С.Тарасов: Урумчи. Далее – везде? Эпицентром борьбы за маршруты транспортировки энергоносителей из Средней Азии может стать "китайское направление" 10:48 10.07.2009
Урумчи. Далее – везде? Эпицентром борьбы за маршруты транспортировки энергоносителей из Средней Азии может стать "китайское направление"
События в Синьцзян-Уйгурском автономном районе – СУАР, где в результате столкновений на этнической почве погибли несколько десятков человек, сломали график председателя КНР Ху Цзиньтао. Он отказался от участия в саммите "большой восьмерки" в Италии и вернулся в Китай.
Действительно, ситуация в СУАР продолжает оставаться сложной, информация оттуда поступает мизерными дозами. В Урумчи, столице СУАР, введен комендантский час, запрещен выезд из города транспорта и выход людей на улицы. Протесты уйгуров, возмущенных экономическим неравенством и наплывом китайских переселенцев, 7 июля начались и в двух других городах. Власти Китая считают, что беспорядки в этом приграничном регионе страны "поддерживают внешние силы". Пекин уже объявил главным инициатором "смуты" главу "Всемирного уйгурского конгресса" Ребию Кадер, которая в настоящее время находится в США. В ответ она заявила о непричастности этой организации к межэтническим столкновениям в Синьцзяне.
Пекин оказался в сложной ситуации. Обозначая влияние "внешних факторов" на развитие событий в СУАР, уже недостаточно оперировать понятием "определенные силы", следует назвать конкретных виновников. Но вот сделать это непросто, поскольку в числе государств, на которые намекают в Пекине в качестве "источников дестабилизации", могут оказаться страны, с которыми Китай поддерживает тесное сотрудничество. Однако и попытка именовать уйгурские выступления "исламистскими" тоже чревата, на этот раз - осложнением отношений с соседними мусульманскими странами. Организация исламская конференция в своем заявлении уже выступила с осуждением "непропорционального использования" силы и призвала власти КНР провести "честное расследование крайне опасных событий и привлечь виновных к ответственности".
Но это – не "китайская Кондопога", как предполагают некоторые отечественные аналитики. СУАР - одна из болевых точек Китая, где, по данным Пекина, в подполье действуют несколько террористических организаций, которые борются за независимость региона, вошедшего в состав Китая в нынешних границах лишь в ХХ веке. В этом регионе страны регулярно происходят акции протеста уйгурского населения против центрального правительства. Пекин возлагает на них ответственности за примерно 300 террористических актов, жертвами которых с 1991-го стали более 160 человек. Положение усугубляется и тем, что уйгуры имеют солидную зарубежную диаспору, которая в последнее время стала проявлять заметную политическую активность.
Уйгурские эмигранты провели акцию протеста перед китайским посольством в Нидерландах. В Мюнхене сожгли государственный флаг КНР. В Норвегии и Турции уйгуры устроили акции протеста.
Ситуация в СУАР "тоньше" и сложнее, нежели кажется на первый взгляд. Эксперты предполагали, что беспорядки, начавшиеся в 2008-м в Тибете, рано или поздно перекинуться на Синьцзян-Уйгурский автономный округ, затем - в автономный район Внутренняя Монголия. Такие "подозрения" усилились особенно после того, когда лидеры России, Китая и четырех государств Средней Азии договорились о создании "энергетического клуба", что, например, по оценке "Файнэншл таймс", было расценено как "попытка осложнить доступ Западу к энергоресурсам Средней Азии". В марте 2006-го, на сессии Народного политического консультативного совета Китая представитель СУАР Шоу Цзяхуа заявлял о необходимости скорейшего начала сооружения второй нити нефтепровода Атасу (Казахстан) - Алашанькоу (Синьцзян). Тогда, по инициативе глав этих двух государств, в Синьцзяне началось строительство "Хоргос" - особой трансграничной торгово-экономической зоны, ввод которой запланирован на конец нынешнего года. Через эту "точку" планируется провести "коридор Север-Юг", который должен соединить торговыми маршрутами Индию, Иран и Россию. В конце 2007-го госсовет КНР принял документ об ускоренном социально-экономическом развитии Синьцзяна, намереваясь превратить его в "витрину и ворота Поднебесной" для выхода в Среднюю Азию. Особый упор был сделан на строительстве "развитого коридора" по транспортировке через СУАР в центральный Китай нефти и газа, импортируемого из стран СНГ. Это должно подкрепляться подключением газо- и нефтепроводов к единой системе железных дорог Казахстана и России.
Параллельно Пекин стал финансировать модернизацию пакистанского порта Гвадар для подтягивания туда нефтепровода из Синьцзяна. Так рождались коммуникации, которые могли быстро превратиться в важнейший транзитный узел, позволяющий государствам Средней Азии – и не только им - через Китай выводить свои энергоресурсы на мировой рынок. В начале 2008-го было объявлено и о планах строительства железнодорожных веток для соединения СУАР со Средней Азией: Хоргос - казахстанский поселок Сарыозек и Кашгар – Кыргызстан - Узбекистан.
По этому поводу аналитическое издание "Стратфор" предупреждало: "Эпицентр борьбы с Прикаспийского и Транскапийских маршрутов транспортировки энергоресурсов из Средней Азии в ближайшее время может перекинуться на китайское направление".
24 июня президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов встретился с заместителем премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Кэцяном, одним из итогов переговоров стало соглашение о представлении Пекином Ашхабаду кредита в размере 4 миллиардов долларов. Тогда и появились в западных средствах массовой информации публикации об окончательном крахе проекта "Набукко", который рассчитывает на туркменский газ. А на следующий день, 25 июня в Урумчи начались выступления уйгуров.
Случайное совпадение? Или нынешние беспорядки в Урумчи - первая фаза осуществления "широкого сценария" по дестабилизации обстановки в районе казахско-китайского приграничья? Если Пекину не удастся быстро урегулировать уйгурскую проблему, то события, считают западные эксперты, могут в ближайшее время перекинуться во Внутреннюю Монголию. Вот тогда в Поднебесной появится собственный "Карабах".
Специально для Столетия Станислав Тарасов 09.07.2009 |
|