Т.Атаев: Индия под прицелом. Кому нужна легализация гомосексуализма 07:59 27.07.2009
Как известно, в ряде стран Европы (Голландия, Бельгия, Испания, Швеция и др.) официально разрешены однополые семейные союзы. Аналогичные законопроекты одобрены в ЮАР, Канаде и некоторых штатах США. Несколько дней назад Высший суд Нью-Дели объявил о несоответствии уголовного преследования за добровольные гомосексуальные отношения между взрослыми людьми (старше 18 лет) ряду статей Конституции Индии. Постановив, что вступление в гомосексуальную связь по обоюдному согласию не является нарушением закона. Ранее, согласно ст. 377 принятого в 1861 г. индийского УК, за аналогичные проявления светило 10-летнее тюремное заключение. Индийские мусульманские лидеры сразу же осудили легализацию гомосексуализма, охарактеризовав процесс наступлением на религиозные и моральные ценности индийского общества. В целом, реакция в исламском мире на тенденции такого рода известна. Другое дело - укладывается ли сей факт в рамки традиций и культуры Индии?
Небольшой экскурс в историю Индии Важнейшими составляющими источников права Древней Индии являются дхарма-шастры (сборники религиозно-правовых предписаний). Одной из наиболее известных среди которых считаются Ману-смрити (Законы Ману). К настоящему времени законы Ману известны в списках III века до н.э. В них фактически излагаются все предписания Вед. Для большей ясности раскроем, что Веды - это сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Считающимися в индуистской традиции несотворенными человеком вечными богооткровенными писаниями (апаурушея). Посему, со слов одного из наиболее известных индийских философов йоги XX века Шри Свами Шивананда, Ману смрити - это законы и руководство на каждый день для индуиста (1). Так вот именно в Законах Ману (ЗМ) демонстрируется красота взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшим проявлением коих становится семья. Основанная на любви, данная ячейка движет общество вперед. В качестве подтверждения, можно привести первоисточник - Разделив свое тело, [владыка (Брама)] стал посредством [одной] половины мужчиной, [другой] половины - женщиной (ЗМ I, 32). Религиозная ипостась проявляется в следующем - Брачный обряд считается для женщин [равным] ведийскому ритуалу, служение мужу - жизни у гуру, домашнее хозяйство - поддержанию священного огня (ЗМ II, 67). В аспекте же появления на свет нового человека говорится, что отец и мать порождают его от взаимной любви (ЗМ II, 147). Причем любовь подразумевается во всех проявлениях - Пусть [муж], всегда верный своей жене, приближается к ней в надлежащее время исполняя долг по отношению к ней, желая доставить ей наслаждение (ЗМ III, 45). Что, естественно, невозможно без взаимопонимания - В такой семье муж всегда доволен женой и жена так же - мужем, там благополучие прочно (ЗМ III, 60). Посему супруги призываются быть преданными друг другу и семье - Взаимную верность надо сохранять до смерти, - это должно считать [выраженной] вкратце высшей дхармой мужа и жены...Мужчина и женщина, совершившие [брачные] обряды, пусть всегда стараются о том, чтобы не нарушать верность и не быть разлученными (ЗМ IX, 101-102). Говоря другими словами, основой основ взаимоотношений в обществе является узаконенная брачная связь созданных Владыкой мужчины и женщины. При отсутствии даже мало-мальской пропаганды однополой любви. В частности, подчеркивается, что мужчине, имевшему сношение с женщиной в кризисные дни, противоестественным способом... полагается исполнить самгапану криччхру (ЗМ XI, 174). С учетом того, что под понятием криччхра подразумевается искупление или духовная кара, гомосексуализм (связь противоестественным способом) фактически является осквернением человека. Поэтому неслучайна параллель между связью такого рода и близостью с женщиной в определенный период: имевший сношение с мужчиной...пусть совершит омовение в одежде(ЗМ XI, 175). А рядом - Прикоснувшийся к... женщине, в кризисные дни ...очищается омовением (ЗМ V, 66). Тем самым, древние индийские тексты (на религиозной составляющей) не то, что не признают однополую любовь, они даже не ведут речи о таковой. Что еще актуально в этом аспекте, факт отсутствия гомосексуальной темы в написанной Ватьясаной (Ватсьяяна Малланага) Камасутре (временной промежуток создания варьируется от II века до н.э. до III-IV вв. н.э.). К сожалению, на сегодняшний день основному большинству Кама сутра известна как труд, описывающий сексуальные позиции. В реалии же, в книге говорится о любви в целом, женах, т.е. о взаимоотношениях полов. Сами же формы близости между мужчиной и женщиной называются искусством, направленным, как усматривается, на укрепление семьи, т.к. любовь несет восторг, облегчение и нежность(2). Вышеизложенный подход Камасутры к теме полов далеко неслучаен. Как подчеркивает современная Камасутра для геев, основная цель древней Камасутры - научить человека того времени приобретать знания и могущество через добродетель, трудолюбие и любовь. Поэтому в ней описан идеал взаимоотношений мужчины и женщины, стремиться к которому необходимо, если мы хотим построить разумное и цивилизованное общество...Работая над Камасутрой, Ватсаяна создавал религиозный трактат. Он говорил, что написал ее в соответствии с заповедями Священного Писания, преследуя более благородную цель, чем просто поощрение удовольствий(3). В этом контексте можно обратить внимание на знаменитые изречения, вошедшие в известную книгу Древнеиндийские афоризмы (приведены в разделе О семейном долге в главе Дхармы) - Женщина создана рожать, мужчина - производить потомство; Не звучит лютня без струн, не катится повозка без колес, несчастлива женщина без мужа - пусть у нее сотня родичей(4). Таким образом, именно религиозная основа послужила базой для пропаганды Любви. Двоих друг к другу. Мужчины и женщины, созданных Творцом! Понимание этого и позволило известному индийскому философу прошлого века Сарвепалли Радхакришнану, при рассмотрении системы ньяйи (одна из главных теистических школ индийской философии) высказаться следующим образом - Порядок природы не является продуктом души, но установлением Бога, который располагает атомы посредством души в естественном порядке. Гармония души и природы устанавливается божественным предначертанием(5). Вопрос в том, насколько на сегодня ослаблена нить, связывающая древность с современностью? Удастся ли индийскому обществу сохранить присущие великой стране традиции? Прежде всего, целесообразно заметить, что отмена ст.377 УК Индии произошла не вдруг, т.к. суд уже несколько раз рассматривал вопрос. В целом, активизация данной темы фиксируется с 2006 г. Именно в тот год индийскому правительству было представлено открытое письмо 100 известных индийцев, призвавшее к отмене злоупотребляющего правами человека закона 1861 г. В числе подписантов - популярный писатель Викрам Сетх (Vikram Seth); получивший образование в Колумбийском и Оксфордском университетах, экс-корреспондент журнала Time в Индии, индийский романист Арундхати Рой (Arundhati Roy); американская писательница бенгальского происхождения Джумпа Лахири (Jhumpa Lahiri Vourvoulias) и другие. Поддержал петицию лауреат Нобелевской премии по экономике (за 1998 г.), известный индийский экономист, философ и социолог Амартья Сен. Наверное, была причина, по которой получившие признание на Западе авторитеты поставили подпись под письмом. Но это - личное дело каждого. Мы лишь проконстатируем, что 377-ю ст.УК петиция охарактеризовала порождением колониальной эры. А вот этот факт свидетельствует о некоей программной акции в данном направлении. Т.к. в том же 2006 г. профессор биоэтики Принстонского университета Питер Сингер (Peter Singer), уверенно заявив, что индийская культура относится к половым отношениям менее строго, чем христианство, также связал закон 1861 г. с периодом правления англичан, навязавших викторианскую мораль стране. Назвав закон пережитком колониального прошлого(6). Хотя секретарь Федерации индуистских священников в Великобритании Джагдиш Бхатт о рассмотрении индуизмом гомосексуальности противоестественным явлением(7). Т.е. налицо - стремление определенных кругов представить доказательную базу непризнания гомосексуализма не в качестве его несоответствия традиционным идеологическим пластам индийского общества. А как бы вследствие внешнего воздействия колонизаторов. В связи с чем П.Сингер аккуратно резюмировал свою статью ссылкой на давнишнюю отмену запрета в Англии при сохранении закона в Индии. Фактически продемонстрировав лидерство Запада в новых веяниях в Азии. В чем, в общем-то, нет никакого открытия. Автор ранее отмечал, что для достижения геополитических целей, идеологи глобал-проекта ставят задачу нивелирования национально-культурных особенностей наций и народов не только в политико-экономическом, но и культурно-религиозном ракурсе. Где религиозный оттенок глобализации...выступает важнейшим звеном по внедрению в общемировое масс-сознание единого образа жизни и мышления(8). Стадным коллективом управлять всегда сподручнее. Посему и идет по всей планете раскрутка бездумного шоу-бизнеса, параллельно красивейшему преподнесению мировому сообществу запретных плодов. К сожалению, Индия является одним из регионов особого приложения сил в данном ключе. Не случайно, индийский кинематограф не избежал демонстрации почти обнаженных тел и откровенных сцен, чего в недалеком прошлом и близко не наблюдалось. Аналогичная тенденция характерна и для музыкальных клипов. Все эти вносимые прикрасы фактически направлены на ослабление института семьи и др. значимых факторов для социума. Что искусственно отдаляет людей от веры. Как красиво отмечал в этой связи уже цитируемый Шри Свами Шивананда, человек теряет жизненные ориентиры...На последователей религии смотрят без уважения...Изучение священных писаний, соблюдение ритуалов, сдержанность и подлинная этическая культура в качестве основы духовной жизни теряют свой авторитет и рассматриваются как ненужные, старомодные вещи. Зато в ходу - гей-парады, очередные из которых прошли в нескольких индийских городах аккурат в преддверие исторического решения высшей судебной инстанции Нью-Дели. Но насколько данное решение будет принято в стране на ура? Да, исполнительный директор Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) Мишель Сидибе уже заявил о восстановлении достоинства и прав человека миллионов гомосексуалистов и транссексуалов. Ряд индийских интеллектуалов также выступили в поддержку решения. Но, с другой стороны, известный в стране гуру йоги Свами Рамдев намерен обжаловать решение в Верховном суде Индии. Называя гомосексуализм неестественными актами, в которые не должны вступать человеческие существа, он говорит об оскорблении структуры индийской системы ценностей, культуры и традиций. Подчеркивая, что признанием гомосексуалов отдельной группой людей, суд открыл дорогу для признания других асоциальных групп - воров и насильников(9). Так что возможного противостояния в обществе по этому вопросу исключать нельзя.
Заключение в обрамлении выдающегося Рамакришны В контексте вышеизложенного целесообразно вспомнить сказанное выдающимся реформатором индуизма, одним из наиболее почитаемых религиозных лидеров Индии Шри Рамакришной Парамахамсой (XIX век). Проповедник говорил о добре (видьямайя - vidyamaya) и зле (авидьямайя - avidyamaya) - Энергия Авидья выражает себя в различных страстях, в желании богатства, почестей, в гордости, в работе из-за личных интересов, в эгоизме...Энергия Видья ведет к Богу. Она проявляет себя истинным различием реального от ложного, верой в Бога и любовью к нему(10). Но Шри Рамакришна не просто фиксировал сей факт. Он разъяснял, что, наряду с верой в Бога, необходимо позитивное отношение к жизни, вместо того чтобы предаваться самоосуждению или унынию (к слову, в свете последних событий исламские ученые Индии призвали правительство не поддаваться влиянию упадочных тенденций западной культуры). Т.е., согласно индийского проповедника, важна жизненная активность - Идите вперед, не останавливайтесь на одном месте. И этот призыв актуален на сегодня для всех верующих. Как с точки зрения борьбы со страстями (нафсом - в Исламе; авидьей - по Рамакришне), так и в ракурсе выработки совместных шагов представителями мировых конфессий по противостоянию антицивилизационным идеям глобал-проекта. Воду, находящуюся в одном водоеме, одинаково будут пить индусы, мусульмане и англичане, но все они будут называть ее разно, - говорил Рамакришна, раскрывая, что - совершенно так же Бог один, но имена Его различны. Одни называют Его Аллахом, другие Брахманом, третьи Кали, четвертые Рамой... (10/б).
Источники 1.Шри Свами Шивананда. Шраддха и моление об умершем http://www.voloshba.nm.ru/inoslov/shraddha.htm 2.Камасутра http://www.bibliotekar.ru/ccKamasutra.htm 3.Камасутра для геев http://www.sakhalin-gay.narod.ru/kamasutra/131-1.htm 4.Древнеиндийские афоризмы. М., 1966 http://www.yogaatma.ru/txt/ind_aforizm.pdf 5.Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. Том II http//kulichki.com/~yoga/Radhakrishnan2/Radha224.htm 6.Гомосексуализм не аморален http://www.project-syndicate.org/commentary/singer16/Russian 7.Гомосексуализм в Индии перестал быть преступлением http://www.k2kapital.com/news/fin/637923.html 8.Теймур Атаев. Светско-религиозный тандем в геополитике, или глобализационное миссионерство http://www.idmedina.ru/books/islamic/?928 9.Индийский йог обжалует в Верховном суде декриминализацию гей-секса http://www.gayrussia.ru/events/detail.php?ID=13732&PHPSESSID=6bca4d7fde6ccf8bcad14e66db5fe6bb 10.Махендранатх Гупта (М.). Провозвестие Рамакришны а/http://www.orlov-yoga.com/Ramakrishna/Gospel04.htm б/http://www.orlov-yoga.com/Ramakrishna/Gospel05.htm
16.07.2009 Теймур Атаев , политолог
|