КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 03.06.2009
23:56  Бухаро-еврейский магнат Лев Леваев выводит в Россию сеть британских универмагов Debenhams
21:21  Зину прокатили. Избрать нового президента в Молдавии не удалось, неизбежны повторные выборы парламента
20:40  Министры обороны СНГ определили концептуальные подходы к развитию военного сотрудничества государств Содружества до 2015 года
19:55  Экономических санкций в отношении КНДР не будет
19:38  Казахстан. Уволен руководитель ГНПФ, получавший зарплату в размере более 1 млн тенге
18:46  Вуадиль. Узбекские пограничники взяли в плен 3-х военнослужащих Кыргызстана
16:48  И.Каримов: "Определенные силы хотели повторить события 2005 года при поддержке из-за рубежа"

12:33  С.Балмасов: Москва теряет позиции на индийском рынке. Миллиард "индийских" долларов улетел не в Россию, а во Францию
11:04  Wall Street Journal: Россия, благодаря энергетике, разделяет и властвует в Европе
10:59  А.Мехтиев: Мировой финансовый кризис никак не повредил интернет-индустрии. Совсем наоборот...
10:56  З.Вализода: Из пушки по воробьям. Нужен ли дополнительный контингент в Афганистане?
10:51  "10-ть негритят собрались пообедать...". С президентской гонки в Киргизии выбыл кандидат А.Абышев
10:47  Т.Юлдашев: Неуловимый "Исламский джихад". О последних событиях в Андижане
10:32  В Казахстане начинается суд над экс-министром природы Искаковым и двумя его замами
10:27  "ХТ": Чья идея "Аваза"? Любимый курорт туркменских башей совершенно нерентабелен
10:22  Голос Америки: Гадание на центральноазиатской газовой гуще
10:10  В.Дубовицкий: На Пянджском рубеже. Неизвестные эпизоды Великой Отечественной
10:08  М.Ламцов: Будни афганского цветоводства. Будет ли выращиваться шафран вместо опийного мака
10:06  Е.Гонтмахер: Подмастерья. Почему на российском рынке труда не хватает квалифицированных рабочих
09:19  "Он в тюрьме за правду". "Международная амнистия" наградила осужденного бакинского журалиста Э.Фатуллаева
08:47  Т.Дуйшебаев: Судьба гандболиста. Сколько бы мне ни пытались доказать, что я испанец, ничего не выйдет. Я - кыргыз
08:23  Пахать надо без борозд с поворотом на 180 градусов. Узбекские ученые разработали новую технологию обработки почвы
08:19  Омбудсмен З.Ализода: Ситуация с правами человека в Таджикистане с каждым годом улучшается
08:17  З.Байбусанова: Гуманистическое содержание культуры ислама
08:14  С.Коломнин: Военные тайна. Именно в Анголе СССР впервые захватил американский "Стингер", но зато... потерял "Град"
07:59  UPI: ОБСЕ утверждает, что кыргызская милиция действительно реформируется
07:55  А.Варненчик: Непорочное зачатие. C 2010 года экстракорпоральное оплодотворение станет в Казахстане бесплатным
07:53  "ВН": Китайская практика. Гайтнер послал в Пекин Доллара
07:51  М.Мамаев: Война миров. Эскалация насилия на Корейском полуострове повышает геополитические риски для ЦентрАзии
07:49  Е.Михайлова: "Казатомпром" останется национальным. Слухи о продаже не подтверждаются
07:39  Ю.Галенович: Мечта о гармонии. Китай устал от классовой борьбы
07:36  С.Кожемякин: Обыкновенный вандализм. Бишкек - прощай, город-сад
07:06  С.Баталов: Человек, который был верен себе. Архимандрит Иакинф (Бичурин) - с него пошло российское востоковедение
07:01  В.Панфилова: Ашхабад предъявит иск "Газпрому". Сегодня начались российско-туркменские переговоры по вопросам межгосударственных отношений
06:59  "НГ": ОДКБ собирает ударный кулак. Численность КСОР составит 20 тысяч военнослужащих
05:45  На XVIII Международном кинофоруме "Золотой витязь" приз за лучшую операторскую работу получил узбекистанский режиссер-оператор Ш.Махмудов
04:34  Hummer станет китайским. GM продает супер-бренд Sichuan Tengzhong
01:10  С.Шерматова: После ИДУ. Возвращение боевиков в Ферганскую долину - начало реванша или завершение темы?
00:44  Аждар Куртов: Справится ли Средняя Азия с религиозным экстремизмом? (веб-конференция)
00:23  Н.Кузьмин: Агрегированная оппозиция Казахстана
00:17  "НВ": Русские-соотечественники из Таджикистана ехать в Россию не торопятся
00:14  Э.Касаев: Иностранные инвесторы в энергетическом секторе Ирана
00:12  "Asia Times": "Хорошие" талибы ничем не лучше "плохих"
00:00  К.Гамсахурдия: "Государственность Грузии - очень хрупкое порождение"
Вторник, 02.06.2009
23:57  На севере Таджикистана за последние три дня задержаны 14 членов "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"
23:40  Cтрана.Ру: Туркмении придется пойти на уступки "Газпрому"
22:30  Г.Илеуова: "Президент Н.Назарбаев сейчас наложил вето, но это похоже на пиар-ход с его стороны..."
21:14  Н.Исаев: Честный вор. Бизнес-"методы" Р.Алиева
20:02  С.Рахимбаев: ОБСЕ - председательствование Казахстана уже "работает"
19:59  Китайцы и евреи в Хунане откопали самый древний в мире горшок - 18 тыс. лет
19:50  К.Кабылдин (глава "КазМунайГаз"): "Разработан комплексный план развития трех НПЗ" (интервью)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
С.Баталов: Человек, который был верен себе. Архимандрит Иакинф (Бичурин) - с него пошло российское востоковедение
07:06 03.06.2009

Человек, который был верен себе
Действовать всегда в согласии с собственной совестью – вот в чем истинная свобода

Архимандрит Иакинф разгуливал по Пекину, одетый в традиционный китайский наряд.
Биографы и романисты тратят месяцы и годы на то, чтобы воссоздать картину жизни человека, о котором они хотят написать. Они засиживаются в библиотеках, ищут информацию о нем в интернете, перепроверяя факты, по возможности общаются с его современниками, лично его знавшими, посещают те места, где он родился и где бывал. Но отнюдь не всегда авторы объективны в своей оценке, а романисты так и вовсе могут грешить тем, что в их произведениях понравившийся им, но неподтвержденный факт подается за единственно возможный и обрастает с помощью воображения писателя вымыслом, далеким от того, что было на самом деле.

Даже о ныне живущих писать не так легко. Один и тот же человек может казаться кому-то негодяем, а кому-то воплощением добродетели. Хороший муж не всегда хороший отец. Плохой писатель не всегда плохой критик других творцов. Писать же о тех, кто давно ушел из жизни, несомненно, весьма ответственный шаг. И если уж мы за собой признаем многогранность и зачастую считаем себя людьми сложными, то не стоит лишать этой многогранности и сложности других.

Иакинф Бичурин – человек явно непростой. Поэтому-то при его жизни и после его смерти о нем накопилось немало противоречивых сведений, но тем не менее его имя знакомо сегодня пушкинистам, историкам, религиоведам, синологам и многим другим. Он был переводчиком, ученым, монахом и уже при своей жизни получил признание за пределами России как человек большого ума, к мнению которого можно прислушиваться.

Он родился в 1777 году и прожил более 80 лет, насыщенных яркими событиями. Никита Бичурин начал свое обучение в училище нотного пения, а в 1785 году поступил в Казанскую семинарию, где и получил свою фамилию по названию села в Казанской губернии, куда переехали его родители вскоре после его рождения. В старину служители Церкви не имели фамилий и при зачислении в духовную семинарию ректоры или смотрители давали детям фамилии по своему усмотрению, что и произошло с Никитой.

Окончив курс в 1799 году, Бичурин начинает преподавать грамматику все в том же заведении, которое к тому времени стало академией. Но в 1800 году, когда молодому человеку было 22 года, он постригся в монахи. Есть мнение, и небезосновательное, что это произошло на романтической почве. Внучатая племянница Бичурина пересказывала в свое время семейное предание, за достоверность которого, однако, не могла поручиться, о том, что ее дед и его двоюродный брат после окончания семинарии влюбились в одну и ту же девушку и, чтобы не ссориться, решили вместе просить у нее руки, и тот, кому она откажет, должен был стать монахом... В результате девушка отдала предпочтение брату Бичурина, а ему самому ничего не оставалось, как выполнить уговор. Впрочем, ни одна мысль не растет на пустом месте. И идея уйти в монастырь появилась наверняка тоже не случайно, несмотря на то, была ли это неразделенная любовь или внушение преподавателей, желавших, чтобы способный ученик посвятил себя Церкви, – ведь Бичурин воспитывался в духовной семье, его отец был простым дьячком.

Вскоре его возводят в сан архимандрита, но так как этот сан могли получить только достигшие тридцатилетия, Никите Бичурину (в монашестве – Иакинфу) приписывают лишние годы. После чего его назначают ректором в Иркутскую духовную семинарию и настоятелем Вознесенского монастыря. Ему покровительствует митрополит Амвросий, и у 25-летнего Иакинфа (Бичурина) есть все шансы стать в ближайшем будущем епископом, но этому не суждено было сбыться.

Его осуждают за "содержание девки под видом келейника". Именно такими словами написано в деле на 447 листах, которое сохранилось в архивах Синода. После этого за Иакинфом (Бичуриным) закрепился эпитет "сластолюбца". Впрочем, не все здесь так просто и впору вспомнить строки одного из шекспировских сонетов: "Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть/ Напраслина страшнее обличенья/ И гибнет радость, коль ее судить/ Должно чужое, а не наше мнение/ Как может взгляд чужих порочных глаз/ Щадить во мне игру горячей крови?/ Пусть грешен я, но грешнее вас/ Мои шпионы, мастера злословья".

"Девка", упоминающаяся в деле, была возлюбленной Иакинфа – крепостная актриса, которую он выкупил и, рискуя собственной карьерой, поселил в своей келье под именем послушника Адриана. Первоначально об этом узнали семинаристы, которые пытались найти изъян в преподавателе, поскольку тот был строг и требовал дисциплины ранее там не наблюдавшейся. Безусловно, он нарушил монастырские правила и обеты, но неужели нельзя было обойтись без этого почти полицейского разбирательства? Создается впечатление, пусть и неверное, что Святейший Синод смаковал подробности произошедшего и видел "в любом из ближних ложь, поскольку ближний на него похож".

Бичурин измерил шагами столицу Тибета Лхасу, чтобы нарисовать этот план города.
Иакинф был лишен архимандричьего креста. Его отправляют в Тобольск (место ссылки государственных преступников), где он в семинарии преподает риторику, не имея права совершать священнодействия. Но меньше всего Бичурин думает о покорности судьбе и смирении. Поэтому, несмотря на то что впал в немилость, он добивается назначения в Пекин в должности начальника духовной миссии. Незаурядный ум и любознательность Бичурина, а также граф Головкин (возглавивший правительственную делегацию в Китай для развития торговых и дипломатических отношений), по достоинству оценивший его лингвистические способности и эрудицию, сыграли здесь немаловажную роль. Вряд ли бы он получил возможность поехать в Пекин, если бы на протяжении нескольких лет до этого не изучал историю восточных народов и не произвел должного впечатления на главу посольства.

В 1807 году девятая по счету духовная миссия приезжает в Пекин. Уже на второй день своего пребывания там Иакинф (Бичурин) начинает учить китайский и берется за исполнение обязанностей, возложенных на него: наблюдает за поведением членов миссии, организовывает богослужения, ремонтирует церкви, а чуть позже составляет краткий Катехизис на китайском языке. Естественно, основная цель духовной миссии была в распространении на территории Поднебесной православия. Но Иакинф (Бичурин) все больше и больше времени проводит в театрах и на базарах, заводит знакомства с китайцами, занимается каллиграфией и преуспевает как в правильном написании иероглифов, так и в овладении разговорной речью. Он составляет китайско-русский словарь, переводит древние китайские летописи и хроники. Ученая и переводческая деятельность поглощают его целиком. А тут еще из-за войны России с Наполеоном было прекращено финансирование духовной миссии. В России забыли о ее существовании, а она, в свою очередь, забыла о совершении богослужений и обращении в православие жителей Срединного государства. Об этом не могло идти и речи, нужно было попросту выживать. Денег катастрофически не хватало, и Бичурин стал распродавать церковную утварь, дома и земли, а другие члены миссии, согласно некоторым источникам, в срочном порядке "переквалифицировывались" в торговцев, адвокатов и даже не гнушались азартными играми.

В 1816 году Иакинф (Бичурин) просит Синод оставить его в Пекине еще на 10 лет (к этому времени финансирование возобновилось), так как, по его мнению, духовная миссия за 100 лет своего существования ничего не привнесла в науку и никак не повлияла на государство: переводы с китайского имели много погрешностей, первые словари были или слишком краткими, или вообще невразумительными. В результате Бичурину позволили остаться еще на 6 лет. Но он по-прежнему не уделяет внимания миссии и все больше погружается в труды на китайском языке.

Архимандрит Петр, преемник Иакинфа (Бичурина), прибывает в Пекин в 1821 году. Увиденная картина производит на него удручающее впечатление. Церковью давно никто не занимался: колокола проданы, некоторые помещения сдаются китайцам. Бичурин же, нагрузив верблюдов бесценными книгами, возвращается на родину, где ему незамедлительно предъявляют новые обвинения. Естественно, у царского правительства были на то свои основания: один из членов миссии сошел с ума от постоянных запоев, двое других умерли от болезни, а сам Иоакинф (Бичурин) прогуливался по улицам Пекина в будничной одежде китайца и сдавал один из домов, принадлежащих миссии, для игорного притона. Тот факт, что миссия оставалась без средств к существованию на протяжении нескольких лет, оправданием для Бичурина не послужил.

На этот раз Бичурина лишают не только архимандричьего креста, но и сана, сослав его на вечное поселение в Валаамский монастырь. Будучи теперь простым монахом, он так же всей душой предан своей ученой деятельности, все так же днями и ночами корпит над китайской иероглификой. Однако благодаря хлопотам его друга барона Шиллинга фон Капштадта (влиятельного чиновника в Министерстве иностранных дел) Иакинфа (Бичурина) удается вызволить с Валаама, и в скором времени он становится членом-корреспондентом Императорской академии наук и действительным членом Азиатского общества в Париже. Теперь очень часто его можно было встретить в мастерской у Карла Брюллова или в литературном салоне Одоевского. Он познакомился с Николаем Некрасовым, Иваном Крыловым, Виссарионом Белинским. Его публикуют в московских и петербургских журналах, а его книги с ежегодной периодичностью выходят в свет, получая высокую оценку в России и за рубежом. И несомненным остается тот факт, что труды, появившиеся в первые годы после его пребывания на Валааме, были подготовлены именно там. Это и "Описание Пекина", и "Описание Монголии", и "Описание Чжунгарии", и "История Тибета и Хухунора (с 2282 года до н.э. по 1227 год н.э.)", и "История первых ханов из дома Чингисов". К слову, Бичурин был первым человеком в России, благодаря которому общественность смогла узнать о Тибете.

У Бичурина были приятельские отношения и с Пушкиным. Пушкин очень интересовался восточными странами, но не мог сам выезжать за границу из-за запрета Николая I. В какой-то мере жажда знаний по этому вопросу была утолена в разговорах с ученым и благодаря его книгам, переданным поэту с дарственными надписями от самого Иакинфа Бичурина, в одной из которых он называет Пушкина милостивым государем.

В 1830 году в Кяхту отправляется научная экспедиция, возглавляемая бароном Шиллингом. В ее состав входит и Иакинф Бичурин. В то время Кяхта была основным центром китайско-русской торговли, и Бичурин приносит экспедиции большую пользу при сборе необходимой информации. В 1835 году он опять оказывается в Кяхте и открывает там первое в России училище по подготовке переводчиков с китайского языка. Какое-то время он сам преподает там и занятия ведутся по учебнику, составленному им.

На надгробии монаха и ученого в Александро-Невской Лавре написано китайскими иероглифами: "Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами".

До конца своих дней Иакинф Бичурин оставался монахом, ему было отказано в возможности снять рясу. Впрочем, после того как он вернулся с Валаама, Церковь уже не довлела над ним. Он занимался исключительно переводческой, ученой и литературной деятельностью. И сегодня мы смело можем заявить, что русское китаеведение, и востоковедение в целом, началось с Иакинфа (Бичурина), а его работы все также популярны в среде синологов и специалистов по Азии и Востоку.

Но портрет Бичурина не был бы, наверное, полным без трогательных и милых воспоминаний внучатой племянницы Бичурина о своем детстве и выдающемся деде. В ее памяти он сохранился уже стариком с посеребренной сединой головой. "Был он высокаго роста, держался совершенно прямо. Лицо бледное, очень худое, с провалившимися щеками и выдающимися скулами. Открытый большой лоб, между бровей глубокая морщина. Около рта также глубокия морщины. Губы довольно толстые. Глаза большие, темные, блестящие, живые. Побелевшие жиденькие волосы на голове и почти белая, густая борода". Он был против того, чтобы детей били и наказывали, был против того, чтобы наказывали крепостных. Зимой после обеда любил играть в карты, а летом проводил все время в прогулках или в беседке, где занимался переводами. Взрослым туда не было доступа, но дети к нему приходили, а старшая внучка не только причесывала его волосы каждое утро, но еще и часто сидела возле него, когда он был занят. Спустя много лет она удивлялась, как же такой вспыльчивый человек, как ее дед, мог спокойно выносить ее шалости. Играя в карты, он всегда так раздражался, что порой швырял их и бранился. И в этом состоянии крайнего возбуждения мог даже выпустить цигарку из рук, и она падала на его рясу. И он горячился еще больше, если нечаянно клал ее в рот горящим концом.

Но теперь к "еретику" и "вольнодумцу" (эпитетам, которыми награждали его на протяжении всей жизни) можно прибавить еще слова его внучки: "Сердце доброе, великодушное. Прямой и простодушный, он никогда не фальшивил и потому терпеть не мог людей лукавых и заискивающих".

Будучи ученым по призванию, он не смог пойти против себя и пренебрег Церковью. Но оставаясь верным себе, он добился признания и сделал великое дело для многих поколений вперед.

Явно не ангел, но и явно не бес, он жил так, как мог и хотел. И хотя религия не стала смыслом его существования, он прожил очевидно достойную жизнь – раз уж смог остаться в воспоминаниях близких и друзей незаурядной личностью и выдающимся ученым.

2009-05-20 / Сергей Константинович Баталов - журналист.

Источник - НГ-Религии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1243998360


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх