А.Кученко: Работорговля в Кыргызстане - живые души по сходной цене 00:29 22.07.2009
Работорговля: живые души по сходной цене
Трудовая миграция, которую многие наши граждане воспринимают в качестве панацеи от всех бед, таит в себе много опасностей. Не каждый начинающий гастарбайтер понимает, что, выезжая на заработки, можно попасть в рабство. По данным Международной организации по миграции (МОМ), за пределами республики постоянно живут и трудятся более 500 тысяч кыргызстанцев. Более 5 тысяч из них ежегодно становятся жертвами работорговли.
Сафари на человека
Канат (имя изменено) задолжал своим родственникам крупную сумму денег и собирался ехать на заработки в Астану. На вокзале он познакомился с водителем, который посулил ему хорошую зарплату и условия работы, совершенно не интересуясь квалификацией и документами. Канат согласился.
"В микроавтобусе нас ехало 13 человек, - вспоминает парень. - На кыргызско-казахской границе, в районе Нижнечуйска, нас встретил какой-то человек. Он осмотрел всех, словно животных. Как я узнал позже, это был хозяин, и водителю он заплатил 15 тысяч сомов за каждого привезенного человека".
"Сославшись на проверку, у нас забрали паспорта, - продолжает рассказ Канат. - Когда границу пересекли, паспорта не вернули. Затем нас привезли на табачные плантации. Там мы жили в палатках и землянках прямо в поле. Работали с 8 утра и до захода солнца. Еда - раз в день. Время от времени приезжали молодчики на джипах и устраивали своего рода "сафари": человек бегает по полю, а они за ним на машине гоняют. Мужчин избивали, женщин насиловали".
За месяц пребывания в таких условиях Канат, и без того сухопарый, потерял в весе 15 килограммов, и по возвращении домой был похож на жертву Освенцима.
Через месяц хозяин отпустил его. "Возможно, меня спасло то, что я тоже по национальности казах и принадлежу к тому же клану, что и он", - полагает Канат.
И признаться, ему на самом деле повезло. Потому что многие люди, попавшие в рабство, погибали или оставались инвалидами.
Незнание закона не освобождает…
В наше время в рабство можно попасть разными путями. Продажа невест богатым клиентам, объявление международных конкурсов фотомоделей и отбор женщин для работы в шоу-бизнесе, незаконное усыновление детей иностранными гражданами, нелегальный вывоз рабочих, а также продажа людей на органы – все это формы современной работорговли.
Как правило, в рабство, а именно в сексуальное, попадают молодые женщины и девушки. По данным Организации Объединенных Наций, женщины составляют 80 процентов жертв торговли живым товаром, более половины из них - несовершеннолетние.
Все они испытывают чувство страха и незащищенности. Поэтому практически все пострадавшие зачастую сами не хотят обращаться за помощью в правоохранительные органы. Они боятся огласки, позора и даже преследования со стороны трафикеров и милиции. Это серьезно усложняет раскрытие преступлений такого характера.
При этом работорговцы стараются выбирать малограмотных и наивных людей. По результатам опроса, проведенного МОМ, среди освобожденных ими 99 процентов в лучшем случае имеют среднее школьное образование. Они не знают законов своей страны и той, куда прибывают, не говоря уже о собственных правах. Таких людей проще держать в повиновении.
Как нельзя кстати в этой ситуации подходят слова известного писателя Станислава Лема: "Тот, кто надел на глаза шоры, всегда должен помнить, что в комплект входят узда и кнут".
(Не)преступная пирамида
На международном уровне торговля людьми обозначилась как проблема в 1926 году, когда были приняты первые конвенции, запрещающие рабство. В Кыргызстане Закон КР "О борьбе с торговлей людьми" принят в марте 2005 года. Сегодня это преступление классифицируется как тяжкое, оно приравнено к наркоторговле и предусматривает уголовное наказание до 20 лет лишения свободы без права на амнистию.
"Однако обычно в судебной практике, - отмечают в МОМ, - используют менее тяжкие статьи. Например, мошенничество или содержание притонов".
"Сложность в том, что наши правоохранительные органы не могут доказать сам факт торговли людьми, - говорит национальный координатор программ МОМ в Кыргызстане и Туркменистане Бермет Молдобаева. - Без наказания это явление не побороть".
Особенно усложняет дело разветвленность сети работорговцев. Даже ваш сосед или родственник, который предлагает поехать за рубеж, может оказаться вербовщиком. "В торговле живым товаром также зачастую замешаны пограничники и таможенники", - отмечают в МОМ.
"Сеть устроена в виде пирамиды, - объясняет Бермет Молдобаева. - Самый нижний уровень – вербовщики. Следующий – перевозчики, то есть те, кто помогает подделать документы, предоставляет транспорт, жилье. Основные получатели товара – предпоследний уровень. На пике же расположены организаторы. На этот уровень мы еще никогда не выходили. Они всегда стоят в тени".
А поскольку наказать тех, кто возглавляет пирамиду, фактически невозможно, деятельность эта была и остается привлекательной для различных криминальных групп.
Когда гром грянет
Международная организация по миграции призывает людей быть бдительными. А если уж беда случилась с вами или вашими родными, звоните по телефону горячей линии: 189 – для Бишкека, 104 – для Нарына и Баткена. Если же вы находитесь за рубежом, то постарайтесь обратиться за помощью в консульские службы или комитеты по миграции страны пребывания.
В Конституции КР дается четкое определение человеческой свободы. Она "неотчуждаема и абсолютна и принадлежит каждому от рождения", говорится в документе. Но тогда почему в стране, где де-юре так чтят личность и свободу человека, де-факто все равно остаются такие пережитки, как рабство и торговля людьми?
21/07-2009 Алена КУЧЕНКО
|