"ЭК": На малых оборотах. Поток инвестиций в электроэнергетическую отрасль стран ЦентрАзии иссякает 10:40 08.06.2009
На малых оборотах Поток инвестиций в электроэнергетическую отрасль стран Центральной Азии иссякает. Вмешательство политиков не помогает исправить ситуацию
В минувшем месяце была приостановлена достройка Сангтудинской ГЭС-1 (СГЭС-1) в Таджикистане. Межу тем основные работы уже сделаны, последний, четвертый агрегат станции был пущен в середине мая. Причина проста - отсутствие средств на покупку горюче-смазочных материалов, и теперь невозможно завершить ряд строительных работ и достроить элементы укреплений плотины. По словам генерального директора ОАО "СГЭС-1" Рахметуллы Альжанова, долг таджикской стороны уже превысил 18 млн долларов, и сдача электростанции, запланированная на август, может быть перенесена. Основной долг - около 90% - приходится на государственную компанию "Барки Точик", которая не расплачивается за электроэнергию работающих агрегатов станции с начала года. Факт приостановки строительства крупной электростанции стал еще одним свидетельством неприятной для центральноазиатских энергетиков тенденции - сокращения инвестиций в отрасль.
Притягательные горы Считается, что Центрально-Азиатский регион обладает значительным потенциалом в энергетике, особенно в гидросфере. Потенциал только Таджикистана оценивается в 150 млрд кВт.ч (притом что выработка в 2008 году составила лишь около 16 млрд).
ГЭС в горных районах могут быть вполне окупаемы даже при нынешних ценах на электроэнергию - не более 1,5 цента за киловатт-час. Средняя стоимость киловатта установленной мощности составляет приблизительно 1800 долларов в отличие от равнинных ГЭС, для которых данный показатель равен 3400 долларам. К этому стоит добавить, что вплоть до 2008 года в регионе наблюдался бурный рост энергопотребления - на 10–30% в год. Неудивительно, что регион привлек внимание инвесторов. "В развивающихся странах внутренние инвестиции превышают внутренние сбережения, - говорит начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров. - Дефицит между инвестиционными потребностями и внутренними сбережениями, направляемыми в сектор энергетики, необходимо будет восполнять за счет иностранных инвестиций". Объем объявленных инвестиций в Таджикистан, Киргизию, Узбекистан на период с 2000 по 2015 год составляет в общей сложности около 14 млрд долларов, из них освоено приблизительно восемь. В первую очередь благодаря "Интер РАО ЕЭС", при содействии которого с переменным успехом строится СГЭС-1. Следует отметить, что пуск первых трех агрегатов происходил с опережением графика - почти на три месяца.
В энергопроектах региона участвует и Иран, строящий в Таджикистане Сангтудинскую ГЭС-2 (220 МВт) стоимостью около 200 млн долларов. В июне начнутся работы по установке первого агрегата Камбаратинской ГЭС-2 мощностью 120 МВт в Кыргызстане.
Заметен неподдельный интерес с китайской стороны. В Казахстане в строительстве Мойнакской ГЭС, которую планируется ввести в эксплуатацию в 2011 году, участвует Китайский банк развития, он инвестировал около 200 млн долларов из необходимых 340 млн.
Вся надежда - на иностранцев Все было бы хорошо - да вмешался пресловутый кризис. В 2007 году подписано соглашение о строительстве Китаем Яванской ГЭС в Таджикистане, но стройка не начата до сих пор.
Свои проблемы появились и в Узбекистане. С начала 2009 года узбекский госкомитет по имуществу не объявил ни одного тендера по приватизации энергообъектов, хотя с 2005 года выставлял на продажу по 39% ОАО "Сырдарьинская ТЭС", "Мубаракская ТЭЦ", "Ташкентская ТЭЦ", "Ферганская ТЭЦ", общая годовая выработка которых составляет около 16 млрд кВт.ч. Аналитик JPMorgan Сергей Аринин рассказал, что там сложилась смешная ситуация: государство хотело продать энергообъекты, но только миноритарные доли: "В момент, когда появлялись инвесторы, готовые купить контрольный пакет, Узбекистан брал паузу. Так что приостановление приватизации - логичное завершение процесса".
"Обстановка в электроэнергетической отрасли не способствует эффективному вложению средств. Работы по оздоровлению отрасли ведутся разве что в Казахстане, хотя и здесь много проблем, в частности, слабая связь Север - Юг", - продолжает аналитик. Одной из проблем электроснабжения Казахстана является и непостоянная работа Жамбылской ГРЭС, расположенной на юге страны. В конце мая от работы были освобождены почти 400 человек персонала из 650 работавших. Ожидается, что ГРЭС не будет работать до конца года. Произошло это из-за неконкурентоспособности станции, работающей на природном газе, по сравнению с другими источниками электроэнергии - киргизской и североказахстанской, которые дешевле жамбылской на 60–70%.
Проблема в том, считает г-н Аринин, что в государствах региона отсутствует грамотная работа государственных органов: сложно сохранить условия договора в первоначальном виде, нет четких и прозрачных правил игры. Это наблюдается на всем постсоветском пространстве, но особенно ярко проявляется в Центральной Азии.
"Так что, - говорит Сергей Аринин, - я не вижу никаких перспектив в отношении строительства ГЭС и других объектов в регионе".
Лишь немногие игроки готовы сегодня и дальше заниматься реализацией энергетических инвестпроектов. По словам г-на Аринина, строительство будет продолжаться там, где присутствуют российские государственные компании. Та же "Интер РАО ЕЭС" в июне намерена провести допэмиссию своих акций в пользу акционеров. Часть полученных средств пойдет на Камбаратинские ГЭС.
Есть определенная надежда на инвесторов из дальнего зарубежья - прежде всего из исламских стран. Представители Ирана не раз заявляли о возможности участия в строительстве Рогунской ГЭС в Таджикистане. А президент Турции Абдулла Гюль 29 мая во время визита в Душанбе хоть о конкретных цифрах не говорил, но заявил: "Турция готова участвовать в проектах по строительству в Таджикистане малых, средних и больших ГЭС".
Энергетика как политический фактор Сергей Аринин полагает, что на "Интер РАО ЕЭС" возложены прежде всего политические задачи - усиление российского влияния в регионе: "Финансовое состояние компании позволяет участвовать в строительстве крупных энергообъектов, пусть даже с низкой отдачей прибыли".
Аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Владимир Кляр также отмечает, что одной из задач "Интер РАО ЕЭС" в регионе является урегулирование отношений стран по водным спорам - то есть снова прослеживается политическая подоплека. В настоящее время Казахстан и Узбекистан, расположенные ниже по стоку, с тревогой наблюдают за возведением плотин ГЭС, которые могут снизить уровень водостока, необходимого для полива земель сельскохозяйственного назначения.
Возведение ГЭС с их мощными плотинами - дело затратное, но и отказываться вовсе от проектов инвесторы не будут, полагает г-н Аринин. Скорее всего, реализация озвученных проектов окажется несколько затянутой во времени и будет сопровождаться урезанием сметной стоимости. Похожая ситуация складывается со строительством Камбаратинских ГЭС, стоимость которых не определена, но уже заявляется о выделении миллионов долларов. Инвесторы оказались в патовой ситуации: с одной стороны, существуют обязательства о строительстве или модернизации, с другой - непредсказуемое поведение правительств и нехватка денежных средств. Даже "Интер РАО ЕЭС", который с момента прихода в руководство вице-премьера Игоря Сечина превратился в мощный инструмент реализации электроэнергетической стратегии Российской Федерации внутри и вне страны, будет работать в регионе, постоянно держа в уме его сложность. "Сейчас невозможно говорить о точных объемах сокращения инвестиций. Инвестиции, вероятно, даже возрастут - но лишь на словах. Когда дело коснется конкретных шагов, найдется много поводов для претензий и с той, и с другой стороны. Правительства будут требовать, например, низкий тариф, инвесторы будут долго над этим думать. Эти процессы могут длиться очень долго, и в конце концов окажется, что от первоначальной мощности и сметной стоимости останется процентов семьдесят. Также необходимо учитывать удешевление материалов", - считает Сергей Аринин.
Г-н Винокуров считает, что от временной остановки строительства не застрахован ни один крупный объект. Но политическая подоплека проводимых в Центральной Азии работ в электроэнергетической сфере позволяет не допускать грубого срыва работ по строительству энергообъектов, реализация озвученных проектов будет продолжена. Но при этом будут меняться сами проекты.
№22 (216)/8 июня 2009
|