Мир есть, но национального согласия нет. Круглый стол центра "Диалог" в Душанбе 13:02 02.07.2009
Мира и согласия нам!
Мир есть, но национального согласия нет. К такому мнению пришло большинство участников круглого стола центра "Диалог", на котором обсуждалось 12-летие подписания Общего Соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.
НА круглом столе собрались представители обеих сторон - правительственной и оппозиционной (бывшей Комиссии по национальному примирению). Однако на мероприятии не было никого из ныне действующих чиновников высшего или даже среднего эшелона власти.
Мухиддин Кабири, директор центра "Диалога", председатель Партии исламского возрождения (как политическая сила правопреемник Объединенной таджикской оппозиции - ОТО) сказал, что хотя чиновники были приглашены на встречу, но они предпочли ее проигнорировать.
Где демократизация?
ЦЕЛЬ встречи состояла в том, чтобы поговорить о том, чего не хватает для устойчивости мира в Таджикистане.
Участникам показали запись доклада одного из бывших лидеров ОТО, ныне духовного лидера ПИВТ Мухаммадшарифа Химматзода (из-за болезни он не смог сам придти).
Химматзода назвал главным достижением подписанного Соглашения -установление мира в стране. При этом, считает он, с политической точкой зрения, мир не дал необходимых результатов.
- К примеру, ОТО по условиям мирных соглашений добилась 30% квоты в правительстве. Пользуясь этим потенциалом, мы хотели в дальнейшем содействовать проведению честных выборов. Однако этой цели мы не достигли.
По словам М. Химматзоды, одним из ключевых моментов Соглашения было взаимное прощение сторон, "однако до сегодняшнего дня не решен вопрос амнистирования сотен бывших соратников ОТО".
В целом, по словам духовного лидера ПИВТ, процесс демократизации, на котором делался акцент в Соглашении, не развивался, поскольку ему препятствовали авторитарные тенденции.
"Сбрей бороду, потом помиримся"
БОЛЬШИНСТВО участников поддержали мнение, что хотя в стране сейчас практически нет политической силы, открыто выступающей против мира, однако общенационального согласия Таджикистан пока еще не достиг.
По словам члена Маджлиси Милли Маджлиси Оли Ходжи Акбара Тураджонзода, власти должны предпринять все меры, чтобы большинство в таджикском обществе были ими довольны.
- К сожалению, сегодня есть силы, которые, к примеру, недовольны законами о выборах, о свободе совести и религиозных организациях, об упорядочении традиций и обрядов и т.п.
При этом, по словам политолога Абдулло Хакима Рахнамо, проблема состоит в отсутствии ценностного единства.
- Когда правительство примирилось с оппозицией во главе с Саидом Абдулло Нури, тогда, к примеру, не было таких условий как "сбрей бороду, потом помиримся". Поэтому, соответственно, мы должны продолжать те традиции толерантности, которые тогда были заложены.
Между тем, профессор Ибрагим Усманов считает, что отсутствие общенационального согласия у нас имеет социальные корни.
- Пока 90% населения РТ не могут зарабатывать внутри страны, пока доход нашего бюджета не состоит из собственных средств, пока в кадровой политике правительство не опирается на достойных кандидатов, мы не можем говорить об общенациональном согласии в Таджикистане, - убежден И. Усманов.
Мы стали очень кичиться своими "миром и единством", считает лидер ПИВТ Мухиддин Кабири.
- Когда в Таджикистане началась гражданская война, я находился на учебе в Йемене. У них тоже происходила гражданская война, которая завершилась в 1994 году. Я вместе с народом этой страны также отпраздновал примирение. Тогда во власти был Абдулло Солех, который и ныне является президентом Йемена. Солех сразу после примирения озвучивал очень хорошие лозунги. Но спустя много лет, так получилось, что я вновь оказался в Йемене. К сожалению, теперь ситуация вновь ухудшается. Абдулло Солех становится еще более чем авторитарным, в результате чего растет недовольство в стране, - рассказывает Кабири.
Одним из ключевых моментов стала дискуссия о судьбе бывших членов Комиссии по национальному примирению. По словам Рахнамо, они должны занимать ключевые посты в системе национальной безопасности РТ - в Совете Безопасности, в качестве советников президента и т. п.
- Ведь, именно они способны осознать ценность мира, а новое поколение может просто недооценить его.
Однако заместитель председателя Партии экономических реформ Рустам Назаров подчеркнул, что эти люди уже выполнили свою историческую миссию, и больше не должны иметь политических амбиций.
"Нужно написать историю войны!"
С ТАКИМ предложением выступил "один из идеологов правительственной делегации" в годы межтаджикских переговоров профессор Ибрагим Усманов. Профессора беспокоят случаи искажения событий нашего недавнего прошлого, которые допускает отечественная пресса.
- Пока большинство участников событий этих лет, а именно: члены Комиссии по национальному примирению живы, мы должны собрать необходимую информацию, и по мере возможности начать писать историю.
С профессором согласился и Тураджонзода, который выразил свою готовность способствовать реализации данного проекта.
Круглый стол был организован Партией исламского возрождения Таджикистана совместно с Национальной ассоциацией политологов Таджикистана.
ОТ АВТОРА:
В День национального примирения было бы нехорошо говорить о чем-либо, кроме мира. Однако всякий раз, когда участвую в подобных мероприятиях, мне остается непонятно: за что таджики воевали на самом деле? За то, чтобы достичь мира и потом гордиться им как "достижением"? Как это так?
Я уверен, что ни одна из сторон не желала чего-либо плохого для таджикского народа. Об этом я говорил на встрече. Однако если речь идет о написании истории войны, думаю, что ее участники либо должны полностью признать, что это было бессмысленное братоубийство, либо должны открыто сказать о том, какие цели они имели на самом деле. Почему они согласились на мир? Были вынуждены или достигли своих целей?
Возьмем соседний Афганистан, где уже несколько поколений были вовлечены в конфронтацию. Если (дай Бог) придет какое-то новое поколение и договорится о мире, то именно они могут говорить о нем, как о главном достижении и не упоминать о войне, которой они не начинали. Но в нашем случае - сами воевали и сами помирились. За что? Если исходить из последней встречи, то непонятно. Может быть непонятно только потому, что стороны не хотят об этом говорить?
29.06.2009
Далер ГУФРОНОВ, Asia-Plus
|