КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 03.09.2009
21:16  М.Сергеев: Москву преследует транзитный кошмар. У Болгарии нет денег на трубопроекты
10:31  М.Муслим: Сухой шубат. Ученые Шымкента изобрели таблетку верблюжьего молока
10:21  "НГ": ОДКБ подтягивают к НАТО. Генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен готов рассмотреть новые идеи
10:17  А.Хамзаев: Урон от урана. Над атомной отраслью Казахстана начала приподниматься завеса тайны
10:12  Национальную школу государственной политики Казахстана возглавил 26-летний веб-дизайнер и приятель Ала Гора С.Нурбек
09:53  Депутат М.Кунакунов: Засрали-с. Экологическое состояние озера Иссык-Куль вызывает большую тревогу
09:29  Т.Становая: В СНГ плохая демократия. Польские откровения В.Путина

09:19  Афганистан: после президентских выборов автомат Калашникова подорожал вдвое
09:08  Туркменских студентов Американского университета АУЦА переведут на учебу в Болгарию
09:03  Н.Байрамова: "Золотые перья" Туркменбаши. Пользуясь тем, что умеют писать...
08:55  Бывший омбудсмен Киргизии и экс-оппозиционер Турсунбай Бакир уулу согласился уехать послом в Малайзию
08:47  Понаехали тут. Власти Киргизии ужесточают условия выдачи видов на жительство иностранцам и лицам без гражданства
08:46  А.Проханов: Монархия без империи, православие без Христа. Паскудство современной российской "элиты"
08:44  В Греции найден неизвестный лист древнейшей рукописной Библии - т.н. "Синайского кодекса"
08:22  Мухтар Джакишев (экс-Казатомпром) - демонстрация гениальности при удачном стечении обстоятельств
08:19  Радио Азаттык: В Казахстане избавляются от названия "Рахат" и даже фамилии "Алиев"
08:11  Туркмения. Новые скважины на месторождении Южный Елотен–Осман–Минара дали подтверждение гигантских запасов газа
08:10  В Актобе разбился в автокатастрофе интерконтинентальный чемпион по боксу 33-летний Андрей Еськин
08:09  ТИПЧ: Как же мне не воровать? Получая всего 80 манат в месяц...
08:05  Атбасарский гений. Обычный провинциальный программист смог обчистить крупнейший банк Казахстана на 220 млн тенге
08:03  Школа в туркменском селе Ызгант получила имя деда президента Бердымухамеда Аннаева
07:55  Б.Юнанов: Карзай должен победить. Афганские власти не готовы ко второму туру выборов
07:49  П.Искендеров: Угроза преувеличена. Тегеран готовит ядерные предложения
07:47  "Къ": Gunvor вышел на Каспий. Трейдер купил треть Лаганского блока
07:27  А.Корбут: Боевое содружество проверяется боем. Войска ОДКБ отрабатывают новые формы вооруженной борьбы
07:26  А.Матвеев: Схватка за ЦентрАзию. Россия и США продолжают негласную битву
06:16  "РГ": Иран вернул долги. Тегеран напомнил новым планом о своей ядерной программе
03:06  Сапа Мекебаев: Если бы выборы что-то решали - их бы просто отменили
02:36  М.Монгуш: Буддийский хан. Известный и неизвестный Богдо-гэгэн IX
02:33  С.Баталов: Поднебесная в поисках Бога. Китайский язык не способен передать суть монотеистических религий
01:18  "Профиль": На афганской игле. Если США изменят свой подход к администрации Карзая...
01:01  Немецкий суд выясняет центразийские связи исламских террористов из Зауэрланда. Целями исламистов в ЦА были...
00:58  Г.Фасхутдинов: Душанбе пытается пристроить своих гастарбайтеров в Саудовской Аравии
00:49  "Irish Times": Пентагон боится застрять в Афганистане
00:48  IRIN: Центральная Азия готовится к эпидемии свиного гриппа
00:34  "Wall Street Journal": Вызов пятого поколения. Китай сам создает новейший истребитель
00:30  "Wall Street Journal": Производство опиума в Афганистане стало меньше, но от этого пока никому не легче
00:19  А.Саитов: Рахат Алиев напрасно уповает на "справедливое западное право"
Среда, 02.09.2009
22:52  Китайского диссидента-демократа Ше Чанфа приговорили к 13 годам тюрьмы. За организацию несанкционированного съезда
21:56  Вертолет с губернатором Индийского штата Андхра-Прадеш пропал над лесом, контролируемом боевиками-маоистами
21:24  Генетики разрушили братство народов. Тюркские народы различаются между собой на генетическом уровне так сильно, что...
19:51  Горе-коммунист В.Воронин заявил об уходе с поста президента Молдовы
19:32  Казахстанский экс-министр и аким Р.Чердабаев написал книгу "Нефть: вчера, сегодня, завтра"
17:23  Т.Исмагамбетов: От характера к Судьбе казахстанской элиты
15:30  Главный редактор Жезказганской газеты "Наше время" В.Прутик обвиняется в клевете
12:40  "Э-К": Обыкновенное чудо. Во время крестного хода в Петропавловске на небе появился лик Богородицы
11:56  Т.Кулибаев (главный зять Казахстана): "Мы полны сил и решимости"
11:51  Н.Назарбаев: "Я обратился с призывом ко всем выпускникам вузов - идти работать на село" (речь)
11:30  Е.Авдеева: Их в дверь - они в окно. Реформа по кыргызски - президент упразднил один институт, но взамен создал кучу других
11:28  Казанова аульного масштаба. Жерар Депардье сыграет в новом казахстанском к/фильме "Поздняя любовь"
11:24  А.Серенко: Афганский кризис - между коалиционным правительством и диктатурой отрезанных рук
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
С.Баталов: Поднебесная в поисках Бога. Китайский язык не способен передать суть монотеистических религий
02:33 03.09.2009

Поднебесная в поисках Бога
Китайский язык не способен передать суть монотеистических религий
В буддизме, даосизме и конфуцианстве есть мудрец, который подарил людям свое учение и никогда не вмешивался в их жизнь, но нет Бога.
Конфуций показывает младенца Будду-Гаутаму Лао-цзы. Картина эпохи династии Цин (1644-1911 годы).

"Древние религии Китая: конфуцианство, даосизм, буддизм" – такой заголовок можно встретить в любой страноведческой книге, описывающей историю, культуру и быт Поднебесной. Но в тексте сразу же уточняется, что конфуцианство не тянет на религию вообще. Даосизм, несмотря на наличие храмов, является ею лишь отчасти. А буддизм, хоть и признан одной из трех мировых религий, не запугивает адом, не расписывает блага рая, а лишь настаивает на том, что есть бесконечная цепочка перерождений и только от человека зависит, кем быть в следующей жизни – подопытным кроликом, слепым кротом или хищным тигром. Буддизм не отрицает наличие Бога, но Бог – тот, кто достиг просветления, будучи простым земным человеком. Просветление же было достигнуто отнюдь не вынесенными страданиями или смертью в борьбе за жизнь миллионов людей. Стать просветленным может каждый через медитации, праведный образ жизни и расширение собственного кругозора. Бог вряд ли поможет в трудную минуту, Бог вряд ли создаст основу для того, чтобы вы получили от жизни максимум радости и удовольствия. Он существует в сознании буддиста лишь как образец человека, достигшего Нирваны и тем самым положившего конец своим перерождениям.

Китаец еще в древности мог быть и буддистом, и даосом, и конфуцианцем одновременно. Отчасти потому, что в сознании китайца буддизм, даосизм и конфуцианство отнюдь не религии, а учения, которые улучшают качество жизни. Поскольку в любом учении можно почерпнуть нужную философию, а вкусы у всех разнятся, то менталитет каждого китайца в отдельности составляют одни и те же из перечисленных учений, но в разном процентном соотношении. В ком-то преобладают буддистские взгляды, в ком-то – конфуцианские. Но отчасти и потому, что и в буддизме, и даосизме, и конфуцианстве есть просветленный человек, мудрец (вымышленный или реально существовавший – пусть решают историки), который подарил людям свое учение и никогда не вмешивался в их жизнь.

Однако когда речь заходит об истории Поднебесной, мы все же сталкиваемся с понятием "Бог", "дух", "религия", поэтому хотелось бы понять, что есть Бог для китайца и существует ли для жителя Поднебесной такое понятие, как вера.

Трудности перевода

Когда на китайский язык переводили Библию, синонимом слова "Бог" в европейском понимании стало древнее слово shangdi (Шан-ди), состоящее из двух иероглифов со значением "верх", "верхний", "высший" и "владыка", "предок" (первый иероглиф в современном китайском языке входит в состав таких слов, как "верхний этаж", "высшее качество", а второй присутствует в словах "империя", "империализм"). Правда, некоторые лингвисты утверждают, что некогда иероглиф с чтением di имел значение алтарь. Таким образом, по одной версии shangdi (слово, с которым связаны прежде всего верования древних китайцев) – верховный владыка, а по другой – верховный алтарь. Как бы там ни было, и первое, и второе значение нужны нам для того, чтобы привести все к общему знаменателю. Исходя из первой версии, мы видим, что Бог (владыка) в сознании древних китайцев имел место быть, пока жители Поднебесной не наградили своего императора этим же титулом. Император стал носить титул huangdi (Хуанди), превратившись в наместника Верховного Владыки на Земле, а позже иероглиф di уже ассоциируется не столько с императорским титулом, сколько с самим понятием "император", так как входит в состав таких слов, как "империализм", "империя". Если допустить, что эта версия верна, то можно предположить, что Верховный Владыка потерял долю своей божественности, когда титулом стали пользоваться обычные императоры. И следом за другими историками нам остается только признать, что потерявший свою божественность Верховный Владыка превращается в Небесного Владыку, а потом и вовсе обезличивается, становясь Небом – Абсолютом, которое может быть недовольно императором, если он ведет неправильную политику. Если же мы придерживаемся второй версии, то от Верховного Алтаря к Небу прийти еще проще, поскольку, получается, Бога в нашем понимании китайцы изначально не ведали, а лишь поклонялись Небу, принося ему жертвы и чтя таким образом предков. Тем не менее и первая, и вторая версии едва ли противоречат друг другу. Просто по одной из них Верховный Владыка или Бог вообще не занимал умы древних китайцев, которые еще не следовали учению Конфуция, Лао-цзы и Будды, а по второй версии Бог, не успев обрасти сводом канонов, храмами и прочим, трансформировался в обезличенный Абсолют, поскольку и изначально был не просто Верховным Владыкой, но и Первопредком, которому молились о хорошем урожае или военном успехе. Первопредок не создавал этот мир по своему образу и подобию или как-то иначе. Он просто некогда жил на Земле, а после смерти превратился не столько в Бога, сколько в духа, которого подобало чтить, с чем и связан позднее развившийся культ предков.

Существовал бог-дух Шан-ди в сознании древних китайцев или нет, вопрос трудноразрешимый и мало на что влияющий в ходе нашего размышления. Ясно лишь то, что Небо, даровавшее императору титул с иероглифом di, все-таки привело к тому, что позже в сознании китайцев-даосов (а значит, и конфуцианцев, и буддистов) появился бог Yudi (Ю-ди) (Нефритовый Владыка) – по образу и подобию земного императора. Он изображался на рисунках в императорской одежде, его всегда окружали сановники, и предполагалось, что живет он по тем же законам, что и император Поднебесной. То есть на небе ему вполне хватало и своих забот, чтобы еще и постоянно отвлекаться на дела земные. В результате лишь один раз в год китайцы пытались умилостивить одного духа (назовем его одним из сановников Нефритового Владыки), который отчитывался перед Верховным Богом о поступках людей, и тот, прознав о не самых лучших из их деяний, по преданию, мог наслать на них несчастья.

Китайским мусульманам не так просто найти для имени Аллаха соответствующий иероглиф.
Фото Reuters

Однако вряд ли кто-то боялся гнева Нефритового Владыки и его кары, ведь ее можно было избежать не столько образцовым поведением, сколько стряпней, которая призвана была раздобрить сановника-доносчика. Естественно, святости Нефритовому Владыке близость с императором не придавала. Когда на земле дела шли отлично, даосский бог якобы и вовсе себя не проявлял. Когда на земле начинались беспорядки, это означало, что он был недоволен деяниями земного императора. Получается, что бог никому в отдельности не помогал и взывать к нему с просьбами и мольбами было бесполезно. А когда император оказывался деспотом, бог сеял еще большую смуту, дабы указать людям на его ошибки и восстановить добродетель. Взаимодействие было не столько между людьми и Верховным Владыкой, сколько между земным и небесным императором. И даже не взаимодействие, а одностороннее воздействие небесного на земного. И в этом Нефритовый Владыка опять же недалеко отходит от концепции Неба, в результате которой и появляется слово "Поднебесная", используемое в отношении Китая. Это страна под Небом (не просто пространством над землей, где обитают души умерших, а еще и неким Абсолютом, законы которого здесь действуют).

Когда переводные книги с китайского языка рассказывают нам о пантеоне китайских богов – это в большинстве случаев неточности в переводе, и тогда пантеон богов, приближенный к реалиям Поднебесной, нужно понимать как пантеон добрых и злых духов или мифические персонажи, которые, однако, тоже скорее духи, чем боги, за исключением бога Паньгу, родившегося в яйце, которое представляло на тот момент Вселенную. По мере его роста желток превратился в мутное темное начало – землю, а белок – в небо. А Паньгу все рос и рос, и расстояние между небом и землей все увеличивалось и увеличивалось. Когда же Паньгу умер, его дыхание превратилось в ветер, плоть – в деревья, а паразиты, жившие на его теле, – в людей.

Религия или учение?

Но давайте вернемся к Библии и понятию Шан-ди. В Китае это слово не употреблялось с того времени, как Шан-ди трансформировался в идею Неба. Однако теперь слово "Бог" в китайском переводе Библии звучит именно так. И это рождает ряд вопросов. Бог в христианстве не обезличенный алтарь, не император и даже не первопредок в том понимании, в каком этим термином пользуются китайцы. Первопредок в христианстве скорее Адам, Бог же не родил Адама, а лишь создал по своему образу и подобию. Для китайца первопредок – человек, от которого пошел род (хотя бы и мифический). В Китае веками лелеялся культ предков. Шан-ди же, если и персонифицировался, то как раз по ассоциации с первопредком, а не создателем неба, земли и животных. Созданием того или иного предмета и явления занимались, по китайским преданиям, те или иные духи и божества, но не один-единственный Бог.

Христианство укоренялось в Китае с трудом. Отчасти из-за того, что китайцам не были понятны термины. Как их древний Шан-ди вдруг стал христианским Богом? Почему католики стали именовать Бога tianzhu (тяньчжу) – Хозяин Неба? Того Неба как Абсолют, под которым китайцы всегда находились! Что это вообще за "хозяин неба", да еще и сложная система ритуалов в придачу к нему? И вообще, что такое религия? Ведь даже сегодня в Китае нет термина, который бы передавал в полной мере суть этого слова.

Религия по-китайски – zongjiao (цзун-цзяо). Где jiao – учение, а zong – христианский. Нетрудно догадаться, откуда пошел термин. И ислам, и христианство приравниваются к конфуцианству и даосизму – это просто учения, тогда как религия в понимании европейца – поклонение высшим силам, в реальность которых он верит, образ жизни, идеология, система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представлений об общем порядке бытия, и едва ли учение. По крайней мере европеец скорее определит религию через веру, нежели через слово "учение". И намного правильнее было бы вместо термина "католическое учение" в значении "католицизм" использовать словосочетание "католическая вера". Но с понятием "вера" в китайском языке те же сложности. Когда китаец говорит Wo xiangxin shangdi (я верю в Бога), он имеет в виду, что верит в христианского Бога. Если он говорит, что верит в Будду, эта фраза не используется. Слово "вера" в этом значении вошло в китайский язык не так давно и только с приходом христианства. Таким образом, вера в Бога для европейца сопряжена с тем, что Бог милосерден и вездесущ, что не поставит на жизненном пути человека больше преград, чем тот может преодолеть. Для большинства китайцев же сказать "я верю в Бога" равносильно тому, как сказать "я верю в существование Бога". Но ведь вера в Бога и вера в Его существование – не одно и то же. Скорее первое включает в себя второе и много чего еще. Китаец, однако, зачастую далек от этого "много чего еще".

Нужный иероглиф

В китайско-русских и русско-китайских словарях слову "Бог" соответствует несколько иероглифических эквивалентов. Безусловно, shangdi и tianzhu, о которых уже шла речь, а также lao tianye (лао тянь"е) – небесный старец, небесный дед и shen шень – дух, божество, Бог. Последний иероглиф встречается в таких словах и словосочетаниях, как теология – shenxue (наука о святом, наука о Боге), ai zhi shen (богиня любви, об Афродите), shenqu ("Божественная комедия", поэма Данте), linshen (душа). Получается, что иероглиф c чтением shen передает и святость, и духовность и употребляется в значении "Бог", но в Библии почему-то фигурирует другое слово – shangdi, приравнивая христианского Бога к древнекитайскому и смешивая такие понятия, как религия и учение, вера в Бога и допущение того факта, что он существует.

В последнее время в Поднебесной умножилось число христиан, но не запутались ли жители КНР в терминах и не хотят ли просто ориентироваться на Запад с учетом того, что к религии сейчас приходят люди от 16 до 39 лет (самые молодые), тогда как раньше в христианство обращались лишь некоторые и лишь после 40? Вполне вероятно, что религия для китайца – лишь модное течение, как любое другое, идущее из Европы или США. Могут ли они проникнуться христианским Богом, испытать священный трепет или очищение посредством молитвы? Или Аллахом – anla (Аньла), который даже не tianzhu и не shen, a zhenzhu (чженьчжу) – как будто "Бог" не общее слово, а титул, и у каждого он свой? Покажет время. Будет вполне правильно сказать, что древние китайцы всегда относились к своим персонифицированным богам и духам с долей сомнения. Как к примете, которой не веришь, но на всякий случай следуешь ей во избежание проблем. Поэтому богам они не молились, а лишь "угощали" их кушаньями, чтобы создать о себе хорошее впечатление. И, так или иначе, со временем отказались от подобного суеверия, как от любого другого, потому что оно не проникает в душу, как религия с ее ритуалами, изучением священных Писаний и сопричастностью к великому и необъяснимому. Сейчас многие китайцы предпочитают оставлять в храмах записочки с просьбами. Каждая просьба – к своему богу. Один бог – для того чтобы просить о богатстве, другой – о повышении в карьере, третий – здоровья своим детям. Это напоминает сжигание бумажки с написанной на ней просьбой и развеиванием ее пепла с целью исполнения желания, которое практикуется некоторыми суеверными людьми в России и странах Европы. Но достучится ли христианский Бог до китайской души? Станет ли ее частью?

02.09.2009 |
Об авторе: Сергей Константинович Баталов - журналист.

Источник - НГ-Религии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1251930780


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх