С.Терещенко: Дольше семидесяти не жить! Казахстану грозит международный скандал 10:25 26.08.2009
Дольше семидесяти не жить!
Казахстану грозит международный скандал. В стране, которая собирается занять пост председателя ОБСЕ, тысячи людей подвергаются дискриминации по возрастному признаку. Причем все делается по закону. А отменить этот закон никак не удается: правительство не может посчитать, в какую сумму выльется восстановление справедливости. Когда человек получает профессиональное заболевание или увечье на производстве, предприятие выплачивает ему "регрессные деньги" – компенсацию за потерю здоровья и трудоспособности. Если предприятие становится банкротом, эти выплаты берет на себя государство. И вроде бы все хорошо, да вот незадача. В законе о банкротстве есть статья 77-я. В ней сказано, что лицам, достигшим 70-летнего возраста, выплата регрессных сумм прекращается.
Кто породил эту статью и с какой целью, сегодня можно только гадать. Возможно, правительство решило, что если человек дожил до столь преклонных лет, то он не такой уж и инвалид, а, скорее всего, вообще симулянт и платить ему незачем. А может, чиновники думают, что после 70 лет деньги людям не нужны? Но, видимо, как предполагают сами регрессники, власти просто не ожидали, что до столь преклонного возраста дотянет несколько тысяч человек и они вздумают бороться за свои права.
– В правительстве по нам уже заупокойную прочитали, – негодует кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, полный кавалер орденов "Шахтерская слава" Дулат Аккошкаров. – А мы живы! И пока мы дышим, им спокойной жизни не будет!
Регрессников, которым уже за 70, в Казахстане немного – около трех тысяч. Они рассеяны по всей республике. Однако в Караганде ситуация сложилась несколько иная. Здесь мощный промышленный регион. И в 90-е тут появилось особенно много предприятий-банкротов и, следовательно, и "бесхозных" регрессников, о которых должно было позаботиться государство. Кроме того, среди банкротов оказались сразу четыре шахты: Кирова, Байжанова, Горбачева и 50-летия Октябрьской революции. А это не просто свыше тысячи регрессников, это регрессники-шахтеры, которые куда дружнее и дисциплинированнее остальных инвалидов. Правда, до 70-летнего возраста дотянули не все. Сегодня их осталось менее 500 человек. Но все они хотят знать, за что с ними так поступили. Разве они не люди? И разве они не имеют права на жизнь после седьмого десятка?
– В советское время труд шахтера оценивали достойно, – вздыхает Дулат Аккошкаров. – Мы получали хорошую зарплату, нам была гарантирована высокая пенсия. Но однажды мы проснулись и обнаружили, что страны, в которой родились и выросли, больше нет. Потом мы узнали, что такое инфляция, талоны, ПИКи. Только приспособились – появляется закон о банкротстве, который поставил на нас крест. Нас сделали изгоями общества, выбросили на обочину жизни. Терпеть такое нельзя!
Гнев шахтеров-регрессников с обанкротившихся шахт подогревает пример более удачливых коллег, работавших на шахтах, которые потом выкупило АО "Арселор Миттал Темиртау". Они и сегодня продолжают получать регрессные. Причем иностранный инвестор платит им в несколько раз больше, чем получали инвалиды, оказавшиеся на содержании у государства. И это во время финансового кризиса. Да что там Миттал! В то самое время, когда в Карагандинской области обанкротились четыре шахты, государство взяло под свою опеку шесть других шахт и аккуратно их ликвидировало. Работавшие на них регрессники тоже продолжают получать деньги после 70-ти лет, причем получают чуть ли не втрое больше, чем платили инвалидам обанкротившихся предприятий до того, как те перешагнули роковой рубеж.
– Обидно, очень обидно, – сокрушаются старики-регрессники. – А еще завидно! Да, мы завидуем своим коллегам, оказавшимся в более выигрышном положении, и говорим об этом без стыда. Потому что нам нечего стыдиться. Стыдиться должно правительство, поставившее нас вне закона. И еще госпожа Коржова, в бытность которой министром соцзащиты приняли эту дискриминационную статью. Пусть даст ей Бог здоровья и долгих-долгих лет жизни. Может, хоть толика совести появится…
В прошлом году карагандинские регрессники решили объединиться и начать борьбу за свои права. Тогда им казалось, что все будет просто. Есть статья в законе о банкротстве, которая лишает их средств к дальнейшему существованию. Значит, ее надо отменить, потому что она совершенно точно противоречит Конституции, где ясно сказано: никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношению к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Также поначалу думали и депутаты мажилиса, к которым регрессники обратились за помощью. Они написали обращение в Конституционный совет – под ним подписались 70 народных избранников и стали ждать результата.
– А потом мы получили ответ, в котором сказано коротко и ясно: акты, подписанные президентом, они не обсуждают, – говорит мажилисмен Мухтар Тиникеев. – Пришлось идти другим, более долгим путем. Мы создали межведомственную группу. Хотим инициировать изменение в законодательстве, проще говоря, отменить статью в законе о банкротстве, которая действительно нарушает права многих людей. Но пока не будет известна цена вопроса, правительство на изменения законодательства не пойдет. Перед тем как парламент ушел на летние каникулы, Министерство труда и социальной защиты дало мне ответ, что точное количество регрессников, которым исполнилось 70 лет и более, посчитать невозможно. Далеко не все предприятия при банкротстве передавали им точные сведения. Приблизительно их насчитывается 2710 человек. Их содержание обойдется бюджету в 200-300 миллионов тенге. Тут все зависит от того, какой механизм выплат будет выбран. В сентябре мы продолжим работу…
Вот только регрессники сомневаются, что у депутатов что-то получится. Бесконечные заседания, комиссии и переговоры их больше не устраивают. Потому что старость – и в самом деле не радость. Их ряды стремительно редеют. Только за последний год в Караганде умерли 35 бывших шахтеров, которые так и не дождались восстановления справедливости. Поэтому все чаще звучат призывы "обращаться в международные инстанции". В Европе, мол, старость по-настоящему уважают, и уж тем более там никому не придет в голову жертвовать правами тысяч людей ради экономии нескольких миллионов. Единственная причина, по которой карагандинские старики-инвалиды не сделали этого до сих пор, – нежелание подмочить репутацию родной страны на международной арене. Но, если страна в очередной раз на них плюнет, они готовы идти до конца. Терять им нечего.
№ 32 (444) от 24.08.2009 Сергей ТЕРЕЩЕНКО, Карагандинская область
|