологической жаждой денег и власти, но с мозгом гориллы – стало героем нашего времени. Не врач, не учитель, не крестьянин, не рабочий, не военный…
Во всей этой ситуации больше всего жалко детей. Именно в детстве и в подростковый период человек наиболее восприимчив к тем сигналам, которые посылаются ему окружающей средой, именно в этом возрасте закладывается основа личности. В нормальной ситуации кирпичиками, из которых строится характер и личность человека, являются: честный труд не только для себя, но и на благо общества, порядочность, нетерпимость к воровству и предательству, способность к чистым отношениям и чувствам – дружбе, любви. То, что происходит сейчас, является полным извращением всей системы воспитания. С первых лет жизни на человека обрушивается жестокость и насилие, разврат и пошлость, самые невероятные суеверия и предрассудки. "Помогает" телевидение, компьютерные игры, киоски, увешанные журналами с пикантными изображениями. А потом наши чиновники удивляются высокому уровню преступности, наркомании и алкоголизма. Все светлое и чистое забивается и замалчивается. Поощряются звериные инстинкты. Инстинкты вместо разума – и это в двадцать первом-то веке! До чего мы докатились! Впрочем, нет здесь никакой случайности. Все идет по плану. Превратить высокообразованный, самый читающий народ в индивидов, руководствующихся не решениями, принимаемыми в мозгу, а сигналами, идущими из пищеварительной и половой системы – таков этот план.
Этой же самой цели отвечают и бесконечные реформирования в области образования. Все эти тестирования, сокращения часов, болонские системы направлены на то, чтобы уничтожить систему средней и высшей школы в нормальном ее понимании. Отныне школы и вузы должны формировать не разносторонне развитую личность, способную к тому же отличать добро от зла, а узко специализированный винтик. Который сможет лишь более или менее грамотно совершить ту или иную операцию на заводе, принадлежащем иностранному господину, но у которого и мысль не возникнет усомниться: а почему этот завод приносит прибыль лишь господину, а не моему народу?
В поисках потерянной духовности
Годы реформ привели к тому, что значительная часть нашего общества (особенно тяжело это сказалось на молодом поколении) оказалась оторванной от культуры. Люди перестали интересоваться искусством, новинками в литературе. Они живут, словно в скорлупе, не думая ни о чем, кроме как о том, как заработать, что купить и т.п. Конечно, влияет на это и общее обеднение населения (трудно думать об искусстве, когда кушать хочется), но причина не только в этом. И в войну было тяжело. Тем не менее, люди не замыкались в своем мирке, не ограничивали свое существование поиском "хлеба насущного". Главная причина в том, что человека насильно отучивают быть Человеком. Разумным, порядочным, стремящимся к знаниям и культуре.
Кратко описанная нами интервенция против духовности и культуры имеет ряд последствий. Точнее, несколько видов реакции со стороны людей. Одни становятся пассивными "жвачными", равнодушными ко всему, что происходит вокруг и смиренно принимающими удары судьбы. Другие "куют железо, пока горячо", делают деньги и развлекаются всеми возможными способами. А вот третьи не принимают ни того, ни другого, и пытаются найти выход из заколдованного круга, ограниченного рамками потребления, наживы, разврата. Многие из этих людей пополняют ряды религиозных организаций. А поскольку, например, официальный ислам в нашей стране у многих ассоциируется с властью и негативными признаками последней, то молодежь идет к фундаменталистам. Вроде "Хизб ут-Тахрира". Чтобы там найти себя, бороться с агрессией чуждых ценностей. Человек без духовности и культуры, состоящий из одних материальных потребностей, деградирует. Люди, уходящие в религию, и ищут эту самую духовность. Поэтому и тщетны попытки властей справиться с "хизбутовцами" арестами и тюрьмами. Корень – он ведь в самой власти, в самой системе, которая существует в Кыргызстане. Потому и будут вновь отрастать срезанные побеги.
Но, на наш взгляд, это не выход. Религиозный экстремизм и фанатизм в условиях Кыргызстана – явление закономерное, но тупиковое. Есть и другие способы сохранять и развивать нравственные ценности, культуру. Сейчас это сложно, но необходимо. Чтобы сохранить себя, сохранить страну, не дать превратить нас в молчаливую толпу пассивных и глупых существ. А удастся отстоять культуру и духовность – будут шансы наладить жизнь страны. И экономическую, и политическую. Иначе очередной удар, нанесенный по культуре, может стать контрольным выстрелом для всего общества.
Сергей КОЖЕМЯКИН 26.05.2009
|