"Guardian": Западным лидерам не стоит обманывать ни свои народы, ни афганцев 05:27 27.08.2009
Запад теряет свои ценности в Афганистане
Если афганские выборы будут представлены как справедливые, то любой остаток моральной власти, которым мог бы располагать Запад, будет утрачен. Выборы в Афганистане, как оказывается, приводят к изменению правил ведения войны на ходу. Это не было очевидным до наступления нескольких недель до выборов, когда "Талибан" всерьез попытался подорвать процесс. Фактически, он более или менее терпимо отнесся к регистрации избирателей, которая имела место на протяжении зимнего времени. Кое-кто заявляет, что в то время зарегистрировались даже отдельные сочувствующие "Талибану". Но тогда вновь возникает вопрос: что же является "Талибаном", а что нет?
Однако "главное сражение за выборы" еще не окончено. Фактически оно, по всей вероятности, будет продолжать бушевать еще несколько недель и сможет в действительности обозначить начало призыва к войне. Как прокомментировала в "Обзервере" в воскресенье Гавана Маркинг, для нее стало ясным, что "каким бы ни был результат, какого бы рода события не происходили, ООН, ЕС, США и Запад в целом объявят этот день как безусловный успех". Эти учреждения и их пресс-секретари хором двигаются в этом направлении, но они проявили бы мудрость, если бы выдержали паузу. Они спекулируют не только жизнями афганцев, но и западными ценностями, воспеваемыми с такой нежностью, а также тем, что имело обыкновение быть эффективным (западным) политическим оружием в геополитике мира. Для большинства людей демократия означает процесс, в ходе которого одному человеку принадлежит один голос, и соответствующий подсчет голосов должен определить, кто приходит во власть, а кто ее покидает. Выборы пока еще не рассматриваются более широкой публикой в качестве обычного ритуала, и при этом они не должны ею рассматриваться в таком плане.
Заявлять о том, что эти выборы были "справедливыми", как это делают наблюдатели за выборами от ЕС, означает становиться в один ряд с заявлениями "Смешного Али" в Багдаде в 2003 году. На большей части юга проголосовало менее 10-25% избирателей. И те, кто пришли голосовать, вероятнее всего, сделали это почти под дулами оружия или вынуждены были это сделать через взятки того или иного рода. Широко разрекламированная оценка о явке в 40-50% была обнародована задолго до того, как избирательные участки были закрыты. Если явка даже в Кабуле составляла только умеренные 30%, то как среднее число может быть настолько высоким? Нам говорят о том, что бюллетени уже были подсчитаны. Однако для того, чтобы собрать и обработать данные, требуется время. Вы так полагаете? Разумнее было бы предположить, что то, что происходит в настоящее время за сценой, представляет собой не тщательный пересчет в действительности проголосованных бюллетеней, а анализ того, какие данные являются в тактическом плане наиболее подходящими для обнародования со стороны так называемой Независимой избирательной комиссии. Следует ли объявить Хамида Карзая в качестве победителя с 65%, или возможно более благосклонно будут приняты 53%, а может следует сделать 48% для того, чтобы был второй тур?
Представление этих выборов как "безопасных, заслуживающих доверия и включительных" – это слова, заменяющие общепринятый стандарт "свободные и справедливые" – бросит тень на репутацию Запада на многие годы вперед. Это прямое лицемерие. Мало того, что афганцев уломали на участие в выборах с большим риском для их жизни, ценность их голосов была просто отброшена в сторону западными дипломатами, которым не терпится легитимировать свою продолжающуюся военную оккупацию чужой страны перед собственной общественностью.
Еще больше беспокойства вызывает то, что определенные дипломаты США, как кажется, приветствуют эту неразбериху в отношении выборов. Вполне вероятно, что Карзай не получил 50%, которые были необходимы для исключения второго тура. Он мог бы достичь этого только путем махинаций. Но исключение второго тура имеет смысл для большего количества людей, чем для действующего президента. Дальновидные афганские и международные наблюдатели опасаются возможного эффекта поляризации при условии проведения второго тура. Север страны с преобладающим непуштунским населением, по всей вероятности, может сплотиться вокруг доктора Абдуллы Абдуллы, а пуштуны могут сделать то же самое вокруг Карзая, если "Талибан" позволит им проголосовать.
Будет не удивительно, если США предложат Карзаю поддержку в его стремлении к однозначной победе в первом туре в обмен на большее влияние над его правительством. Возможно, путем включения Ашрафа Гани или даже Залмая Халилзада как своеобразного руководителя исполнительной власти, который уменьшил бы власть самого Карзая. Конечно, Абдулле также необходимо дать своего рода откупные, но это кажется выполнимым. Для того, чтобы выдавить максимум из Карзая, США вполне могут начать угрожать игрой в дурака и ссылаться на возможность проведения второго тура. Даже после этих выборов, состоявшихся 20 августа и сопровождавшихся насилием и низкой явкой, некоторые международные представители придерживаются взгляда о том, что второй раунд продемонстрирует легитимность выборов и глубину афганской демократии. Уже не говоря о том, что снова надо будет просить афганцев рискнуть жизнью во время еще одних позорных выборов, такое развитие событий может действительно ускорить приближение гражданской войны на этнической почве.
"Главное сражение за выборы" является трагическим доказательством судьбы ценностей, когда они встречаются с тяжелыми политическими и военными реалиями. Какой диктатор будет чувствовать себя вынужденным провести свободные и справедливые выборы из-за моральной критики Запада после того, что теперь имеет место в Афганистане? Фальсификации, осуществленные западными представителями, представляют собой дальнейшую эрозию моральной власти, которую США, как об этом говорилось, потеряли в результате глобальной войны с террором, и которую, как утверждал президент Обама, он возродит. Только на сей раз Европа также находится, по-видимому, в одной лодке с махинаторами. Можно сказать с определенной уверенностью, что политические лидеры ни в Европе, ни в Канаде, ни в Австралии, ни в США не обладают даже минимальным мандатом от своей общественности на то, чтобы отбросить общепринятые ценности свободных и справедливых выборов таким недальновидным способом.
Но все, конечно же, находятся в сложном положении. Как выйти из этой ситуации? Во-первых, вместо того, чтобы впадать в отчаяние по факту того, что "Талибан" показал свою силу, а правительство Афганистана продемонстрировало свою чрезвычайную некомпетентность и коррупцию во время этих выборов, нужно рассмотреть, какие возможности могли возникнуть из этой ситуации. Выборы должны быть признаны как прошедшие ниже принятого стандарта, а перед народом Афганистана следует принести извинение. Признание этого факта и того, что выборы не являются способом избрания правительства до появления мира, немедленно привело бы к использованию процессов, более знакомых афганцам и более подходящих в сложившейся ситуации войны, чем универсальная, западная избирательная демократия. Хотя требуется осуществить большую подготовку до созыва Лойи Джирги, в то же время представляется логичным, что только она, Лойя Джирга, с полным участием "Талибана", включая и их лидера, Муллу Омара, может вывести Афганистан (и Запад) из этого болота.
Я тем более не говорю о том, что такой выбор гарантирует успех, отнюдь нет. Но выбрасывать ценности демократии для убеждения западной общественности в том, что афганская война стоит того, чтобы ее продолжать, финансировать и за нее умирать, очень близко к уголовному преступлению. В настоящее время очень многое стоит под угрозой, как для афганцев, так и для Запада.
Хельге Лурас "Guardian", 25 августа 2009 года
|