КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 03.09.2009
21:16  М.Сергеев: Москву преследует транзитный кошмар. У Болгарии нет денег на трубопроекты
10:31  М.Муслим: Сухой шубат. Ученые Шымкента изобрели таблетку верблюжьего молока
10:21  "НГ": ОДКБ подтягивают к НАТО. Генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен готов рассмотреть новые идеи
10:17  А.Хамзаев: Урон от урана. Над атомной отраслью Казахстана начала приподниматься завеса тайны
10:12  Национальную школу государственной политики Казахстана возглавил 26-летний веб-дизайнер и приятель Ала Гора С.Нурбек
09:53  Депутат М.Кунакунов: Засрали-с. Экологическое состояние озера Иссык-Куль вызывает большую тревогу
09:29  Т.Становая: В СНГ плохая демократия. Польские откровения В.Путина

09:19  Афганистан: после президентских выборов автомат Калашникова подорожал вдвое
09:08  Туркменских студентов Американского университета АУЦА переведут на учебу в Болгарию
09:03  Н.Байрамова: "Золотые перья" Туркменбаши. Пользуясь тем, что умеют писать...
08:55  Бывший омбудсмен Киргизии и экс-оппозиционер Турсунбай Бакир уулу согласился уехать послом в Малайзию
08:47  Понаехали тут. Власти Киргизии ужесточают условия выдачи видов на жительство иностранцам и лицам без гражданства
08:46  А.Проханов: Монархия без империи, православие без Христа. Паскудство современной российской "элиты"
08:44  В Греции найден неизвестный лист древнейшей рукописной Библии - т.н. "Синайского кодекса"
08:22  Мухтар Джакишев (экс-Казатомпром) - демонстрация гениальности при удачном стечении обстоятельств
08:19  Радио Азаттык: В Казахстане избавляются от названия "Рахат" и даже фамилии "Алиев"
08:11  Туркмения. Новые скважины на месторождении Южный Елотен–Осман–Минара дали подтверждение гигантских запасов газа
08:10  В Актобе разбился в автокатастрофе интерконтинентальный чемпион по боксу 33-летний Андрей Еськин
08:09  ТИПЧ: Как же мне не воровать? Получая всего 80 манат в месяц...
08:05  Атбасарский гений. Обычный провинциальный программист смог обчистить крупнейший банк Казахстана на 220 млн тенге
08:03  Школа в туркменском селе Ызгант получила имя деда президента Бердымухамеда Аннаева
07:55  Б.Юнанов: Карзай должен победить. Афганские власти не готовы ко второму туру выборов
07:49  П.Искендеров: Угроза преувеличена. Тегеран готовит ядерные предложения
07:47  "Къ": Gunvor вышел на Каспий. Трейдер купил треть Лаганского блока
07:27  А.Корбут: Боевое содружество проверяется боем. Войска ОДКБ отрабатывают новые формы вооруженной борьбы
07:26  А.Матвеев: Схватка за ЦентрАзию. Россия и США продолжают негласную битву
06:16  "РГ": Иран вернул долги. Тегеран напомнил новым планом о своей ядерной программе
03:06  Сапа Мекебаев: Если бы выборы что-то решали - их бы просто отменили
02:36  М.Монгуш: Буддийский хан. Известный и неизвестный Богдо-гэгэн IX
02:33  С.Баталов: Поднебесная в поисках Бога. Китайский язык не способен передать суть монотеистических религий
01:18  "Профиль": На афганской игле. Если США изменят свой подход к администрации Карзая...
01:01  Немецкий суд выясняет центразийские связи исламских террористов из Зауэрланда. Целями исламистов в ЦА были...
00:58  Г.Фасхутдинов: Душанбе пытается пристроить своих гастарбайтеров в Саудовской Аравии
00:49  "Irish Times": Пентагон боится застрять в Афганистане
00:48  IRIN: Центральная Азия готовится к эпидемии свиного гриппа
00:34  "Wall Street Journal": Вызов пятого поколения. Китай сам создает новейший истребитель
00:30  "Wall Street Journal": Производство опиума в Афганистане стало меньше, но от этого пока никому не легче
00:19  А.Саитов: Рахат Алиев напрасно уповает на "справедливое западное право"
Среда, 02.09.2009
22:52  Китайского диссидента-демократа Ше Чанфа приговорили к 13 годам тюрьмы. За организацию несанкционированного съезда
21:56  Вертолет с губернатором Индийского штата Андхра-Прадеш пропал над лесом, контролируемом боевиками-маоистами
21:24  Генетики разрушили братство народов. Тюркские народы различаются между собой на генетическом уровне так сильно, что...
19:51  Горе-коммунист В.Воронин заявил об уходе с поста президента Молдовы
19:32  Казахстанский экс-министр и аким Р.Чердабаев написал книгу "Нефть: вчера, сегодня, завтра"
17:23  Т.Исмагамбетов: От характера к Судьбе казахстанской элиты
15:30  Главный редактор Жезказганской газеты "Наше время" В.Прутик обвиняется в клевете
12:40  "Э-К": Обыкновенное чудо. Во время крестного хода в Петропавловске на небе появился лик Богородицы
11:56  Т.Кулибаев (главный зять Казахстана): "Мы полны сил и решимости"
11:51  Н.Назарбаев: "Я обратился с призывом ко всем выпускникам вузов - идти работать на село" (речь)
11:30  Е.Авдеева: Их в дверь - они в окно. Реформа по кыргызски - президент упразднил один институт, но взамен создал кучу других
11:28  Казанова аульного масштаба. Жерар Депардье сыграет в новом казахстанском к/фильме "Поздняя любовь"
11:24  А.Серенко: Афганский кризис - между коалиционным правительством и диктатурой отрезанных рук
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
М.Монгуш: Буддийский хан. Известный и неизвестный Богдо-гэгэн IX
02:36 03.09.2009

Монгольские власти исторический дворец Богдо-гэгэнов в Улан-Баторе не вернут, но взамен построят главе местных буддистов новую резиденцию.

Однажды, находясь в научной командировке в Индии, я познакомилась с Богдо-гэгэном IX, или Джебцун Римпоче, одним из известных иерархов тибетского буддизма. Его имя сейчас в России получило широкую популярность. По просьбе российских буддистов он регулярно посещает нашу страну, чтобы проповедовать учение буддизма и благословлять верующих. Местом его постоянного жительства является небольшой город Дхарамсала на севере Индии, где с 1959 года находится тибетское правительство в изгнании.

При встрече Джебцун Римпоче был доброжелателен, откровенен, с удовольствием отвечал на все мои вопросы. Одной из интересных тем, которые мы с ним обсуждали, были "высокие перерожденцы" в современном буддизме. Однако сам Богдо-гэгэн, будучи, согласно мнению буддистов, очередной реинкарнацией духовного лица, весьма неохотно рассказывал о себе, поэтому мне пришлось приложить немало усилий и терпения, чтобы буквально по крупицам собрать информацию о линии преемственности Джебцуна Римпоче.

Импортированный лама

Богдо-гэгэн Джебцун Дамба-хутухта, наряду с Далай-ламой XIV, является одной из авторитетных и почитаемых личностей в тибетском буддизме. Его титул Богдо-гэгэн с монгольского переводится как "живой святой". В отличие от Далай-ламы Богдо-гэгэн не облачен в монашеское одеяние, но тем не менее он считается одним из высших хранителей буддийского учения, прекрасным знатоком Сутры – философской основы буддизма, и Тантры – практического аспекта учения. К нему так же выстраивается бесконечная череда верующих, желающих получить благословение. И обращаются к нему не иначе как Ваше Святейшество. Если нынешний Далай-лама считается четырнадцатой реинкарнацией в своей линии преемственности, то Богдо-гэгэн – девятой в своей линии.

Институт Богдо-гэгэна, или Джебцун Дамба-хутухты, традиционного главы буддизма в Монголии и сопредельных странах, получил широкую популярность еще во времена господства Алтын-ханов на территории Центральной Азии и Южной Сибири (ХVI–ХVII вв.). Линия Богдо-гэгэнов считается линией перерождений известного тибетского философа и ученого Таранатхи Кунга Ньимо (1575–1637), изъявившего желание от жизни к жизни поддерживать учение Будды в Монголии. Известно предание о том, что однажды Таранатха, занимавшийся распространением буддизма в Тибете, спросил своих учеников, где должна произойти его следующая реинкарнация. Один из учеников, монгол по происхождению, попросил переродиться в Монголии. Позже, как верят ламаисты, Таранатха действительно переродился в Монголии, в ханской семье. Это был первый Джебцун Дамба-хутухта (ХVII – начало ХVIII в.), его гуру был Далай-лама V. Буддисты считают, что с тех пор у Богдо-гэгэна с Далай-ламой сложилась сильная кармическая связь.

Метод опознавания перерожденцев, столь популярный в тибетском буддизме, уже в те далекие времена был тщательно разработан, так как впоследствии все Далай-ламы, Богдо-гэгэны и другие духовные лидеры пользовались им при определении новых реинкарнаций, в том числе реинкарнаций друг друга. Тибетцы утверждают, что ныне здравствующие Далай-лама ХIV и Богдо-гэгэн IX суть лишь новые перевоплощения тех самых исторических лиц, которые впервые встретились во времена Алтын-ханов.

Буддийский хан

Интересные свидетельства о предыдущих воплощениях Богдо-гэгэна оставили его современники. Известно, что Богдо-гэгэн VII умер в 1871 году. Через несколько лет, как это принято, поисковая группа отыскала в Тибете по определенным признакам его новое воплощение. До четырех лет этот мальчик жил со своей матерью во дворце Далай-ламы. Потом его разлучили с ней и отвезли в Ургу (современный Улан-Батор), где его воспитанием и образованием занялись известные монгольские ламы. Достигнув совершеннолетия, глава монгольских буддистов приступил к исполнению своих обязанностей под именем Богдо-гэгэна VIII.

Владимир Федорович Люба, много лет проработавший в российском консульстве в Урге, писал в 1912 году, что хутухта "склонен к разгулу и безумному мотовству", у русских купцов скупает "целые склады вещей, решительно никому не нужных", имеет жену и сына Тойн-ламу, частенько выпивает и устраивает оргии. Однако несмотря на свои пороки, он, как признают многие современники, был весьма способным политическим и государственным деятелем. Власть его носила не только духовный, но и светский характер, о чем свидетельствует изданный им указ, в котором религия и государство соединялись в единое целое. В его время в Монголии было установлено полное учение буддизма – Сутра и Тантра. Это позволило впоследствии причислить Богдо-гэгэна VIII к лику святых.

Вера монголов в могущество и величие Богдо-гэгэна VIII оставалась непоколебимой. Несмотря ни на что, в их благоговейном представлении он продолжал быть божеством, перед которым "можно только падать ниц в сознании своего ничтожества". Кутежи Богдо-гэгэна VIII, как отмечал известный русский востоковед Алексей Матвеевич Позднеев, нисколько не уменьшали его авторитет в глазах народа, который на всякую эксцентричность в его поведении смотрел как на нечто загадочное и все его поступки старался оправдать тезисом "святым дозволено все". Ученый был потрясен увиденным однажды поклонением верующих Богдо-гэгэну VIII. Оно совершалось на площади перед его резиденцией и длилось пять-шесть дней.

Толпа паломников, съехавшихся со всех концов некогда могущественной Монгольской империи, уселась "длинными рядами прямо от ворот гэгэновского дворца и в этом положении ожидала его появления". "Можно удивляться, – пишет Позднеев, – с каким благоговением смотрят все они в сторону, откуда должен появиться гэгэн народу, и какая тишина царствует во все это время, длящееся для некоторых иногда два и три часа". Столь высокую популярность Богдо-гэгэна VIII он объяснял так: "Сравнительная замкнутость и недоступность хутухты, равно как и та внешняя обстановка и великолепие, в которых он является народу, действуют на массу также поразительно. Вот почему к хутухте со всех сторон тянутся толпы поклонников".

Паломничество в Ургу на поклонение Богдо-гэгэну Джебцуну Дамба-хутухте было чрезвычайно распространено. Обычно оно начиналось ранней весной и продолжалось до глубокой осени. Уезжали паломники группами по 10–15 человек и более. Отправляясь за тысячу верст, они, безусловно, тратили огромные средства на дорогу и ценные подношения главе монгольского буддизма. Однако вернувшись домой, они чувствовали себя баловнями судьбы, получившими благословение от "живого святого".

Иногда сам Богдо-гэгэн совершал поездки в соседние страны. Так, в 1910 году он был приглашен в Туву, где его уважали и почитали ничуть не меньше, чем в Монголии. Здесь он воспринимался не только как духовный наставник, но и как глава всех тувинских монастырей. Русский геодезист Всеволод Родевич, проезжая через Хемчикский кожуун, где размещалась ставка тувинского правителя, свидетельствовал: "Для кормления и услуги гэгэна и его свиты и всего монастыря была назначена целая большая сойотская (тувинская. – "НГР") деревня, гэгэну и его желаниям вообще отказа нет, он святой, и сойоты доставляют ему скот и всякое добро для отвоза в Монголию именно столько, сколько он пожелает".

Монгольская революция 1921 года заметно, хотя и не сразу, пошатнула власть Богдо-гэгэна VIII. Новый режим, решительно настроенный против религиозных институтов, не без оснований опасался авторитетного духовного главы, а потому решил тихо и незаметно отодвинуть его в тень. Сделать это оказалось не так просто, но все же возможно. Кроме того, Богдо-гэгэн VIII был уже не молод и не совсем здоров. В 1924 году он скончался.

Джебцун Римпоче в общении мягок, доброжелателен, охотно отвечает на вопросы посетителей.
Фото с сайта www.buddism.ru

Центральный комитет Монгольской народно-революционной партии тут же официально уведомил Далай-ламу ХIII о том, что не следует искать новое воплощение Богдо-гэгэна, так как его роль в истории монгольского народа полностью исчерпана. Резиденция гэгэнов впоследствии была использована для размещения музейного комплекса.

Новая жизнь Богдо-гэгэна

Биография нынешнего Богдо-гэгэна IX не лишена драматических коллизий. Родился он в 1932 году недалеко от Лхасы в местности Тромтсикан. Когда мальчику было всего шесть месяцев, родители развелись. Отец вскоре женился на другой женщине, а маленького Намдола Чокьи Гьялцена (такое имя было дано ему при рождении) воспитывала мать. Взрослые неоднократно говорили ему, что он является реинкарнацией высокого духовного лица, носившего в предыдущей жизни титул Богдо-гэгэна. Специальной поисковой группой было установлено, что Чокьи Гьялцен, то есть Богдо-гэгэн, переродился у прежней родни (т.е. родственников предыдущего хутухты - Прим. ред.). В его опознавании не принимал участия Далай-лама ХIII, как этого требует традиция, так как к этому времени он умер и вместо него правил регент. Однако в безошибочности опознавательной процедуры, считает сам Богдо-гэгэн IX, сомневаться не приходится, поскольку она выстроена таким образом, что ошибка полностью исключается.

"Когда я умер в прошлой жизни, – рассказывал Богдо-гэгэн IX, – остались в живых три человека, которые мне были очень близки и безотлучно находились рядом со мной. Один из них был моим лечащим врачом, двое других – слугами. Когда я вновь переродился и достиг трехлетнего возраста, их специально пригласили из Монголии в Тибет. Они привезли мои личные вещи, которыми я пользовался в прошлой жизни. Мне показывали их вместе с точно исполненными копиями, но я каждый раз выбирал оригинал. Но этого оказалось недостаточно, поэтому члены поисковой группы – ламы, обладающие ясновидением, – решили проверить, есть ли на моем теле особые знаки, подтверждающие, что я действительно являюсь реинкарнацией Богдо-гэгэна VIII. Такие знаки были найдены. Но и это было не все. Решили обратиться к двум оракулам Далай-ламы, чтобы каждый из них, войдя в транс, подтвердил или опроверг выводы поисковой группы. После специальной процедуры оракулы дали положительный ответ".

Слышать подобные признания от самого Богдо-гэгэна IX было чрезвычайно интересно, но мне все же хотелось узнать, как же возможно, чтобы маленький ребенок помнил что-то из своей предыдущей жизни. И Богдо-гэгэн IX рассказал следующий эпизод.

"Это случилось, когда я еще не умел говорить, но уже научился делать первые шаги. Взрослые однажды начали говорить о коммунизме, причем не в негативном, а в позитивном ключе. И в моем сознании всплыл опыт прежней жизни: коммунисты разрушают монастыри, устраивают гонения на монахов, заставляют отказываться от своих убеждений и так далее. Я был свидетелем всего этого в конце своей прошлой жизни. Я заплакал, забился в истерике, потому что никому не мог рассказать о том, что чувствовал", – вспоминает духовный лидер.

Дальнейшая судьба мальчика складывалась не так, как обычно у высоких перерожденцев. Семи лет его определили в известный монастырь Дрейпунг Гоман. Когда ему исполнился 21 год, он уехал в местность Таранатха, где поселился в монастыре предыдущих Богдо-гэгэнов, фактически став хозяином этого монастыря. В 29 лет Чокьи Гьялцен покинул Тибет и поселился в Индии. 14 лет преподавал в монастыре Дарджилинг, потом судьба забросила его на юг Индии. Он женился и у него родились пять мальчиков и две девочки. Он всех их поставил на ноги. Сейчас у Богдо-гэгэна IX семь внуков.

В начале 1990-х годов ушла в мир иной супруга Богдо-гэгэна – верная спутница, надежный друг и незаменимый помощник в делах. В те же годы произошло другое событие в жизни Чокьи Гьялцена – его официально признали реинкарнацией Богдо-гэгэна Джебцуна Дамба-хутухты. Когда Далай-лама XIV увидел, в какой нищете живет столь высокое лицо тибетского буддизма, он распорядился, чтобы для него в Дхарамсале построили резиденцию. На плечи Богдо-гэгэна была возложена ответственность за возрождение буддийского учения в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.

Особое благоговение к его личности испытывают монголы, в исторической судьбе которых Богдо-гэгэн сыграл выдающуюся роль. Правительство Монголии ведет сейчас в Улан-Баторе строительство роскошной резиденции для Богдо-гэгэна, чтобы таким образом восстановить справедливость, вернуть то, что было отнято.

Марина Васильевна Монгуш - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии.

19.08.2009 |

Источник - НГ-Религии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1251930960


Новости Казахстана
- Новый сенатор принесет присягу на предстоящем заседании Сената
- Мажилис рассмотрит законопроект, ужесточающий ответственность за наркобизнес
- Комиссия по возврату незаконных активов: в доход государства дополнительно обращены 40 млрд тенге
- Спикер Парламента Сингапура посетил Мажилис
- О авторитете правящей элиты
- Олжас Бектенов: Благодаря принятым мерам удалось защитить ЗКО от большой воды. Следующая задача – защитить Атырау
- Продолжается работа над многотомником по истории Казахстана
- Роль бизнеса в реализации повестки ЦУР обсудили в Сенате
- Исламский банк развития выделит гранты и финансирование на реализацию водохозяйственных проектов в Казахстане
- Казахская загадка. Часть II
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх