КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 03.06.2009
23:56  Бухаро-еврейский магнат Лев Леваев выводит в Россию сеть британских универмагов Debenhams
21:21  Зину прокатили. Избрать нового президента в Молдавии не удалось, неизбежны повторные выборы парламента
20:40  Министры обороны СНГ определили концептуальные подходы к развитию военного сотрудничества государств Содружества до 2015 года
19:55  Экономических санкций в отношении КНДР не будет
19:38  Казахстан. Уволен руководитель ГНПФ, получавший зарплату в размере более 1 млн тенге
18:46  Вуадиль. Узбекские пограничники взяли в плен 3-х военнослужащих Кыргызстана
16:48  И.Каримов: "Определенные силы хотели повторить события 2005 года при поддержке из-за рубежа"

12:33  С.Балмасов: Москва теряет позиции на индийском рынке. Миллиард "индийских" долларов улетел не в Россию, а во Францию
11:04  Wall Street Journal: Россия, благодаря энергетике, разделяет и властвует в Европе
10:59  А.Мехтиев: Мировой финансовый кризис никак не повредил интернет-индустрии. Совсем наоборот...
10:56  З.Вализода: Из пушки по воробьям. Нужен ли дополнительный контингент в Афганистане?
10:51  "10-ть негритят собрались пообедать...". С президентской гонки в Киргизии выбыл кандидат А.Абышев
10:47  Т.Юлдашев: Неуловимый "Исламский джихад". О последних событиях в Андижане
10:32  В Казахстане начинается суд над экс-министром природы Искаковым и двумя его замами
10:27  "ХТ": Чья идея "Аваза"? Любимый курорт туркменских башей совершенно нерентабелен
10:22  Голос Америки: Гадание на центральноазиатской газовой гуще
10:10  В.Дубовицкий: На Пянджском рубеже. Неизвестные эпизоды Великой Отечественной
10:08  М.Ламцов: Будни афганского цветоводства. Будет ли выращиваться шафран вместо опийного мака
10:06  Е.Гонтмахер: Подмастерья. Почему на российском рынке труда не хватает квалифицированных рабочих
09:19  "Он в тюрьме за правду". "Международная амнистия" наградила осужденного бакинского журалиста Э.Фатуллаева
08:47  Т.Дуйшебаев: Судьба гандболиста. Сколько бы мне ни пытались доказать, что я испанец, ничего не выйдет. Я - кыргыз
08:23  Пахать надо без борозд с поворотом на 180 градусов. Узбекские ученые разработали новую технологию обработки почвы
08:19  Омбудсмен З.Ализода: Ситуация с правами человека в Таджикистане с каждым годом улучшается
08:17  З.Байбусанова: Гуманистическое содержание культуры ислама
08:14  С.Коломнин: Военные тайна. Именно в Анголе СССР впервые захватил американский "Стингер", но зато... потерял "Град"
07:59  UPI: ОБСЕ утверждает, что кыргызская милиция действительно реформируется
07:55  А.Варненчик: Непорочное зачатие. C 2010 года экстракорпоральное оплодотворение станет в Казахстане бесплатным
07:53  "ВН": Китайская практика. Гайтнер послал в Пекин Доллара
07:51  М.Мамаев: Война миров. Эскалация насилия на Корейском полуострове повышает геополитические риски для ЦентрАзии
07:49  Е.Михайлова: "Казатомпром" останется национальным. Слухи о продаже не подтверждаются
07:39  Ю.Галенович: Мечта о гармонии. Китай устал от классовой борьбы
07:36  С.Кожемякин: Обыкновенный вандализм. Бишкек - прощай, город-сад
07:06  С.Баталов: Человек, который был верен себе. Архимандрит Иакинф (Бичурин) - с него пошло российское востоковедение
07:01  В.Панфилова: Ашхабад предъявит иск "Газпрому". Сегодня начались российско-туркменские переговоры по вопросам межгосударственных отношений
06:59  "НГ": ОДКБ собирает ударный кулак. Численность КСОР составит 20 тысяч военнослужащих
05:45  На XVIII Международном кинофоруме "Золотой витязь" приз за лучшую операторскую работу получил узбекистанский режиссер-оператор Ш.Махмудов
04:34  Hummer станет китайским. GM продает супер-бренд Sichuan Tengzhong
01:10  С.Шерматова: После ИДУ. Возвращение боевиков в Ферганскую долину - начало реванша или завершение темы?
00:44  Аждар Куртов: Справится ли Средняя Азия с религиозным экстремизмом? (веб-конференция)
00:23  Н.Кузьмин: Агрегированная оппозиция Казахстана
00:17  "НВ": Русские-соотечественники из Таджикистана ехать в Россию не торопятся
00:14  Э.Касаев: Иностранные инвесторы в энергетическом секторе Ирана
00:12  "Asia Times": "Хорошие" талибы ничем не лучше "плохих"
00:00  К.Гамсахурдия: "Государственность Грузии - очень хрупкое порождение"
Вторник, 02.06.2009
23:57  На севере Таджикистана за последние три дня задержаны 14 членов "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"
23:40  Cтрана.Ру: Туркмении придется пойти на уступки "Газпрому"
22:30  Г.Илеуова: "Президент Н.Назарбаев сейчас наложил вето, но это похоже на пиар-ход с его стороны..."
21:14  Н.Исаев: Честный вор. Бизнес-"методы" Р.Алиева
20:02  С.Рахимбаев: ОБСЕ - председательствование Казахстана уже "работает"
19:59  Китайцы и евреи в Хунане откопали самый древний в мире горшок - 18 тыс. лет
19:50  К.Кабылдин (глава "КазМунайГаз"): "Разработан комплексный план развития трех НПЗ" (интервью)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
З.Байбусанова: Гуманистическое содержание культуры ислама
08:17 03.06.2009

Мировые религии сыграли выдающуюся роль в социально-культурном прогрессе и становлении человека как духовного существа, а не только как представителя одного из биологических видов. Культура всегда была связана с культом, она есть результат развития религиозного мировоззрения.

Роль ядра в любой традиции исполняет основополагающий священный текст; подлинная культура неотделима от нравственных ценностей, источником которых служит религия. С кризисом религии, пишет Д. Пивоваров ("Бытие культуры: сакральное и светское", Екатеринбург, 1994, стр. 16-17), секуляризацией "неизбежно прекращает свое бытие и сопряженная с ней культура, экономика и политика сообщества ввергаются в хаос".
Известно, что гуманизм, как духовное движение философской мысли, возник в Италии во второй половине XIV века и стал основным аспектом культуры Возрождения. Хотя до сих пор многие исследователи противопоставляют гуманизм религиозному мировоззрению с присущим ему теоцентризмом, однако следует помнить, что именно божественное происхождение человека давало ему право быть признанным как высшая ценность и выступать в качестве меры всех вещей.
Ядро гуманистического мировосприятия составляет признание за человеком свободы в многообразных ее проявлениях. Эта свобода противостоит авторитету и господству государства, социальных институтов, сословной иерархии и т.д. Гуманизм подготавливает превращение человека из индивида в индивидуальность, личность. Вероятно, самым ярким гуманистическим манифестом может служить высказывание итальянского мыслителя Дж. Пико делла Мирандола в его знаменитой "Речи о достоинстве человека", в которой утверждается, что Бог, сотворив человека, сказал ему: "Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь".
Теоцентризм авраамических религий нельзя считать абсолютной противоположностью антропоцентрической ориентации гуманизма. Богооткровенные религии передавали человеку нормы межчеловеческих отношений, ценности и идеалы. Тем не менее вопрос о гуманистическом содержании ислама вызывал определенные дискуссии. К сожалению, в этой сфере живучи предрассудки, возникшие как результат европоцентристского мировоззрения, многовекового исторического противостояния Востока и Запада. История мусульманства, пожалуй, как ни одной другой религии, часто выступала объектом фальсификации и конъюнктурной политики.
Характерной чертой ислама было то, что эта религия не предусматривала никаких посредников между Богом и человеком. Ислам не знал ни церкви, ни иерархически структурированного духовенства, ни институциональных органов, которые имели бы монопольное право предписывать верующим позиции относительно предельных оснований бытия или места человека в мире. Вопросы эти мусульмане могли решать самостоятельно при условии, что их решения не будут противоречить букве священных текстов.
Одним из свидетельств гуманистического содержания исламского мировоззрения стал расцвет городов и городской культуры. О степени урбанизации этого мира можно судить по тому, что Багдад в VIII-X веках насчитывал около 400 тысяч жителей, а население таких городов, как Фустат (и его преемник Каир), Кордова, Александрия, Куфа, Басра, - от 100 до 250 тысяч. Благодаря сосредоточению в городах многочисленной прослойки средневековой интеллигенции появились условия для активизации духовной жизни, расцвета науки, литературы и искусства, в центре внимания которых был человек - и как родовое существо, и как уникальная личность (А. Сагадеев, "Гуманизм в классической мусульманской мысли", "Общественные науки и современность" - 1994, NN 4, стр. 171).
Превращение Халифата в центр взаимовлияния и смешения различных этносов способствовало становлению такой черты гуманизма, как универсализм - представление о единстве человеческого рода. Хотя со временем мусульманская держава дезинтегрировалась, правоверные жили, объединенные религией, литературным языком, законом и культурой, обмениваясь культурными ценностями с представителями разнообразных конфессиональных групп.
Использование ислама экстремистами в политической борьбе мешает видению гуманистического содержания, культуротворческих и интеграционных возможностей этой религии. Между тем уже средневековые мыслители отвергают трактовку фанатиками джихада как "священной войны", которую мусульмане должны вести с неверными всегда и повсюду. В Испании, где правоверные были втянуты в изнурительную войну с христианами, вставшими под знамена реконкисты, великий философ Ибн Рудш решительно отвергал такое толкование джихада, утверждая: мир предпочтителен всегда, война же необходима в исключительных случаях, а от джихада более всех натерпелись сами мусульмане. В связи с этим следует отметить, что "джихад" в рассматриваемое время вовсе не означал только "священную войну". В частности, со ссылкой на приписываемые Мухаммеду слова: "Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому", - как малый джихад истолковывалась борьба с неверными, а как великий джихад - борьба со своими порочными наклонностями на пути духовного совершенствования.
Подчеркнем, что мотивы человеколюбия, милосердия звучат даже в классической концепции джихада как войны с неверными. Все школы мусульманского права сходятся в том, что на войне нельзя убивать женщин и несовершеннолетних, если те не сражаются против мусульман с оружием в руках. Недозволенным или достойным порицания актом считалось убийство пленных и нанесение им увечий.
Казахстан уже более тысячи лет считается частью исламского мира, а мусульманство суннитского толка - неотъемлемой частью идентичности его населения. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане (М. Орынбеков, "Верования древнего Казахстана", Алматы, 1997, стр. 137). С одной стороны, придя на смену архаическим культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа. С другой - именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной идентичности. Надо отметить, что выдающиеся представители казахской интеллектуальной элиты многих эпох - от Ходжи Ахмеда Яссауи и Асана Кайгы до Абая и Шакарима - были носителями исламской духовности.
Многовековые традиции гуманизма находят свое продолжение и в наши дни. Ислам в Казахстане, отмечает В.А. Иванов, "вступает в отношения как с государством, так и с обществом (в котором функционируют иные конфессии) на принципах поддержания мира, толерантности, веротерпимости и стремления к диалогу со всеми, кто в таком диалоге заинтересован и не несет вреда мусульманам" ("Государство и религиозные объединения в Республике Казахстан: новые реальности и перспективы развития" - http://www.rusoir.ru/print/04/04/).

№ 343 (16729) от 03.06.2009
Зейнеп БАЙБУСАНОВА , доцент Карагандинского государственного индустриального университета , кандидат педагогических наук, Караганда

Источник - Экспресс-К
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1244002620


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх