Д.Исаев: Ислам как бренд. Выгодный Шариат 16:38 03.07.2009
Ислам как бренд В этом мире во все времена в наиболее успешных проектах сотрудничества стран, народов и культур экономика и экономические интересы шли впереди политических. То есть, возможность построить взаимовыгодные отношения, наладить торговлю, обмен товарами и услугами для людей оказывались важнее политических разногласий. Отсюда, если мусульмане стремятся развивать и продвигать Ислам в немусульманской среде, им следует это делать с очень большим упором на экономику, финансы и бизнес.
Экономический язык
Когда мы говорим о том, что для экономики и торговли не существует политических и идеологических границ и разногласий, это касается также и Ислама. Несмотря на идеологические разногласия с неверующими, мусульманам дозволяется вести с ними торговлю, заключать экономические договора, выстраивать коммерческие взаимоотношения. Кроме того, конечно, что определенно запрещено Шариатом – торговля спиртным, наркопродукцией, порнографией, оружием в период войны и т. д.
Даже на примере современных отношений России с иными странами мы можем заметить, что экономические интересы почти всегда оказываются прочнее политических и даже военных. Например, несмотря на все разногласия Евросоюза и России по политике в Чечне, в области прав человека, несмотря на все разногласия арабских стран с Кремлем по поводу российских отношений с "Израилем", несмотря на всю истерику самого "Израиля" по поводу контактов Москвы с ХАМАС, экономические отношения РФ и всех этих стран развиваются достаточно динамично.
То есть экономика и экономические интересы – это тот универсальный язык, который понятен и близок всем, вне зависимости от идеологических и политических пристрастий, и вне зависимости от взаимных претензий друг другу. Отсюда, если две страны и два народа стремятся укрепить свои отношения, наиболее эффективно и гарантированно прочно это можно сделать именно на основе взаимных экономических интересов, через развитие торговли и бизнес-сотрудничества.
Выгодный Шариат
Нам, мусульманам, стоит обратить внимание на такое явление. Практически все западные страны жестко выступают против Шариата, как против "средневековой" правовой системы, якобы нарушающей права женщины и ущемляющей т.н. сексуальные меньшинства. Но те же самые западные страны готовы забыть обо всех своих претензиях к Шариату, если дело касается возможности заработать большие деньги.
К примеру, никого на Западе не беспокоит то, что в Саудовской Аравии и странах Персидского Залива реализуются нормы Шариата, когда дело касается миллиардных контрактов на нефть и газ. То же самое касается и, казалось бы, наиболее ненавидимого Западом движения "Талибан". Хиллари Клинтон в бытность свою сенатором и еще до атак 11 сентября утверждала, что, если с талибами можно построить выгодные для США экономические отношения, то Белый Дом даже не против введения в Афганистане самой жесткой шариатской системы.
Не является исключением и Россия. Несмотря на все претензии Кремля к странам Аравийского полуострова в финансировании сепаратистов в Чечне и распространении на территории нашей страны "нетрадиционного Ислама", именно с этими странами у Москвы сегодня самые крепкие и многообещающие экономические взаимоотношения. Таков закон рынка – когда звонкая монета ласкает слух, политические и идеологические распри стихают.
Экономическое проникновение
Следующими выводами, которые можно сделать из законов экономических взаимоотношений, является то, что, во-первых, для капиталов нет границ, и во-вторых, вслед за капиталом всегда идет идеология и набор ценностей. То есть, даже в самые закрытые для въезда иностранцев и для проникновения новых идей страны с легкостью проникает капитал. К примеру, несмотря на железный занавес, которым был огражден СССР от остального мира, несмотря на блокирование либеральных идей в советском обществе, западный капитал проникал на советский рынок и постепенно осваивал его.
Советский Союз строил советский автопром с привлечением итальянских инвестиций, осваивал космос в сотрудничестве с американцами, немецкие и финские товары осваивали советские рынки. А после развала Союза именно поток западных товаров быстрее всего начал захватывать рынки пост-советских стран. То же самое с Китаем – первой западной структурой, попавшей за китайский железный занавес, была компания "Coca-Cola".
Второй момент заключается в том, что вслед за проникновением капитала и товаров на новые рынки и в новые страны, вслед за ним всегда идет определенный набор ценностей и идеология. К примеру, вслед за западными товарами в страны бывшего Союза широкой волной пришли ценности либерального, потребительского общества. Ведь "Coca-Cola" продавала в России не только газировку, она продавала здесь определенный образ жизни, приучала к нему молодежь и прививала ей ценности отвязного, свободного от любых ограничений поведения.
Идеологическая нагрузка бизнеса
Таким образом, мусульмане должны понимать, что если они хотят, чтобы в России в наиболее безболезненной форме распространялись исламские ценности и идеология, в нашу страну сначала должен прийти исламский капитал и исламский бизнес. То есть, если в Россию придут большие деньги и контракты из мусульманских стран, если сами российские мусульмане будут развивать успешный бизнес, то вслед за ним в нашей стране будут постепенно распространяться и исламские ценности и исламская культура.
Естественно, конечно, это возможно, только если мусульманские бизнесмены будут сами соблюдать все нормы своей религии. Т. е. они дадут пример успешного и здорового образа жизни. В противном случае, всю идею легко дискредитировать.
Ярким свидетельством и убедительным подтверждением тому является распространение в России симпатий и интереса к японской культуре, истории и системе ценностей, благодаря умелой и эффективной раскрутке бизнеса суши-баров. Нельзя сказать, что каждый суши-бар или ресторан в Москве построен на японские деньги и с участием японцев. Скорее сами россияне ринулись вкладывать свои деньги в модный бизнес. Но сам этот бизнес был таков, что его развитие непременно сопровождалось продвижением в общество определенных элементов японской культуры.
То есть, бизнес суши изначально предполагал продвижение в среде потребителей определенной, экзотической для россиян культуры питания, потребления и связанного с ними определенного набора ценностей. Таким образом, в России, наряду с суши-кухней, продвигался целый комплекс услуг – питание, обслуживание, японская традиционная символика, музыка, элементы культуры личностных взаимоотношений и т. д.
Конечно, мода на суши, как и все остальные поветрия, со временем уйдут. Но мусульмане должны сделать для себя из опыта развития суши-бизнеса очень важный вывод.
Бизнес-дополнение к призыву
Общество потребления с большим интересом и готовностью усваивает целые пласты из иной культуры, истории, набора ценностей и даже идеологии, если они упакованы в привлекательный бренд и продвигаются на рынке по законам коммерческой рекламы. Таким образом, мусульманам стоило бы также создать на российском рынке привлекательный бренд, увязанный на исламскую кухню, культуру, историю и определенный набор ценностей и правил взаимоотношений.
В этом случае популяризировать образ Ислама, пробудить интерес к Исламу в широких слоях можно было бы с большим успехом. Не говоря уже о том, чтобы начать зарабатывать на этом весьма неплохие деньги.
Конечно, никто не говорит о том, что подобные методы могут заменить полноценный призыв, передачу полноценных представлений об Исламе, исламском вероубеждении, воспитание крепких верой и духом мусульман. Но подобные эффективные технологии пробуждения интереса к Исламу через экономические и потребительские каналы могли бы стать очень серьезным подспорьем в деле борьбы с исламофобией, пробуждения первоначального интереса к Исламу, создания привлекательного имиджа мусульман и установления прочных экономических связей в тех обществах, к которым обращен призыв мусульман.
Ведь вслед за исламскими банками в Россию непременно придут уважение и симпатии к праведности и честности мусульман в финансовых делах, а вслед за исламскими коммерческими брендами, ресторанами, бутиками, клубами, музыкой, литературой придут и отсутствие страха, симпатии и интерес к самому Исламу.
Даниял Исаев
1.07.2009
|