Дина Аманжолова: "Границы Казахской автономии определялись с большим трудом..." (история) 01:37 04.06.2009
Дина Аманжолова: Репрессивная политика – срежиссированный трагический спектакль
В конце 80-х годов уроженка Семипалатинска впервые окунулась в историю национально-освободительного движения. Простой интерес к истории очень быстро перерос в профессиональную деятельность. Каждая новая найденная информация стимулировала дальнейшие более глубокие поиски. Этой же теме Дина Аманжолова посвятила свою докторскую диссертацию, писать которую уехала в Москву. Сегодня доктор исторических наук, профессор МГУ Дина Ахметжановна об алашординцах готова говорить часами. Более 20 лет плодотворной работы по сбору информации не прошли бесследно. Ее перу принадлежат 180 научных и методических трудов, 15 монографий и 8 учебных пособий. Работы Аманжоловой изданы в Англии, Германии, Франции, Японии и, конечно же, в России и Казахстане. В этом году доктор исторических наук презентовала свой очередной труд – книгу "На изломе: "Алаш" в этнополитической истории Казахстана". В ходе очередного визита в Алматы Дина Аманжолова ответила на вопросы корреспондента "ЛИТЕР-Недели".
ЛИТЕР-Неделя: Вы интересуетесь этнополитическими процессами в России и СССР не меньше двадцати лет. Чем объясним ваш интерес к национальным вопросам?
Д.А.: Национальные проблемы – это одна из самых сложных и самых важных проблем в истории Российской империи, в истории Советского Союза, России и Казахстана. Мой интерес к данной теме сформировался постепенно, когда я занималась изучением ХХ века. Подтолкнули меня к этой теме и московские ученые, которые мне сказали о малоизученности "Алаша". Эта работа требовала большого аналитического кропотливого труда с источниками, архивами. А я занималась не только движением "Алаш", но и национальной политикой ХХ века.
ЛИТЕР-Неделя: Сегодня 31 мая является Днем памяти политрепрессированных. Исследователи относят к жертвам сталинских репрессий контрреволюционеров, а также жертв таких массовых акций, как раскулачивание и депортация по национальному признаку. Но одно непонятно: почему одному человеку, убивающему массу людей, никто не противостоял? Как можно это объяснить? Что же это за явление – "сталинская репрессия"? Кто больше всего пострадал? От кого прежде всего Сталин хотел избавиться?
Д.А.: Очень сложно на эти вопросы дать лаконичный ответ. Но я хочу сказать, что все-таки Сталин – это олицетворение этого зла. Он был настолько коварен, гениален, умен, что сумел переложить ответственность за эти репрессии на всех не только имевших власть, но и на весь народ. Свидетельство тому – факты доносов простых людей друг на друга. Все попадали в эту репрессивную машину, и все становились участниками этого процесса и ответственными в той или иной степени. Если сосед пишет донос на соседа, то, наверное, прежде всего виновата его испорченная нравственная природа. Но ведь не все шли на такой поступок. Многие предпочитали смерть, чтобы не выдавать родственников или друзей. Другие предавали сами себя и таким образом становились орудием в руках этой репрессивной машины. Нельзя сказать, что Сталин составил себе план, мол, "в этом году мы репрессируем меньшевиков, в следующем году – казахов, потом чеченцев и т.д.". Нет. На мой взгляд, репрессивная политика была террором и в то же время срежиссированным трагическим спектаклем...
ЛИТЕР-Неделя: И главным режиссером этого спектакля был сам генсек...
Д.А.: Да, конечно. Тот партийный механизм, который буквально пожирал людей. Он, навязывая установки, старался укреплять свои позиции через пропаганду, насилие, идеологическую обработку умов, запугивание людей. Репрессии нанесли колоссальный ущерб, принесли горе и боль. Пострадали тысячи ни в чем не повинных людей. Тем не менее нам не нужно воевать с прошлым, нужно постараться понять, что прошлое, несмотря на горечь и избыток страданий, в то же время наполнено подвигом и достоинством людей, их патриотизмом. Я, например, испытываю два чувства – горесть и гордость за то, что было с нашими дедами, прадедами. Эти люди построили нам эту страну, спасли ее вопреки политике власти.
ЛИТЕР-Неделя: Дина Ахметжановна, как часто сегодня поступают заявления от родных и близких о реабилитации репрессированных?
Д.А.: К сожалению, я специально этим не интересовалась. Но от специалистов, работающих в этой сфере, слышала, что сейчас заявлений поступает меньше. Большинство уже добились реабилитации. Тем не менее этот процесс не остановился, он продолжается и сейчас.
ЛИТЕР-Неделя: Насколько нам известно, вам, как и многим исследователям, предоставилась отличная возможность "покопаться" в личных архивах Ленина и Сталина. Какие факты вас удивили больше всего как историка и вообще как человека?
Д.А.: Их очень много. Но не факты были главной целью, а возможность понять внутренние механизмы деятелей власти, взаимоотношения руководителей между собой, личностные взаимоотношения, амбиции, ожидания, какие-то карьерные интересы и даже бескорыстные мотивы... Архивные данные помогают изнутри прочувствовать и лучше понять официальные документы, которые всем нам доступны.
ЛИТЕР-Неделя: Ленин и "Алаш-орда". Какая между ними была связь? Говорят, что когда А. Ермеков и А. Байтурсынов пришли к Ленину, чтобы закрепить границу Казахской автономии, А. Ермеков подрался с кем-то из его личных помощников. Что говорят факты об этом: это небылица или все-таки история?
Д.А.: Я не знаю таких фактов. Точно известно, что границы Казахской автономии определялись с большим трудом. Но алаш-ординцы, которые смогли привлечь множество ученых, картографов, экономистов, историков, все-таки добились того, чтобы границы Казахской автономии были максимально оптимальными для проживающего там народа.
ЛИТЕР-Неделя: Недавно прочитала вашу первую монографию "Алаш" и вашу статью, точнее докторскую диссертацию "Казахский автономизм и Россия". В своих трудах вы описываете становление Казахской автономии. Раскрыли основные этапы истории движения, проанализировали историографию. А завершает книгу рассказ болезненно противоречивой и в то же время закономерной модернизации казахского общества в 20-е годы прошлого века...
Д.А.: Вся наша жизнь, с одной стороны, противоречивая, с другой – закономерная. Модернизация была необходима. Она началась еще в конце ХIХ века. Этому предшествовали великие реформы во второй половине ХIХ века, потом в начале ХХ века. Но модернизация не была завершена, противоречия не были решены, и ее результатом стала революция. В советский период возникли те же модернизационные процессы: экономику надо было модернизировать, нужно было проводить индустриализацию, а сельское хозяйсто поднимать с колен... но, конечно, не такой чудовищной ценой, как это было сделано. Модернизация происходила в условиях революции, гражданской войны, обнищания людей... И в то же время модернизация дала качественный скачок в развитии всего советского общества.
ЛИТЕР-Неделя: Недавно вы презентовали свою книгу "На изломе: "Алаш" в этнополитической истории Казахстана". Когда-то потерпевший поражение "Алаш" сегодня стал нашей национальной идеей, а алашординцы – нашими идеалами. Как вы думаете, почему национальное движение становится значимой силой даже тогда, когда терпит поражение?
Д.А.: Потому что поражение фактическое совсем не означает поражение навсегда. Алашординцы были исключительно гибкими, в то же время очень принципиальными политиками в чрезвычайно экстремальных условиях. Партия "Алаш" стала первой политической организацией казахов, разработавшей комплекс мер для решения проблем общества того времени. Разве это поражение? К тому же основной идеей алашординцев было единство народа. Этот лозунг актуален и по сей день. Сауле АБЕДИНОВА,
|