Д.Ашимбаев: Чем выше откат, тем ниже поцелуи. Борьба с коррупцией в Казахстане отрасль весьма специфичная... 03:26 26.08.2009
Чем выше откат, тем ниже поцелуи На днях сосед по подъезду сказал: "Ты же вот пишешь? Написал бы лучше, что на нашей улице до сих пор нормального арыка нет". Поначалу даже обиделся: не царское это дело - о коммунальном хозяйстве писать! Однако упомянутое хозяйство тут же изволило о себе напомнить: в течение следующих полутора недель вместе и порознь отключались горячая вода, свет, холодная вода и телефон (даром что все было вовремя и с небольшой переплатой оплачено). Затем подключилось обойденное ранее вниманием здравоохранение. Пара срочно потребовавшихся врачей ухитрилась назначить не совсем то лечение и в очень даже не тех дозировках со всеми вытекающими последствиями. Косвенно напомнили о себе и "правовые услуги населению" в лице друга, за неделю узнавшего о работе центров обслуживания населения столько, что его словарного запаса дипломированного филолога не хватило для описания всей гаммы полученных эмоций.
От столкновения с такими важными сферами, как пенсионное обеспечение, образование (за исключением поисков такой школьной формы, в которую не жалко одеть ребенка), культура, оборона, трудовая миграция, удалось удачно уклониться, за что отдельная благодарность. С учетом того, что под следствием, судом или в розыске находятся видные руководители таких областей государственного управления, как экология, статистика, водные ресурсы, таможенный контроль, жилищная политика и строительство, финансовый контроль, языковая политика, борьба с наркотиками, государственные закупки, атомная промышленность, оборона, совершенно не удивляют газетные заголовки вроде "Финпол призывает граждан осторожнее вести дела с госслужащими".
Борьба с коррупцией - тоже отрасль весьма специфичная. Уже второе подряд "громкое дело" с участием бывших министров оказалось расследовано и представлено в суд так, что убедить наблюдающую за ними общественность в виновности чиновников хотя бы в краже шариковых ручек уже практически невозможно. Иногда возникает ощущение, что затянувшаяся борьба с коррупцией остро нуждается в неких количественных показателях, характеризующих ее успешность. Ну, к примеру, "количество осужденных коррупционеров на душу населения" или "доля конфискованного имущества в ВВП". А поскольку такой нормы нет, то, видимо, отталкиваются от некой гипотетической цифры, основанной на "международном опыте" и знании нехитрой местной специфики. На 2009 год условно обозначим эту цифру в миллиард долларов (с учетом девальвации). Всем известно, что посадить какого-нибудь одного человека, ежегодно крадущего миллиард из казны, несколько проблематично (переделывая известную песню, можно сказать: чем выше откат, тем ниже поцелуи). Зато можно легко найти несколько десятков, а то и сотен чиновников, запускающих руку в бюджет исходя из расчета: несколько десятков тысяч на брата. Плюс-минус.
В середине минувшего лета было опубликовано сообщение об осуждении сельского акима, который "был задержан при получении взятки в сумме 30 тысяч тенге за повышение зарплаты подчиненному работнику путем предоставления полной ставки". В итоге две зеленые бумажки превратились в 5 лет лишения свободы. Да если бы каждый чиновник ограничивал свои аппетиты 2-3-значными цифрами, их надо было бы не сажать, а орденами награждать. Сэкономленных денег вполне могло хватить на строительство целого орбитального флота спутников класса KazSat! А так хватило только на один - тот самый, который давеча был "переведен на орбиту захоронения". Ознакомление со скупым информационным сообщением на эту тему дало повод предположить, что писалось оно не экспертами по космосу, а специалистами экстра-класса из Минэкономики (которые в обычной жизни славятся изучением феномена "отрицательного роста"). Некоторые термины слишком уж узнаваемы: "Спутник вследствие произошедшей нештатной ситуации в системе управления... находился в режиме неориентированного полета". Даже сложно сказать, к чему больше подходят эти золотые слова: к покойному спутнику, профильному министерству, правительству или ситуации в стране в целом…
Вышеупомянутая борьба с коррупцией продемонстрировала среди прочего и кое-какие результаты административной реформы. За откаты на тендерах и госзакупках были привлечены первые руководители и/или их заместители (экологи, статистики, оборонщики) - факт известный и неоспоримый. Но и им, пойманным с поличным начальникам, этими вопросами вообще заниматься не положено! Институт ответственных секретарей специально ведь вводили для отделения министров от хозяйственных вопросов. В чем смысл такой реформы? Зачем нужно было национализировать изначально проблемные банки, предварительно так накачав их финансовыми ресурсами, что вся королевская конница при помощи Интерпола до сих пор не может найти эти деньги? Зачем нужно было создавать всевозможные холдинги и фонды, пытающиеся заниматься всеми возможными вопросами - от поставок овощей до изучения космоса, если есть министерства и акиматы, в которых работают порядка 100 тысяч человек и которым практически нечем заняться, кроме распиливания тех крох бюджета, которые остались? Зачем принимать трехлетний бюджет, если правительственные аналитики не могут спрогнозировать экономическую конъюнктуру на квартал вперед? Или вот взять правительство. Большинство вице-премьеров, министров, председателей агентств (и даже акимов) - вроде бы вполне грамотные, опытные специалисты, прошедшие аппаратную и политическую школы, но все вместе они ухитряются принимать решения не просто неэффективные, но зачастую просто бессмысленные. Позволю себе даже усомниться в распространенной версии о тотальной коррумпированности принимаемых решений - если бы бюджет просто разворовывался, вреда, наверное, было бы меньше. Почему так выходит?
Тут уж можно целую теорию предположить, а то и не одну. Недавно где-то в разговоре мелькнуло, что некий специалист якобы обнаружил в одном из районов столицы "паранормальную зону, пагубно влияющую на мозговую активность". Данной новостью поделился с коллегой, часто в указанном районе бывающем. Коллега уверил, что теория явно ошибочная, поскольку следов мозговой активности он там в принципе не наблюдал. Никогда. Можно все свалить на менталитет и даже подвести под него некое теоретическое обоснование. Допустим, так: учитывая наше происхождение от кочевых народов Евразии, нельзя забывать, что в большинстве своем они, эти великие народы, ушли кочевать, воевать и завоевывать на запад, юг и восток. А тут остались тыловые части и административно-хозяйственный аппарат. И вот от них-то… Это могло бы объяснить, почему наш человек как бы заранее создан для несложной руководящей работы. Можно также предположить, что "нештатная ситуация", произошедшая в системе управления, и спровоцировала режим неориентированного полета. Но, кажется, на какую-то одну ситуацию, персоналию или событие все сваливать бессмысленно. Ошибка системная, но и поменять систему не получится, что бы там сантехники ни говорили. Исторический опыт показывает, что система у нас изначально была одна и легко воспроизводится при любых временах и персоналиях. Но оптимально работает только при растущих ценах на экспортируемое сырье… И вообще, на нашей улице арыка нормального нет, и в дождь из дома выйти невозможно.
Данияр АШИМБАЕВ, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии 26 августа 2009 |
|