"МосПравда": Раздражение Москвой. Ташкент косит на Вашингтон 16:59 25.08.2009
Ташкент косит на Вашингтон
На прошлой неделе Узбекистан посетил глава центрального командования вооруженных сил США Дэвид Петреус. Это уже второй визит высокопоставленного американского генерала в этом году, и, по мнению экспертов, он демонстрирует стремление Ташкента поменять пророссийский вектор в своей политике.
Раздражение Москвой
Отношения России с независимым Узбекистаном никогда не были безоблачными, и началось это еще при Ельцине. Как объяснял российским журналистам Ислам Каримов в 1994 году: "Ну, как можно договариваться с Москвой? Покупаешь у нее одно, потом ждешь годами и в конце концов получаешь не то, что тебе нужно".
Впрочем, не стоит постоянные обиды узбекского лидера объяснять одной лишь нерасторопностью Кремля. На отрицании всего, что связано с периодом вхождения Узбекистана в Российскую империю и СССР, основана идеология современного Ташкента. Уже много лет здесь не принимают на государственные должности этнических русских, а советские монументы, даже связанные с Победой в Великой Отечественной войне, остались разве что в глубокой провинции.
О Москве узбекский лидер вспоминает только тогда, когда ему требуется экстренная помощь или когда на Западе вспоминают о правах человека в Узбекистане. Так, оказавшись после бойни в Андижане в международной изоляции - по западным оценкам, там погибло больше 2 тыс. человек - Каримов вступил в ОДКБ и
ЕврАзЭС. Но участие Узбекистана в этих блоках никогда не было простым, разговоры о прекращении членства возникали каждый раз, когда Ташкенту или что-то требовалось от Москвы, или он выражал свое недовольство ее действиями.
Последние полгода из Ташкента то и дело раздавались раздраженные сигналы в адрес Москвы. И надо признать, что поводы для этого у него были.
Сначала во время визита в Узбекистан Дмитрий Медведев согласился с Исламом Каримовым, что использование водных ресурсов должно происходить с учетом интересов всех государств региона. А в июле присутствовал на открытии первой очереди Сангтудинской ГЭС на реке Вахш в Таджикистане, против которой Ташкент активно возражал. Там считают, что строительство гидроэлектростанций в соседних странах сократит количество поступающей в Узбекистан воды, необходимой для нормального функционирования его экономики.
Затем в условиях тлеющего киргизско-узбекского конфликта Москва и Бишкек договариваются о размещении на территории Киргизии дополнительного российского военного контингента. И хотя, по мнению экспертов, он имеет скорее символическое, нежели стратегическое значение, в Ташкенте решение о создании новой российской военной базы в Оше восприняли как недопустимое укрепление регионального соперника.
К слову, все три страны - Таджикистан, Узбекистан и Киргизия - являются членами ЕврАзЭС и ОДКБ, что лишний раз говорит о хрупкости этих образований.
"Ключевой партнер"
После уже упоминавшихся событий в Андижане, когда узбекский режим подвергли жесткой обструкции на Западе, Каримов изгнал из своей страны располагавшихся там после 11 сентября американских военных. Теперь, когда узбекскому лидеру не угодила уже Москва, Ташкент предпринимает шаги, чтобы американцев вернуть. Те, конечно, не против, но остается вопрос: насколько это необходимо самому Ташкенту?
Узбекский политолог Сергей Ежков считает, что нынешние контакты Каримова с Вашингтоном не стоит расценивать как кардинальное изменение внешнеполитического вектора: "Узбекистан заинтересован в поддержке отношений с США как с ключевым игроком в процессе урегулирования ситуации в Афганистане или поддержания ее в стабильном состоянии".
Но через Термезский дорожный узел и сейчас - без дополнительного присутствия американцев - идет основной поток невоенных грузов, необходимых для нормальной жизнедеятельности антитеррористической коалиции. При этом американцы почти всегда пытаются влиять на внутреннюю политику тех государств, где их военные квартируют. Каримову это надо?
Визит главы центрального командования вооруженных сил США Дэвида Петреуса в Узбекистан оставил много вопросов. В частности, в эти дни в Ташкенте говорилось о "ключевом партнерстве" с Вашингтоном. Но чем оно отличается от "стратегического", о котором любят говорить на российско-узбекских встречах, нам уточнить не удалось.
Говорилось, что в США ценят то, что в Узбекистане "риск сильного общественного осуждения незначителен, а возможно, и отсутствует вовсе". Но означает ли это, что Вашингтон готов впредь закрывать глаза на нарушение в Узбекистане прав человека?
В любом случае американский зигзаг Каримова лишний раз демонстрирует то, что среднеазиатская политика Кремля откровенно буксует. Нам не удается выстраивать ровные отношения со всеми государствами региона, а тем более исполнять роль посредника при решении возникающих между ними споров. А если ты не справляешься и не успеваешь, твое место постарается занять кто-то другой.
Владимир КРЕСЛАВСКИЙ 25.08.2009
|