М.Писарев: Православие и "русский" вопрос в Туркменистане 11:43 10.06.2009
28 апреля 2009 года в городе Теджен Ахалакского велаята Туркменистана произошло событие из ряда вон – по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был освящен храм в честь святого апостола Фомы. В обстоятельствах уничижения русской национальной культуры и подавления русскоязычных граждан Туркменистана это событие должно быть признанным уникальным и, к сожалению, покуда не обещающим стать поворотным. Освящение храма в Теджене состоялось впервые после весьма длительного, двенадцатилетнего, перерыва. Отрадно также и то, что большую долю приходской общины в Теджене составляют юноши и девушки, воцерковление которых произошло в условиях оторванности от России, русской культуры и духовного мира православной церкви. На протяжении 1990-ых годов положение русскоязычных граждан Туркменистана ухудшалось в соответствии с ожесточением деспотического режима Ниязова и притеснением в стране всего свободомыслящего и чуждого вымыслов государственной пропаганды тех лет. Все те, кто не готов был признать за бывшим президентом Туркменистана способность силой воли вызывать дождь над Каракумами, были обречены на опалу. Положение православной церкви в Туркменистане, в самом широком смысле этого понятия, в условиях господства языческих представлений об обожествлении деспота и насаждения единомыслия было действительно удручающим. 12 октября 2007 года на заседании Священного Синода было принято решение о создании на территории Туркменистана отдельного от Ташкентской епархии Патриаршего благочиния, непосредственно окормлять паству был призван епископ Вяземский и Смоленский. В состав благочиния вошли все храмы Туркменистана, коих на тот момент было 12 при 14 священниках. С учетом приблизительных оценок численности русскоязычного населения в 150 тысяч человек соотношение потенциальных прихожан и действующих приходов не может навевать оптимизм. По официальным данным лишь около 9% русскоязычных граждан Туркменистана являются верующими православными христианами. Эта цифра невелика, и ее правдоподобность может быть поставлена под сомнение, но слабые стороны миссионерской деятельности Московского Патриархата очевидны: количество его приходов невелико, число священников незначительно. Действующие при храмах воскресные школы объединяют в своих стенах детей и подростков из православных семей. Однако собственно миссионерской, просветительской деятельности действительно не предпринимается. Управление благочинием в силу географической специфики и особенностей визового режима в Туркменистане весьма затруднительно. В условиях практически полной потери связи с Россией, окружения однотонной официальной пропагандой русскоязычное население Туркменистана обречено на потерю национальных ценностей: веры и культуры. Создание общественных организаций в республике находится под запретом. Эти меры ущемляют русскоязычных граждан, создают атмосферу нетерпимости и пренебрежения к чрезмерно, неоправданно суровым внутренним порядкам. Поиск выхода из тупиковой ситуации, в обстоятельствах которой пресечены любые попытки образования землячеств и общин, должен идти в русле компромиссных договоренностей. Туркменистан является суверенным государством, давление на него со стороны Москвы возможно и, несомненно, должно оказываться с целью облегчения положения наших соотечественников. Но лишь силовыми мерами разрешить коренное противоречие между внутренним устройством Туркменистана и интересами его русскоязычных граждан невозможно. Выдающуюся роль в объединении наших соотечественников в Туркменистане в силах сыграть православная церковь. Будучи носительницей непреходящих ценностей и обладая твердым авторитетом, она способна перекинуть мост между теми социально активными жителями Туркменистана, которые заботятся о сохранении ценностей славянской культуры, и официальным Ашхабадом. Именно православная церковь в силах добиться узаконения национальных землячеств и общин, поручиться за их политическую благонадежность и тем самым оградить от преследований. Актуальность такого направления политики подтверждают слова епископа Бронницкого Феофилакта, сказанные в интервью порталу Патриархия.ru после визита в Туркменистан: "Приходы являются очень сплоченными церковными общинами… Особые слезы радости и благодарности появлялись у людей, когда я им передавал самые теплые поздравления от единоверцев из России. У многих жителей Туркмении здесь в России живут родственники, дети. Время разделило их, но при всем этом они действительно хранят живую, очень трогательную и, я бы сказал, жертвенную связь со своей духовной родиной ― Россией. И особой связующей нитью с родиной для них являются православные храмы. Храм становится для них местом, где они чувствуют себя как дома". Некорректно распространять недостатки и излишнюю подозрительность туркменских властей в отношении инициатив русскоязычных граждан на весь туркменский народ. Епископ Феофилакт отмечает искреннее и радушное отношение этнических туркмен к православной церкви: "Среди молящихся в храме находились не только православные верующие люди, но нередко можно было видеть мусульман, местных туркмен, которые из-за интереса к происходящему приходили посмотреть в храм на совершаемое богослужение. При этом я бы хотел сказать, что это люди очень высокой внутренней национальной культуры. Культуры, которая гостя и уважение к гостю ставит во главу угла всех отношений. Уважительное отношение к нашим священникам, в целом к Православной Церкви чувствовалось везде и повсеместно. Это национальная черта, которую мне хотелось бы особо подчеркнуть". Российское присутствие в Средней Азии в продолжение полутора столетий принесло региону просвещение и основы европейской цивилизованности. Включая в состав своих территорий новые земли и народы, Россия не претендовала на насильственную смену уклада жизни. Православие гармонично проникало в Среднюю Азию вслед за русскими переселенцами и мирно сопутствовало традиционному в этих землях исламу. Для современной России на фоне ее безоговорочного приобщения к западным стандартам жизни православная культура, соответствующее ей патриархальное мировоззрение, ценности человеколюбия единственно способны оберечь наших соотечественников по всему миру от растления и потери нравственных ориентиров. Касательно положения вещей в Туркменистане, именно церковно-приходские общины должны стать объединяющими центрами, защитой и опорой наших соотечественников.
05.06.2009 Максим Писарев
|