Ш.Азизов: Выдвижение независимых кандидатов на выборах в Таджикистане строго наказуемо. Вплоть до тюрьмы 21:06 25.08.2009
Таджикистан: выдвижение кандидатов строго наказуемо. Вплоть до тюрьмы.
Приближающиеся парламентские выборы ставят некоторых политиков и потенциальных лидеров перед дилеммой: принять в них участие или нет. И дело здесь не только в личных амбициях или меркантильных расчетах, а в том, что самостоятельное решение об участии в выборах представляет немалый риск, поскольку практика самовыдвижения кандидатов на парламентских выборах практически отсутствует в Таджикистане.
"Кандидаты фактически не выдвигаются, а назначаются властью", - говорит юрист Шухрат Кудратов. Это касается и депутатов по округам, являющихся чаще всего членами Народной демократической партии Таджикистана (НДПТ), возглавляет которую действующий президент страны Эмомали Рахмон. Эти кандидатуры, как правило, проходят без всяких осложнений выборы и становятся депутатами.
Отношения других политических партий к выборному процессу крайне критическое, и они уже не тратят сил и средств на бесполезные попытки провести своих представителей в парламент. Тех же немногих, которые, воодушевившись демократическими лозунгами, охотно цитируемыми власть предержащими и членами Центризбиркома, попытаются самостоятельно пройти этот путь, ждет суровое наказание. Причем это касается депутатов всех уровней – от республиканского до районного. Подтверждением этого служат печальные истории таких "самовыдвиженцев".
Житель Дж. Расуловский района Носим Шукуров, инженер-электрик по образованию, и директор кирпичного завода, являлся также депутатом районного уровня. В 2005 году, в период парламентских выборов, он баллотировался в депутаты в парламент Согдийской области от Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ), являющейся активным критиком властей. Противником Носима Шукурова на выборах был высокопоставленный региональный чиновник.
Получение кандидатского мандата более походило на сражение: сотрудники избиркома находили все новые и новые причины, чтобы отказать в выдаче мандата, а Н.Шукуров доказывал несостоятельность всех их требований. Но когда он все-таки добился его получения, через день к нему явились милиционеры, и предложили добровольно снять свою кандидатуру. Когда Носим Шукуров отказался, у него силой отобрали кандидатский мандат.
Вскоре прокуратурой района против него было заведено уголовное дело за вооруженный разбой и хулиганство, якобы, допущенные при получении мандата. Через месяц после выборов его арестовали и вскоре Н.Шукуров был осужден к тюремному заключению за хулиганство на 3 года.
О том, что ему пришлось пережить во время следствия и в тюрьме, Носим Шукуров вспоминать не любит. Говорит коротко: "Не хочу об этом говорить, ведь доказать ничего не смогу. Но так мучили, что я сразу согласился выйти из членства СДПТ и больше не помышляю о политике. Хочу жить спокойно и работать".
Однако тюрьмой его беды не окончились. Через 10 месяцев заключения, когда усилиями известного адвоката, главы СДПТ, кандидата юридических наук Рахматилло Зойирова, Н.Шукуров вышел из колонии, оказалось, что он лишился и работы. Якобы сразу после осуждения Н.Шукурова было проведено собрание акционеров, и переизбран новый директор завода, который вскоре стал единоличным его владельцем, ловко провернув скупку акций остальных владельцев.
Не смирившись с таким поворотом дела, Н.Шукуров подал иск в суд о восстановлении на работе и отмене незаконной приватизации завода. Суд тянулся полтора года и хоть и не скоро, но был близок Носим Шукуров к тому, чтобы отменить незаконную передачу завода, добиться его возврата акционерам и самому приступить к работе.
Но тут против него вновь было возбуждено уголовное дело, в этот раз за мошенничество, допущенное при продаже земельного участка. Самое интересное было в том, что Н.Шукуров в момент его продажи находился в тюрьме; тем не менее, он второй раз получает тюремный срок и еще год оказывается вырванным из жизни. Спустя год Н.Шукуров, опять при активной помощи адвоката Р.Зойирова, выходит на свободу, но спокойной жизни не получается.
Он продолжает активную борьбу за завод, но в начале июля 2009 года, в день, когда Высший экономический суд должен был вынести окончательное решение в пользу акционеров завода, Н.Шукурову вновь предъявили обвинение по уголовному делу. Он был вынужден покинуть свой район и месяц скрываться в Душанбе, чтобы вновь не оказаться в тюремной камере: против него в третий раз возбуждено уголовное дело, в этот раз за клевету.
"Прокуратура Согдийской области дает прямое указание – Носима Шукурова арестовать и осудить на длительный срок, - говорит Рахматилло Зойиров. – Это делается для того, чтобы лишить его права на защиту и положительное решение дела в экономическом суде по заводу".
Сейчас Н.Шукуров ждет решения Верховного экономического суда Республики Таджикистан о судьбе завода, и одновременно пишет письма президенту страны и во все возможные инстанции, доказывая, что ни в чем не виновен, отказался от политики, и борется лишь за свои трудовые права.
"Мои дети, опасаясь преследования, выехали в Узбекистан и Россию. Я лишился семьи, должности, хорошей репутации, здоровья, но я хочу жить и работать на Родине. Дайте мне покой и работу", - просит Н. Шукуров.
Между тем в тюрьме одновременно с ним также оказались и два других кандидата от СДПТ – Низам Бигматов и Файзиниссо Вохидова. Последняя, известный адвокат, через три месяца все же была выпущена на свободу, мужчинам пришлось намного сложнее, и их проблемы продолжаются и по сей день. Найдет ли СДПТ в предстоящие выборы желающих баллотироваться по ее партийным спискам – большой вопрос.
24 августа, 2009 Шухрат Азизов,
Voice of Freedom, Ташкент, Узбекистан
|