Нурани: "Набукко": без ревности, но... Насколько вероятна опасность попыток сорвать реализацию "Набукко" руками Еревана? 00:12 20.07.2009
"Набукко": без ревности, но... Насколько вероятна опасность попыток сорвать реализацию "Набукко" руками Еревана?
Через три дня после того, как 13 июля 2009 года в Анкаре премьер-министрами Турции, Австрии и Венгрии и министрами энергетики Болгарии и Румынии подписано многостороннее соглашение о строительстве газопровода "Набукко", свое отношение к новому проекту высказал президент России Дмитрий Медведев.
- Никакой ревности к "Набукко" у нас нет,- обнадежил, по оценке "Коммерсанта", собравшихся президент РФ. И тут же расстроил: - Мне только никто так и не смог объяснить, где для этого проекта возьмется газ. А так, все, что на пользу Европе,- к лучшему. Мы ведь тоже европейцы.
Реакции России на подписание проекта "Набукко" с тревогой ждали многие эксперты. "Набукко" заработает, если на то будет милость Москвы," - так подводила "ИноПресса" итог дискуссии в зарубежных СМИ. Европейские политики рукоплещут газопроводу, по которому газ пойдет в Европу в обход России. Но профессор Академии бундесвера в Мюнхене Михаэль Вольфзон возвращает читателей Die Welt с небес на землю: газ и нефть из Каспийского региона были и остаются "милостью со стороны России". Швейцарская Le Temps в материале Ришара Верли объединяет две темы: избрание председателем Европарламента поляка Бузека и подписание Турцией соглашения по "Набукко", усматривая в этих событиях признаки движения Европы вперед. Две новости имеют общую черту: их важность будет тщательно анализироваться Москвой, пишет автор статьи.
Вопрос, однако, не в наличии газа и не в отсутствии его. И трудно представить себе, что "тоже европейцы" просто не в курсе, что поставлять газ в "Набукко" дали принципиальное согласие Азербайджан и Туркменистан, тем более что "Независимая газета" уже цитирует заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева в Лондоне, что у нашей страны большие запасы газа.
Более того, опасения, где проект "Набукко" возьмет газ, высказываются Москвой уже не в первый раз. И дискуссия эта, честно говоря, более всего напоминает то, что не так давно говорилось в Москве по поводу проекта Баку-Тбилиси-Джейхан. Тогда российские аналитики тоже утверждали, что у авторов проекта нет для его заполнения достаточного количества нефти, что экономически новый трубопровод, дескать, "не выгоден", что реализовать его возможно только с присоединением Казахстана, а следовательно, построен он не будет, и, вообще, зачем он нужен, когда есть Баку-Новороссийск и разрабатывается Бургас-Александруполис? Но, как показала жизнь, совсем недавно Владимир Путин уже устраивал своим чиновникам очередной "разнос", что БТД уже построен и действует, а Бургас-Александруполис все еще в эскизных разработках.
Понятно, впрочем, и другое. Комментируя проекты "Набукко" и "Северный поток", канцлер ФРГ Ангела Меркель попыталась максимально дистанциироваться от политической составляющей торговли газом и заявила, что на газовом рынке Европы места хватит всем - слишком велики потребности.
Вопрос, однако, в том, что речь не просто о возможности продать свой газ европейскому платежеспособному потребителю, а об использовании контроля над газовой трубой в качестве рычага политического влияния. И хотя Ангела Меркель говорила о "Северном потоке", который действительно "не пересекается" с "Набукко", куда более важной альтернативой является другой "поток" - "Южный". Который позволяет "держать за горло" не только потребителей газа, но и его поставщиков. А это не менее важный козырь, чем влияние на европейском газовом рынке. Во всяком случае, показательно, что РИА "Ореанда", комментируя подписание "Набукко" и порассуждав о том, что этот трубопровод не заменит поставки газа из России для Европы, далее замечает: "По мнению экспертов, подписание межправительственного соглашения по "Набукко" будет, скорее всего, являться отправной точкой в процессе интеграции государств Южного Кавказа в НАТО." Как уверена "Ореанда", "после принятия документа по прокладке газопровода "Набукко" и перехода проекта в практическую плоскость, странам ЕС будет необходимо обезопасить новый энергетический коридор от внешних воздействий. Для этого участвующим в данном проекте государствам-транзитерам (Грузия, Азербайджан) в ближайшее время может быть предложена интеграция в той или иной форме в евроатлантические структуры. Вовлечение республик Южного Кавказа в американо-европейские политико-экономические проекты ("Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе", программа "Восточное партнерство", проект "Набукко"), разрешение нагорно-карабахского конфликта и разблокирование армяно-турецкой границы свяжут Турцию, Грузию, Азербайджан и Армению в единый мощный транзитный узел по транспортировке в обход России грузов и энергоресурсов с Востока на Запад. Осуществление этого глобального проекта неминуемо поставит вопрос политической и военной ориентации Грузии, Азербайджана и Армении." А если речь идет о политике, тем более помноженной на стремление предотвратить "интеграцию в той или иной форме в евроатлантические структуры", то, как показала война России против Грузии, в Москве готовы пустить в ход любые средства, вплоть до возобновления боевых действий. Тем более что трассы трубопроводов проходят не так далеко от линии соприкосновения войск.
Как отмечают многие эксперты, на фоне серии военных учений НАТО и визита в Тбилиси вице-президента США Джозефа Байдена вероятность возобновления боевых действий между Тбилиси и Москвой не очень вероятна. Но другое дело Армения. Та самая Армения, куда под аккомпанемент призывов к "неприменению силы" закачано изрядное количество оружия и которая сегодня попросту загнана в угол: экономика "схлопывается", "с наскока" добиться ощутимых результатов в переговорах с Турцией не удалось, да и вряд ли удастся, а прорыв в Карабахе требует слишком серьезных уступок.
Но самое главное заключается в другом. Еще недавно здесь "транспортные перспективы" рассматривались как едва ли не главный "миротворческий" аргумент, но для Еревана подписане документов в Анкаре, по сути дела, означало крах всех надежд на свой кусок "транзитного" пирога. "Каспийский" газ через территорию Армении не пойдет: "Набукко" официально объявлен продолжением действующего трубопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, что в переводе означает: о трассе магистрального газопровода по северному берегу реки Араз через Армению в Турцию Еревану придется забыть. Причем по той же причине, что и в случае с нефтяным транзитом: не успели вовремя помириться с Азербайджаном и Турцией. В Армении, впрочем, рассчитывают главным образом на возможное присоединение к "Набукко" Ирана, но и тут шансов меньше, чем хотелось бы. Во-первых, уже понятно, что вне зависимости от того, какой газ - азербайджанский, туркменский, иранский или иракский - станет в "Набукко" основным, узловым пунктом новой трубы становится Турция. У которой своя граница и с Ираном, и с Ираком. А во-вторых, Иран от проекта отодвинули в неопределенное будущее. А в такой ситуации, предупрежают эксперты, Москве может оказаться куда проще толкнуть Ереван на возобновление боевых действий - хотя бы с расчетом изменить "территориальный баланс" на переговорах.
Но, как предупреждают многие, проще всего начать войну. Но никто и никогда не может знать заранее, как придется ее заканчивать.
НУРАНИ 19.07.2009
|