А.Зайферт: Таджикская война и мир - взгляд со стороны 00:08 30.05.2009
Таджикская война и мир: взгляд со стороны
Через месяц, в июне, Таджикистан отметит 12 годовщину со дня подписания Соглашения о мире. Свое мнение о причинах войны и о том, как устанавливался мир, "АП" высказал немецкий дипломат Анри Зайферт.
- В годы гражданской войны вы работали в представительстве ОБСЕ в РТ и внесли определенный вклад в дело установления мира. Несомненно, у Вас есть свое мнение о причинах войны. Почему у нас произошла гражданская война? Какие факторы способствовали этому?
- Я думаю, что моя оценка совпадает с оценкой большинства ученых, которые занимаются этими проблемами. В качестве основных причин можно назвать не столько проблемы противостояния ислама и секуляризма, сколько местничества и регионализма.
В период трансформации советского строя, которая сопровождалась приватизацией государственной и коллективной собственности между региональными элитами страны, происходила острая конкуренция. К сожалению, элиты не смогли направить этот процесс в мирное русло, и в результате произошла конфронтация.
- Почему воюющие стороны сели за стол переговоров?
- Был целый ряд причин. Для нас, наблюдателей ОБСЕ, стало ясно уже к лету 96-го года, что военным путем конфликт решить невозможно. То есть, создалась патовая ситуация.
Второй главный фактор - усталость народа. Людям просто надоела война.
Такой пример. В тогдашней Ходжентской области в начале 97-го года начались первые демонстрации женщин, после того как им вернули тела мертвых сыновей, погибших во время боевых действий. Женщины требовали окончить гражданскую войну. Значит, были совершенно очевидные признаки того, что народ не был доволен продолжением войны.
И третья причина, конечно, роль международного сообщества. Россия, Иран, соседние государства, США, Евросоюз, были заинтересованы в окончании войны в Таджикистане. И, конечно, ООН здесь сыграла очень важную роль.
Но есть другой внутренний важный фактор - то, что руководство обеих сторон понимало ситуацию. Мне приходилось несколько раз быть наблюдателем от ОБСЕ на переговорах, лично беседовать с руководителями делегаций - Талбаком Назаровым и Ходжи Акбаром Тураджонзода. Они понимали, что продолжение гражданской войны создает реальную опасность существованию таджикскому государству.
Что касается субъективного фактора, то ключевую роль сыграли президент Э. Рахмон и покойный руководитель оппозиции С. Нури. Именно они устраняли преграды, когда переговоры заходили в тупик.
К субъективному фактору я бы хотел добавить следующее. Например, большое значение имело предложение командира Каратегинской долины Мирзохуджи Низомова заключить мир в Каратегинской долине в сентябре 1996 года. По-моему, эта смелая инициатива Низомова явилась каким-то переворотным моментом. Я тогда имел возможность поехать в Каратегинскую долину, встретиться с Низомовым в Гарме и поздравить его от имени ОБСЕ за такую инициативу.
В целом мирный процесс шел сложно. Между раундами переговоров шли боевые столкновения. Каждая сторона хотела давить на другую для того, чтобы она больше уступила на переговорах.
- Как у Вас зародилась идея создания проекта светско-исламского диалога в Таджикистане, которая существует вот уже восемь лет?
- Идея появилась после вооруженных столкновений между правительством Узбекистана и Исламским Движением Узбекистана в 1999 и 2000 году. Мы - Центр исследования деятельности ОБСЕ в Гамбурге, тогда исходили из того, что опыт примирения и компромиссов в Таджикистане мог быть полезен для урегулирования конфликта в Узбекистане. Поэтому мы предложили участникам мирного процесса в Таджикистане изучать опыт. Именно так и развивался этот диалог.
- Вы могли бы сказать о конкретных результатах этого проекта?
- В конкретной форме это наш документ "О мерах по укреплению доверия между секуляризмом и исламом в Таджикистане". Этот документ, без преувеличения, уникальный. Он пока единственный такого типа и на такую тему на пространстве ОБСЕ и в Центральной Азии. Документ можно считать программой минимум для всех сторон. Если бы удалось реализовать предложения, это было бы большим шагом вперед. Я очень сожалею, что меры были приняты к сведению, но не были претворены в жизнь.
- Можно ли использовать опыт осуществления данного проекта в других соседних государствах?
- Конечно, в каждой стране светско-исламский диалог имеет свою специфику. Но мы знаем от киргизских коллег, что они сильно интересуются таджикским опытом. В ноябре прошлого года, когда мы им передали документ "О мерах по укреплению доверия", они были в восторге, как далеко мы пошли в этом отношении.
Без национального согласия не может быть стабильности в обществе. Это мой главный вывод из гражданской войны и процесса ее урегулирования в Таджикистане.
ДОСЬЕ "АП":
Арне Клеменс Зайферт - профессиональный дипломат и востоковед. В 1964-1990 гг. работал в МИД ГДР, занимая различные дипломатические посты, включая должность посла в Кувейте. В 1996-97 гг. работал заведующим политическим отделом при миссии ОБСЕ в Таджикистане. Автор книг "О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ" и "Риски трансформации в Центральной Азии - пример Таджикистана". В настоящее время посол в отставке, спикер и один из основателей инициативы немецких дипломатов "Дипломаты за мир с исламским миром".
28.05.2009
Автор: Подготовил Султони ХАМАД, Asia-Plus
|