Ш.Азизов: В Таджикистане развернута активная борьба с деятельностью запрещенных религиозных объединений 18:44 14.08.2009
В Таджикистане развернута активная борьба с деятельностью запрещенных религиозных объединений
В начале недели завершился судебный процесс по делу "Таблиги Джамоат", тянувшийся более двух месяцев в Верховном суде Таджикистана, и проходивший в закрытом режиме. Суд приговорил 5 активистов этой организации к различным срокам наказания. Махмуд Махмадходжаев и Насриддин Муродов получили по 6 лет, а Хидоятулло Алимов и братья Саидакрам и Зиеулхак Хакдодовы осуждены к 3 годам лишения свободы. Все подсудимые обвинялись по статье 307 (Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан) Уголовного кодекса Таджикистана.
Осужденные активисты вместе со 120 подозреваемыми были задержаны в апреле этого года в одной из душанбинских мечетей во время проповеди. Их всех перевезли на нескольких автобусах в Госкомитет национальной безопасности, который проводил расследование этого дела. После разъяснительной беседы 120 человек были отпущены, в отношении пятерых были возбуждены уголовные дела.
В ходе предварительного следствия было установлено, что арестованные являются активистами организации, проходили специальное обучение в религиозных центрах и медресе Индонезии, Пакистана и Объединенных Арабских Эмиратов. Местом проведения своей миссионерской деятельности они избрали мечети.
Пресс-службы силовых органов скупо дают информацию об этих событиях и никогда не сообщают, была ли обвиняемым представлена реальная защита в ходе судебного процесса. На действенную помощь адвокатов и личные возможности активистам религиозных организаций полагаться не приходится.
Адвокат-поверенный рассказывает на условиях абсолютной анонимности: "Недавно ко мне приходили две женщины и просили юридической защиты. Они рассказали, что в Душанбе органами безопасности одновременно задержано 200 человек, последователей одного из мусульманских течений".
"Следователи ГКНБ в первый же день применили к задержанным пытки, избивая и запугивая их, требуя признания в создании подпольного движения, имеющего цель свергнуть светское государство и установить режим исламского государства. Женщины были в страхе, и, опасаясь самооговора задержанными, просили немедленной помощи. Но я, услышав, кем задержаны их родственники и единомышленники, решительно отказался от защиты этих людей. Только посоветовал им обратиться в ряд правозащитных организаций, которые могли бы помочь в таком случае", - сказал адвокат.
Он уверяет, что даже не поинтересовался фамилиями женщин, обращавшихся за помощью и, тем более, не стал уточнять названия исламского течения.
Между тем власти Таджикистана готовятся предъявить обвинения еще 15 активистам исламского движения "Таблиги Джамоат", задержанных в мае текущего года.
Еще в 2006 году ""Таблиги Джамоат" и еще 9 других религиозных организаций, были признаны в Таджикистане экстремистскими и их деятельность на территории страны была запрещена. В начале 2009 года в Таджикистане было официально объявлено незаконным движение "Салафия".
В июне было произведено задержание руководителей религиозного движения "Салафия" в Душанбе, прямо в мечети, во время вечерней проповеди. Вместе с ними было задержано около 40 последователей этого течения. Несмотря на запрет этого движения, мулло Сироджиддин и другие его последователи продолжали почти открыто свою деятельность даже в столице. Практически все жители знали, что территория микрорайона "Зарафшон", находящегося на западе Душанбе, является традиционным местом сбора душанбинских салафитов.
Данную операцию также проводили сотрудники ГКНБ совместно с милицией. По некоторым данным, салафитам будет предъявлено обвинение по статье 189 Уголовного кодекса (Возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды), которая грозит лишением свободы сроком до 12 лет.
Ранее прошло четыре судебных процесса против представителей движения "Хизб-ут-Тахрир", которыми к длительным тюремным срокам приговорено не менее 20 человек.
Между тем отношение к этим событиям неоднозначное. Руководитель пресс-центра Партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Хикматулло Сайфуллозода говорит: "Никто так и не ответил обществу, по каким критериям запретили движения "Салафия", чем они опасны для государства? Ведь у "Салафия" нет целей свержения власти, нет пропаганды против нее, нет и запрещенной литературы. Даже представители власти и МВД приватно сообщали, что салафиты не представляют опасности для государства. Конечно, были разногласия между официальным духовенством, и муллами "Салафия". Но кто может запретить по-другому читать намаз? У нас, если соберутся вместе 5-6 человек, то их обвинят в салафизме, а если найдут у кого-либо листовку "Хизб ут-Тахрир", то уже судят. По сути, привлекают к ответственности за убеждения, а не за деяния".
Х.Сайфуллозода считает, что ислам крайне необходим населению страны. "У нас нет идеи, объединяющей весь народ. Власти пытались пропагандировать арийство, зороастризм, идею единства нации. Но вся эта пропаганде не дала результатов. Светское таджикское государство не приспособлено к исполнению религиозных традиций, поэтому люди тянутся к исламу, который способен объединить весь народ. ПИВТ во главу угла ставит национальные интересы, и поэтому имеет большое влияние".
Сотрудник исследовательского центра "Шарк" Саодат Олимова не согласна с этим мнением и считает, что в Таджикистане царит авторитарная система наряду с исламом. Она говорит: "Мы наблюдаем, что уровень поддержки ПИВТ, составлявший ранее около 6% населения, в последнее время упал в три раза. Сегодня Ислам политизируется, и ПИВТ на этом фоне становится неинтересной".
Х.Сайфуллозода объясняет недоверие части населения к ПИВТ активной пропагандой властных структур. "Представители власти часто сами нарушают закон, и замешаны в коррупции; частичным признанием этого служит чистка партийных рядов Народной демократической партии (НДПТ), о которой они сообщили прессе. Однако никогда про осужденного во взятках или подобном преступлении не сообщат, что он – член НДПТ. Но при любой негативной информации идет подчеркивание, что это - член ПИВТ".
С. Олимова считает, что мирное сосуществование светского государства и Ислама возможно. "Нам необходимо включать исламский образ жизни, умеренных исламских лидеров в общественную жизнь. Сейчас же существует сильнейшее недоверие между светской и религиозной элитами нашего общества", - говорит она.
Однако с этим мнением многие не согласны. Депутат парламента говорит: "Если у нас появились такие активные последователи ислама, которые отказались от светской одежды и отрастили бороды, то пусть ведут соответствующий образ жизни. Почему женщины, закутанные в хиджаб, торгуют на базаре, веселятся и смеются, а муллы проводят пропаганду, охаивая даже заслуженных деятелей искусства, и рьяно стремятся к власти? Пусть сидят в мечетях и молятся о спасении души, а не пытаются диктовать обществу свои установки. И власть должна указать им на их место".
"Мы уже видели во время гражданской войны, чем оборачиваются благие лозунги исламистов. Наверное, 150 тысяч жертв той войны – достаточное напоминание, что им никогда нельзя верить и давать воли", - говорит жительница Душанбе.
Фарух Умаров, специалист Центра стратегических исследований считает, что власти и Исламу необходимо прийти к общему решению. "Влияние Ислама растет и он уже реально участвует в политической борьбе. И причины этого – социальные, имеющие массу задач, нерешенных властью. Административные и законодательные ресурсы государства не решают насущных проблем населения. Выход – найти компромисс, который состоит в сотрудничестве с умеренным Исламом, а муллы должны быть толерантными, и не проявлять желание главенствовать".
13 августа, 2009
Шухрат Азизов,
Voice of Freedom, Душанбе, Таджикистан
|