М.Кац: Реализуемы ли "мусульманские" планы Обамы? 14:52 10.06.2009
РЕАЛИЗУЕМЫ ЛИ ПЛАНЫ ОБАМЫ ПО ПОСТРОЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С МУСУЛЬМАНСКИМ МИРОМ?
Многие представители мусульманского мира положительно восприняли выступление Барака Обамы, что свидетельствует о наличии у мусульман серьезного желания наладить отношения с Соединенными Штатами. Другие же отреагировали на него отрицательно. Их критические настроения, однако, касаются не столько того, что сказал Обама, а сводятся к сомнениям в возможности все это реализовать.
Вопрос, конечно, закономерный. Барак Обама – не первый американский президент, выразивший желание улучшить отношения США с мусульманским миром. Достижение же этой цели оказалось сложной задачей. Так, в частности, экс-президент Джордж Буш говорил о своем желании наладить отношения Америки с мусульманами прежде всего в контексте своей программы глобальной демократизации. Но в период его президентства отношения эти только серьезно ухудшились. Будет ли инициатива президента Обамы успешнее инициатив его предшественников?
Почти в самом начале своего выступления президент Барак Обама заявил: "Я приехал сюда в надежде начать с чистого листа отношения между Соединенными Штатами и мусульманами всего мира на основе взаимного интереса и уважения". После чего президент обозначил ряд вопросов, которые "мы должны постараться вместе решить". Вопросы эти не новы. Проблема отношений между США и мусульманским миром в прошлом состояла в том, что каждая из сторон воспринимала свои интересы в отрыве от интересов другой стороны, считая их кардинально противоположными.
Признание Обамой наличия у мусульман определенных опасений в связи с американским присутствием в Афганистане, а также обстоятельств, приведших к вторжению администрации Буша в Ирак и тюрьмы в Гуантанамо, свидетельствует о том, что новая администрация более внимательно относится к точке зрения мусульман, нежели его предшественник. Обама, однако, дал ясно понять, что хотя Вашингтон и планирует закрыть тюрьму Гуантанамо и вывести американские войска из Ирака, он намерен и впредь вести борьбу с радикальным экстремизмом в Афганистане и Пакистане.
Барак Обама может действительно заручиться более тесным сотрудничеством в борьбе с радикалистами не только со стороны пакистанского правительства, но и пакистанского общества благодаря последним событиям, изменившим настроения в стране. Прежде многие пакистанцы придерживались романтического представления о том, что "Талибан" лишь хочет установления исламского правления, и полагали, что боевики должны лучше справиться с задачами по управлению страной, нежели коррумпированное и неэффективное правительство, поддерживаемое американцами. Но действия талибов в долине Сват открыли многим пакистанцам глаза на действительную природу этой вооруженной группировки. Даже и без выступления президента Обамы в Каире талибы, сами того не желая, подвигли пакистанские власти и общественность на то, чтобы вступить в сотрудничество с Соединенными Штатами в борьбе с этим движением.
Что касается щекотливого израильско-палестинского вопроса, мусульмане всего мира активно приветствовали призыв президента Обамы положить конец экспансии израильских поселений на Западном берегу реки Иордан. А вот его заявление о "нерушимости" израильско-американских связей не было тем, что хотела бы услышать мусульманская аудитория. И все же мусульмане вряд ли могли ожидать от Барака Обамы каких-то других слов. Даже если израильско-палестинского мирного урегулирования достичь и не удастся, готовность Обамы повлиять на Израиль в вопросе строительства поселений – которые, пожалуй, никак не способствуют укреплению израильской безопасности – способна положительно повлиять на готовность правительств мусульманских стран и их населения более активно взаимодействовать с Соединенными Штатами.
Выраженное Бараком Обамой желание наладить отношения с Ираном при сохранении негативного отношения к возможности обретения Тегераном ядерного оружия не слишком порадовало иранские власти. Но в Тегеране в ближайшем времени может произойти смена власти, а в других государствах мусульманского мира высказывания американского президента были восприняты с большей благосклонностью. Мусульмане в других странах хотели бы, чтобы США заняли менее жесткий подход к Ирану, нежели при администрации Буша, хотя многие – особенно в арабском мире – так же опасаются перспективы обретения Ираном ядерного оружия, как Израиль и страны Запада.
Коснувшись вопроса демократизации, Обама заявил, что "никакая система правления не должна навязываться одним государством другому". Но он также дал ясно понять, что Соединенные Штаты приветствовали бы установление демократии в мусульманском мире. Этой частью своей речи он также вряд ли порадовал представителей мусульманского мира: активно поддержав идею демократизации в авторитарных странах мусульманского мира, он не выказал достаточной поддержки с точки зрения тех, кто надеется на демократические перемены в них.
Одобрительные высказывания Обамы в адрес мусульманских женщин, могущих беспрепятственно носить хиджаб на территории США, вряд ли настроили в его пользу сторонников светской модели развития Турции (или Франции). С другой стороны, эти его слова прозвучали как музыка для религиозно настроенных мусульман всего мира, включая ту же Турцию и Францию.
Главная проблема на пути улучшения отношений Америки с мусульманским миром заключается в его неоднородности. Интересы некоторых мусульманских стран не только противоречат интересам стран немусульманских (особенно Израиля), но и идут вразрез с интересами других государств мусульманского мира. А в каждой отдельно взятой мусульманской стране зачастую имеют место разногласия между правительством и общественностью, а также между различными религиозными сектами и национальными группами.
Даже при самых благих намерениях Бараку Обаме вряд ли удастся быть "хорошим" для всего мусульманского мира. Но если его речь в Каире поможет Соединенным Штатам наладить отношения хотя бы с его частью, это будет уже немало.
От редактора: Марк Н. Кац является профессором теории государства и политологии Университета Джорджа Мейсона. Часто сотрудничает с EurasiaNet.
08.VI.2009
|