КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 19.06.2009
22:46  С.Багдасаров: Центральная Азия – ключевой регион мировой политики
22:39  Н.Пахомов: Внешнеполитическая дилемма Обамы. В отношениях с Узбекистаном победила точка зрения Райс...
21:37  А.Асроров: Узбекское "нет" для КСОР. Часть 2-я
20:35  О.Бондаренко: Поможет ли литературе Кыргызстана интернет-заповедник?
19:33  Аза Мигранян: Кризис и страны ШОС
18:31  Р.Акматбек: Кыргызстан-Узбекистан - в состоянии необъявленной войны?
18:29  "Газета Ру": Акробатическая дипломатия. Сомнительно, что у России получится стать эффективным переговорщиком между Западом и Ираном

18:27  П.Фельгенгауэр: Бумажная армия. Идея КСОР изначально была декларативной - никто не собирается защищать чужих диктаторов
17:35  Д.Седов: Иран - Россия. Последний срок Ахмадинежада
17:33  А.Алиев: В Кыргызстане школьный рэкет существует повсеместно
17:31  Предвыборный штаб Карзая возглавил мэр Кабула Дин Мохаммад
15:00  А.Шустов: Узбекско-киргизская стена. Обострение ситуации
14:57  О.Ларов: Казахстан и МВФ. Хроника и дебит-кредит партнерства
14:47  О.Реут: Mr Bakiev, или ШОСовская траектория движения
09:46  А.Куртов: Саммит ШОС в Екатеринбурге и энергетическое наступление Китая к Каспию. Часть 2-я
04:00  Мисс Интернет-2009. Конкурс киргизского веб-проекта "Лимон" (новые участницы)
03:50  BBC: Индия и Пакистан готовы возобновить диалог
03:47  "AP": В Афганистане началась гонка для переизбрания Хамида Карзая на пост президента
03:45  Самый высокий гонорар среди узбекских певцов у Юлдуз Усмановой
03:39  П.Своик: Верхи могут, низы не хотят. Узбекистан справедливо опасается, что при заполнении новых гидроузлов он лишится...
03:36  Б.Эшмент: Узбекские траншеи не несут прямой угрозы приграничному населению
03:28  Вэнь Ляо: Китайская доктрина стабильности
03:17  Слухи на млрд долларов. Ford продает Volvo китайцам?
03:02  А.Серенко: Новая игра генерала Абдула Рашида Дустума
02:59  "Къ": Россия и Китай запускают цепную реакцию. Проект второй очереди Тяньваньской АЭС может сдвинуться с мертвой точки
02:52  С.Тарасов: Газовый запах выборов в Иране - эндшпиль партии NABUCCO
02:50  Радио "Свобода": ШОС уже меньше беспокоит Запад
02:49  Е.Тугжанов: Евразийская идея в контексте межэтнического согласия и толерантности
02:44  Президент А.Лукашенко летит в Туркмению. Подписывать документы
02:42  С.Лузянин: ШОС необходима и с прагматической, и с геополитической точек зрения
02:38  Правительство ФРГ постановило расширить военное присутствие в Афганистане
02:33  "ХТ": Замминистра ЖД Чопанов зарезал начальника отдела МНБ Туркмении и покончил с собой
02:31  "БП": "Газпром" в Киргизию пришел. Ну как, поиграем в тендер?
02:15  Кеннет Рогофф: Изменение баланса экономических отношений США и Китая
02:05  Кабульским наркоманам приказали освободить здание Дома советской науки и культуры
01:54  Ш.Зухуров (минтруда Таджикистана): "Ежегодный рост трудовых ресурсов составляет 4%, что для такой маленькой..."
01:52  Г.Курбанов: Печати чиновников Бухарского эмирата (история и типология)
01:44  "People"s Daily Online": Страны Центральной Азии все активнее интегрируются с Китаем
01:34  Х.Мирсаидов: Узбекистан установил заграждения на спорном участке границы с Таджикистаном
01:30  В Англии выходит книга Д. Айткена "Назарбаев и создание Казахстана: из коммунизма в капитализм"
01:29  Г.Бердымухамедов: "Новая научная политика, соответствующая требованиям дня..." (речь)
01:15  "Где оно, это счастье?" Аким Алматы А.Есимов выступил с резкой критикой в адрес проектов родного Минэкономики
01:14  Мира Камдар: Пришло время вернуть Махатму Ганди
01:13  М.Краснов: "Молочный" саммит в Екатеринбурге - взгляд наблюдателя
01:11  А.Бактыбеков: Рухнувшая промышленность Кыргызстана
01:05  Агентство Moody’s - Банку "Асака" (Узбекистан): прогноз – "стабильный"
01:03  Сергей Козлов: Кому отойдет "Богатырь"?
00:59  Christian Science Monitor: Иран и Россия критикуют мировую гегемонию США
00:57  К.Бенедиктов: Что мы знаем о лисе. Кому нужен Китай в России?
00:55  С.Нехамкин: Неразгаданный манускрипт Этель Лилиан Войнич (тайны истории)
00:43  "Guardian": Карзай слаб, но он победит
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Куртов: Саммит ШОС в Екатеринбурге и энергетическое наступление Китая к Каспию. Часть 2-я
09:46 19.06.2009

Второй пример энергетической политики Китая в регионе Центральной Азии касается страны, которая формально не входит в ШОС. Но это обстоятельство не делает китайскую политику продвижения к ресурсам Каспийского региона менее сдержанной. Речь идет о Туркменистане.

Долгое время темой дискуссий в Ашхабаде был проект строительства газопровода "Туркменистан - Китай – Япония", протяженностью 6,4 тысячи километров. Проект предполагал строительство газопровода в течение 10 лет и отличался дороговизной (11 миллиардов долларов, из них стоимость морского участка – около 1,7 миллиардов долларов). Возможно, по этой причине, а также из-за изменившейся в XXI веке энергетической политики Китая восточное направление вероятных поставок туркменского природного газа было "модернизировано". А именно: вариант прокладки трубы в Японию перестал рассматриваться, а конечной точкой трубы стал Китай.

Много лет с участием Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) и компании "Эксон Туркменистан (Амударья) Лимитед" проводились исследования углеводородного потенциала перспективных площадей на туркменском побережье Амударьи. Целью этих изысканий являлся расчет экономической целесообразности тогда еще гипотетического проекта восточного газопровода. Геофизические исследования проводились на всем правобережье Амударьи. На подступах к Кызылкумам в 2000 году был открыт ряд новых газовых месторождений, в частности на площади "Гарагой".

По данным компании "Exxon", проект дальнемагистрального трубопровода из Туркменистана в Китай мог стать реалистичным лишь в том случае, если по нему подавать не менее 30 миллиардов кубометров газа в год. Однако в этот объем, как считали специалисты, мог войти и газ с западных территорий Китая. Туркменистан же должен был гарантировать ежегодную поставку в течение 25 лет 33 миллиардов кубометров газа (с учетом 3 миллиардов кубометров для обеспечения работы компрессорных станций).

Китайский фактор стал одним из центральных во внешней политике Туркменистана примерно с 2006 года. К этому времени между двумя странами уже были подписаны 36 межгосударственных соглашений. В Туркменистане было зарегистрировано 37 инвестиционных проектов с участием китайских компаний на общую сумму 382,6 миллиона долларов и 360 миллионов юаней.

Важнейшим событием 2006 года для Туркменистана явился визит в начале апреля президента С.Ниязова в Китай. Основным среди подписанных тогда документов стало Генеральное межправительственное соглашение о реализации проекта газопровода Туркменистан – Китай и продаже природного газа из Туркменистана в КНР. Китай обязался закупать у Туркменистана газ в объеме 30 миллиардов кубометров ежегодно в течение 30 лет, начиная с момента ввода газопровода в эксплуатацию, которая была намечена на 2009 год. По условиям соглашения ресурсной базой таких поставок должен был стать регион правобережья Амударьи, где разведку и разработку месторождений китайцы обещали осуществлять совместно с туркменской стороной. Однако текст соглашения включал также и норму о том, что при необходимости туркменская сторона гарантирует поставки газа в Китай и из других месторождений республики.

Срок действия соглашения определялся тремя годами. КНР в рамках другого подписанного соглашения вскоре выделила Туркменистану льготный кредит в размере 200 миллионов юаней. Через две недели после визита в Китай С.Ниязов распорядился создать при Министерстве нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов специальную Дирекцию по туркмено-китайскому сотрудничеству.

Через год, летом 2007 года, было заключено еще одно соглашение. Трубопровод в Китай стал реальностью. КННК получила право проводить соответствующие работы на территории Туркмении и лицензию оператора на разведку и добычу сырья на суше, впервые в истории страны выданную иностранной компании. Общая протяженность нового газопровода "Туркменистан – Китай" составит около 7000 километров. При этом по территории Туркменистана будет проложено свыше 180 километров газотранспортной магистрали, Узбекистана – 530, Казахстана – 1300, Китая – более 4500 километров. Общая стоимость проекта - около 20 миллиардов долларов. Предполагалось, что экспорт 17 миллиардов из ежегодно предусматриваемых 30 миллиардов кубометров туркменского газа будет обеспечиваться за счет освоения новых газовых месторождений, остальные 13 миллиардов – за счет строительства на крупнейшем газоконденсатном месторождении "Багтыярлык" объектов по очистке и подготовке газа.

Стоит отметить, что российская компания "Стройтрансгаз" выиграла контракт на 395 миллионов евро на строительство туркменской части газопровода "Малай – Багтыярлык" протяженностью 188 километров. Компания также создаст установку по очистке и осушке газа и газоизмерительную станцию. В 2008 году строительство данного трубопровода началось.

В период проведения Олимпиады в Пекине в августе 2008 года новый президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил об увеличении пропускной способности газопровода в Китай. Решение было закреплено рамочным соглашением в ходе официального визита в Ашхабад лидера КНР Ху Цзиньтао. Предусматривается увеличение мощности трубы, которая должна быть введена в строй в 2009 году, с 30 до 40 миллиардов кубометров газа в год. Специально подчеркнем, что в Туркменистане, в отличие от Казахстана, продолжают уверять, что все 40 миллиардов кубометров в данный трубопровод будут поставляться с месторождений туркменского правобережья Амударьи. Однако по-прежнему неясно, по какой цене туркменский газ будет поставляться в Китай. По-видимому, Ашхабад и здесь оставляет за собой последнее слово, надеясь в будущем играть на противоречиях между торговыми партнерами, стремящимися заполучить туркменский газ.

Нет полной ясности и в вопросе о том, сможет ли Ашхабад обеспечить весь заявленный объем поставок газа в КНР. Китайцы претендуют на эксплуатацию в своих интересах двух крупных проектов:

1) группы месторождений правобережья Амударьи, максимальный проектный объем добычи газа на которых определяется 25-30 миллиардами кубометров в год. При этом год выхода на проектную мощность – предположительно 2015-2020 годы. В 2010 году предположительно здесь добудут 12 миллиардов кубометров. Крупнейшие месторождения здесь – "Самандепе" и "Алтын Асыр". Оценочные запасы договорной территории "Багтыярлык" – 1,7 триллиона кубометров, но они не были подтверждены. Всего же на правобережье Амударьи открыто 17 газовых и газоконденсатных месторождений, в их числе: "Самандепе", "Фарап" (оба – в разработке), "Метеджан", "Киштиван", "Сандыкты" (все три законсервированы), "Акгумалам", "Тангигуйы", "Ильджик", "Янгуйы", "Восточный Янгуйы", "Чашгуйы", "Гирсан", "Бешир", "Бота", "Узынгйы", "Берекетли", "Пиргйы" (все – в разведке). "Самандепе" здесь пока – самое крупное с запасами 80 миллиардов кубометров.

2) "Яшлар - Южно-Йолотаньская" группа месторождений. Здесь крупнейшие месторождения – "Южный Йолотань" ("Гунорта Йолотен") и "Осман". Туркменские геологи утверждали, что их запасы – от 3 до 7 триллионов кубометров газа. Привлеченная для аудита консультационная британская фирма солидаризировалась с такими оценками и даже дала более высокие цифры. Отметим, что максимальный проектный объем добычи газа здесь определялся еще 3 года назад в 15 –20 миллиардов кубометров в год, но сейчас туркмены утверждают, что добыча здесь достигнет 45 миллиардов кубов в год к 2020 году. Год выхода на проектную мощность – предположительно 2015-2021 годы. В 2010 году здесь предполагают добыть 10 миллиардов кубометров.

В китайскую трубу планируют поставлять 13 миллиардов кубометров с месторождений "Самандепе" и "Алтын Асыр", которые разрабатывает "Туркменгаз", и запасы которых туркмены считают доказанными. Остальные 17 миллиардов кубов планируют поставлять за счет освоения еще не до конца открытых месторождений на договорной территории "Багтыярлык", где работают китайцы из CNPC на условиях соглашения о разделе продукции.

После взрыва на трубопроводе "Средняя Азия – Центр" 9 апреля 2009 г. Ашхабад в пику "Газпрому" пошел на включение китайских компаний в проект освоения месторождения "Южный Йолотань" и добился получения целевого кредита от КНР в 3 млрд. долларов для промышленного освоения этого месторождения. Это существенно укрепило проект поставок туркменского газа в Китай и затруднило его получение на приемлемых условиях Россией. В начале июня 2009 года президент Туркменистана уже уверенно заявил, что уже к концу 2009 года 40 миллиардов кубометров газа начнут поступать в Китай по новой трубе.

Трубопровод в Китай - это яркое свидетельство усиления позиций КНР в Туркменистане. За период 2000-2007 гг. товарооборот между странами вырос в 18 раз. По состоянию на 1 августа 2008 года в Туркменистане действовало 30 предприятий с участием китайского капитала. С участием китайских компаний в Туркменистане реализуется 49 инвестиционных проектов на общую сумму 1,284 миллиарда долларов.

Китай, участвуя в работе ШОС, ни на минуту не забывает о своих интересах. Шаг за шагом он осваивает энергические богатства Центральной Азии, тесня здесь американские, европейские и российские компании. Вот о чем надо думать. Разглагольствования же о будущей наднациональной валюте ШОС напоминают дискуссии в СССР о "формировании человека коммунистического общества". Нужно четко понимать, что интересы энергетической политики стран Центральной Азии, России и Китая совпадают далеко не во всем. Энергетический клуб ШОС так и не сумел предложить в этой сфере устраивающую всех модель сотрудничества.

Китай стремится поддерживать высокие темпы своего развития. Сегодня идет процесс активного внедрения Китая в Центральную Азию с целью получения доступа к имеющимся там запасам нефти и газа. Одновременно китайцы осуществляют транспортную привязку этих ресурсов к своим западным границам.

И пока не видно, чтобы позиции государств-членов ШОС по проблеме энергетического сотрудничества сближались, хотя разговоры о единой концепции энергетической политики в ШОС идут уже несколько лет. По крайней мере, принятая на саммите в Екатеринбурге Декларация не содержит на этот счет ничего, кроме дипломатического тумана. Похоже, мы являемся зрителями модного спектакля театра лицедеев.

Аждар КУРТОВ

Источник - Фонд стратегической культуры
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1245390360


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх