А.Гольц: Вторая "база" в Киргизии. Кремль остался с кошелкой со стеклянными бусами 18:04 20.07.2009
"Moscow times": Нельзя размещать вторую военную базу в эпицентре возможных конфликтов
Кремль остался с кошелкой со стеклянными бусами
В конце прошлой недели те, кто обвиняет Москву в империализме, или даже неоколониализме в отношении бывших советских республик оказались опозоренными. В истории известны факты, когда колонизаторы иногда обменивали свои ничего не стоящие стеклянные бусы на золото и драгоценности у местных жителей, потому что аборигены ценили бусинки очень высоко. Но в деловых отношениях России с Кыргызстаном, мы видим полную противоположность: Москва готова заплатить миллионы долларов своей "колонии" за современный эквивалент стеклянных бус.
На прошлой неделе заместитель премьер-министра Игорь Сечин и министр обороны Анатолий Сердюков посетили с секретной миссией Бишкек. По сообщениям многочисленных источников, они достигли соглашения с кыргызским президентом Курманбеком Бакиевым, позволяющим России открыть вторую военную базу в этой стране. Она будет располагаться около Оша и будет содержать как подразделения военно-воздушных - аналогично существующей базе России около Канта - так же и парашютно-десантных сил. База будет использоваться для сил быстрого реагирования в рамках структуры Организации Договора Коллективной безопасности.
К тому же, те же самые источники утверждают со всей серьезностью о том, что, благодаря созданию базы в Оше, России удастся превзойти военные усилия США в Кыргызстане. Вспомните о том, что Москве потребовалось четыре года для того, чтобы попытаться создать проблемы для Вашингтона и она наконец добилась успеха в том, чтобы убедить Бакиева закрыть базу США в Манасе.
Бывший в то время президентом Владимир Путин впервые поднял вопрос о возможности закрытия той базы в 2005 году, после того, как база США в Узбекистане также была закрыта. После того, как в феврале Москва ассигновала 2 миллиарда долларов для оказания помощи Кыргызстану, у Бакиева не было никакого выбора, кроме как согласиться с пожеланиями Кремля о том, чтобы выпнуть американцев из страны.
Тогда в конце июня, когда Вашингтон повысил арендную плату за свою базу, Бакиев решил проигнорировать свое предшествующее обязательство перед Москвой. В дипломатических целях база США была официально объявлена "закрытой" с тем, чтобы оказаться замененной на "центр транзита," но новая структура будет выполнять абсолютно те же самые функции, что и старая.
Правда то, что есть оптимисты, которые полагают, что решение создать центр транзита было результатом секретного американо-российского соглашения. Согласно этой теории, как только Кремль через закрытие Манаса продемонстрировал Вашингтону, кто является боссом в бывших советских республиках, Москва затем позволила Вашингтону продолжать свои операции по транзиту по одной причине: Россия так же как и Соединенные Штаты была заинтересована в том, чтобы "Талибан" был повержен.
Официальная позиция, занятая в этом случае министерством иностранных дел, очень похожа на попытку сделать хорошую мину при плохой игре. "Заключение таких соглашений несомненно является суверенным правом Кыргызстана," говорится в заявлении. "Если мы говорим с точки зрения транспортировки невоенных грузов НАТО для того, чтобы удовлетворить потребности антитеррористических операций в Афганистане, то Россия дала на это свое согласие в такой же мере, как и Кыргызстан."
Поскольку первоначальное соглашение между Москвой и Бишкеком о том, чтобы закрыть "Манас" в обмен на 2 миллиарда долларов в виде программ помощи было секретным договором, Кремль не может жаловаться публично о том, что Кыргызстан не выполнил свою часть обязательств по сделке.
Я подозреваю, что Сечина и Сердюкова послали для встречи с Бакиевым для того, чтобы выдавить из него хоть что-то взамен 500 миллионов долларов, которые уже были выделены Кыргызстану как части программ помощи. Бакиев вероятно лишь пожал своими плечами и сказал: "Дайте американцам возможность иметь одну базу в Кыргызстане. Мы можем снизить беспокойство Кремля, позволив ему иметь две базы."
Неудивительно то, что заместитель председателя Государственной Думы по делам СНГ Константин Затулин заявил газете "Коммерсант", что "решение открыть вторую российскую базу в Кыргызстане является политически мотивированным. Хотя Россия дала свое согласие на сохранение военного присутствия США в "Манасе", Москва решила, что ей была необходима другая база для того, чтобы продемонстрировать, кто является боссом в регионе."
Таким образом, Москва попала в ловушку. Действительно ли Москва выигрывает что-либо от наличия двух баз с тем, чтобы противостоять "Манасу"?
Создается впечатление, что Кремль купил те же самые стеклянные бусы от Бакиева. Еще раз, лидеры России обманулись будучи уверенными, что Россия является главным игроком в Кыргызстане. Движимая "реалполитик" 19-ого века, Москва думала, что она могла бы купить военное присутствие в Центральной Азии. Вместо этого она оказалась со связкой ничего не стоящих стеклянных бус.
Вы можете утверждать с другой стороны, что Вашингтон также тратит огромную сумму денег на то, чтобы поддержать военное присутствие в Центральной Азии. Но различие заключается в том, что у Соединенных Штатов есть конкретная военная цель в регионе: увеличить транзит грузов в Афганистан с севера из-за постоянных перебоев в поставках транзита через Пакистан и оказать тыловую поддержку для своих сил.
Безусловно, присутствие России в Кыргызстане также служит достижению военной цели. Одна из самых больших угроз безопасности России в настоящее время исходит из Центральной Азии. Эти страны все представляют собой авторитарные режимы и держат власть под жестким контролем, но это замаскировывает фундаментальный источник нестабильности: угрожающая бедность по всей территории региона означает наличие угрозы социального взрыва в любой момент.
Кроме того, границы между Россией и республиками Центральной Азии существуют только на бумаге. Причина создания сил быстрого реагирования в рамках Организации Договора о Коллективной безопасности заключается в создании для России инфраструктуры для того, чтобы стабилизировать ситуацию в любой стране Центральной Азии, где мог бы возникнуть конфликт.
Проблема заключается в том, что существующая база в Канте уже полностью отвечает всем эксплуатационным требованиям по развертыванию. Она расположена недалеко от столицы в зоне относительно свободной от конфликтов. Она находится в хорошем месте, куда войска должны будут переброшены в случае возникновения кризисной ситуации. Конечно, база должна будет подвергнуться расширению и необходимо будет построить склады для тяжелого вооружения и казармы. То, что определенно не должно делаться, так это размещение второй военной базы в эпицентре вероятной зоны конфликта.
Хорошо известно, что Ошская область - с присущей ей бедностью, торговлей наркотиками и межэтническими напряженными отношениями - вполне может стать катализатором для будущих конфликтов. При таких условиях высшим приоритетом для экстремистов в Кыргызстане должно стать осуществление штурма российской военной базы и захвата оружия. И они вполне очевидно могут сделать это прежде, чем российские силы быстрого реагирования будут в состоянии достичь базы, даже при условии обеспечения самых быстрых условий реагирования.
Короче говоря, офицеры и солдаты, размещенные на Ошской базе, могут оказаться заложниками. Это, конечно же, не является тем, на что рассчитывал Кремль, заключая сделку, но что Вы можете ожидать из военной теории, которая основана на покупке в который уже раз дешевых стеклянных бус от своих вассалов?
Александр Гольц является заместителем редактора онлайн-газеты "Ежедневный Журнал".
Александр Гольц, "MoscowTimes", 14 июля 2009 года, Перевод –
|