Eurasianet: Кыргызстанские цыгане (люли) - жизнь на задворках общества 15:18 09.07.2009
КЫРГЫЗСТАН: ДЛЯ ЖИВУЩИХ ОСОБНЯКОМ ЛЮЛИ КЫРГЫЗСКИЙ ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ПОКОНЧИТЬ С ИЗОЛЯЦИЕЙ
Жизнь на задворках общества для представителей кыргызских люли стала уже свершившимся фактом их существования. Даже тоталитарная советская система так и не сумела интегрировать этих людей в жизнь кыргызского общества. Но теперь появилась надежда, что представители молодого поколения люли смогут разорвать цепь злосчастий своего народа.
"Я уверена, что моих учеников ждет лучшее будущее, и они не будут сталкиваться с дискриминацией и плохим обращением, как их родители", – говорит Фатима Тойчиева. Она возглавляет школу для детей люли в селе Жаны-Кыштак в Ошской области – районе компактного проживания представителей данной этнической группы. "Моя лучшая ученица – это 13-летняяТухтохан. В таких детях будущее народности люли".
Умненькая и приветливая, Тухтохан рассказывает, что хочет стать учителем кыргызского языка. Это честолюбивая цель для юной представительницы сообщества люли. Люли, которых уничижительно называют цыганами, издавна сталкиваются с предубежденным к себе отношением. По словам местных обозревателей, люли с их более темными лицами часто подвергаются дискриминации со стороны кыргызов и узбеков. Проживающие на территории Кыргызстана люли часто не могут получить и хорошее образование.
"Из-за массовой безработицы и низкого уровня жизни многие женщины нашего села вынуждены заниматься попрошайничеством, чтобы как-то обеспечить свои семьи, – говорит учитель истории и представитель этнической группы люли Туланджон Кадиров. – Местные жители нас не любят. Десятилетиями к нам сохранялось плохое отношение. Наша молодежь остается в селе, не перебирается в города и практически не общается с представителями других национальностей".
Некоторые активисты видят путь улучшения жизни люли в получении образования, и особенно в углубленном изучении кыргызского языка. "Сегодня у нас имеются четыре экспериментальных класса, где детям преподают предметы на государственном языке, – говорит директор Тойчиева, по национальности узбечка. – Детям это дается нелегко, потому что дома они говорят на своем родном языке. Но их стремление и желание овладевать знаниями вселяет надежду на то, что в конечном итоге они смогут выбраться из бесконечной нищеты".
История люли Центральной Азии уходит корнями в прошлые столетия. По словам ученых, их предки, как и предки европейских цыган, пришли из Индии. Но в отличии от последних, центральноазиатские люли исповедуют ислам и говорят на наречии, восходящем к персидскому языку.
Достоверной статистики о числе люли, проживающих в селе Жаны-Кыштак, не имеется. По словам местных властей, у многих из них нет даже удостоверяющих личность документов. "Около 60 процентов из 3 тысяч жителей села не имеют паспортов, а у почти 30 процентов детей отсутствуют свидетельства о рождении, – рассказал EurasiaNet глава местного совета Абдулатиф Шадманов. – Таким образом, они не могут воспользоваться услугами органов социальной защиты и не могут рассчитывать на получение от государства пенсий и других пособий".
По утверждению представителя местных правоохранительных органов и в противоположность устоявшимся стереотипам, уровень преступности в этом районе не выше, чем в других местах. Правда, неграмотность и отсутствие среднего образования у представителей люли не способствует признанию их местными кыргызами, отмечает он. "При общении с нами представители люли не могут даже написать простого заявления", – говорит сотрудник МВД майор Айджигит Джороев.
Это мнение разделяют и наблюдатели. По словам профессора международных отношений Кыргызско-Узбекского университета города Ош Алиймы Шариповой, отсутствие возможностей получить хорошее образование, а также незнание кыргызского языка заставляют многих люли избегать контактов с представителями остального кыргызского общества. "Многие люли не рискуют покидать свои поселения и не бывают в Оше из опасения столкнуться с дискриминацией со стороны представителей других национальностей", – говорит она.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что многие люли не знают о своих правах. Многие, например, не отдают себе отчета, что их дети имеют право на получение образования. "Будущее любого народа или этнической группы зависит от реализации ими своего права на образование, и это та область, в которой дискриминация в отношении люли ощущается сильнее всего, – говорит старший научный сотрудник ошского отделения Национальной академии наук Кыргызстана Антонина Захарова. – Дети, лишенные возможности получить образование, становятся в итоге уличными попрошайками, пополняя армию неграмотных взрослых без всяких жизненных перспектив".
Ряд образованных представителей люли признают, что изучение кыргызского языка очень важно для детей их этнической группы. "Мы хотим, чтобы наши дети изучали кыргызский язык, являющийся государственным языком этой страны. Это поможет нашей молодежи влиться в местное сообщество и искоренить сложившиеся стереотипы", – говорит учитель истории и люли по национальности Туланджон Кадиров.
Школьница Тухтохан ощущает лежащее на ней бремя ответственности за будущее живущих по соседству с ней людей. "Я хочу верить, что моя мечта стать учителем осуществится и я смогу учить других", – говорит она с улыбкой.
От редактора: Умид Эркинов является псевдонимом кыргызского журналиста.
07.VII.2009
|