А.Машнина: Финансовые служители. Секта "Грейс" продолжает дурить мозги карагандинцам 14:15 18.09.2009
Финансовый скандал в "Грейсе" Бывшая прихожанка обвинила пастора в стяжательстве "Какая-то просто сверхъестественная сила владела мною в тот момент, когда я сказала: я отдаю эти два дома и отдаю все хозяйство в церковь", – сокрушается Валентина Васильева. Жительница Шахана утверждает, что она не понимала, что делает, когда отдавала ценности пастору "Грейса". Все – от продуктов и золотых коронок до скота и недвижимости – "благословляла" верующая на служение Богу. А потом, оставшись без денег, зубов и жилья, бывшая прихожанка обвинила священников в "плутовстве" и "стяжательстве".
ПУСТОЕ ГНЕЗДО Как объясняет Татьяна Шапавалова, психолог центра помощи для пострадавших от деструктивных сект "ВИКТОРИЯ", куда обратилась за помощью Валентина Михайловна, женщина пришла в церковь именно в тот момент, когда ее семья дошла до стадии "пустого гнезда". То есть дети выросли, и у супругов появилось много свободного времени и гнетущее чувство внутренней пустоты. Чтобы заполнить ее, муж и жена стали ходить на проповеди в местную церковь "Грейс". Хотелось признания и внимания. И они получили и то и другое, став "финансовыми служителями". Этот почетный статус, по словам Валентины Михайловны, обязывал супругов отдавать церкви половину своего дохода. Женщина говорит, что занималась в те времена бизнесом. А финансовым служителям на собраниях всегда оказывались особые знаки внимания. Отдельно от других этих людей вызывали к алтарю и коллективно молились за их благополучие.
УНОСИЛА ВСЕ ИЗ ДОМА Уверовав, Васильевы решили практически полностью посвятить себя служению Богу в поселке Караджар, что под Шаханом. Анатолий Васильев рассказывает, что даже договорился с поселковыми властями о том, чтобы забрать под церковь старое двухэтажное здание. Напротив него супруги купили еще два дома. По словам Анатолия Александровича, он изначально планировал, чтобы в одном из них жила его семья, а в другом – назначенный в церковь священник. Муж постепенно восстанавливал полуразрушенный особняк, жена его полностью поддерживала. С шаханских проповедей она возвращалась полная энтузиазма. Глава семьи сначала одобрял ее стремление "благословлять" совместно нажитое имущество. А потом в какой-то момент почувствовал, что душевный подъем его половины начинает все больше походить на патологию. Валентина Михайловна и сама сейчас утверждает, что была в то время будто в помешательстве. - Я зубы подготавливала к протезированию, коронки у меня лежали, – вспоминает она. – Но на собраниях шли такие проповеди, что люди снимали с себя золото и клали в большие сумки, которые они подставляли. Я под воздействием этого состояния спросила прямо на весь зал: "Катерина Ивановна (жена пастора шаханского "Грейса" – авт.), можно я коронки благословлю?" Она: "Давайте! Давайте!" Она собиралась куда-то ехать, а денег не было, так нам объявили. По словам Валентины Михайловны, каждую неделю она отдавала в Шахан крупные суммы денег. А еще привозила по два ведра яиц, причем для пастора Вячеслава Мельника, зная его вкус, отбирала особые – длинные, двухжелтковые. - Моя жена туда тащила все, – говорит Анатолий Александрович. - Но ведь вы тоже активно жили по принципу "давайте – и воздастся". - Ну не до такой же степени! Она перла туда буквально все из дома. Даже те деньги, которые предназначались для караджарской церкви, везла в Шахан первосвященнику, каким себя считал Вячеслав Мельник.
"Я БЫЛА ПОД ДАВЛЕНИЕМ" В итоге в семье Васильевых произошел большой скандал. Анатолий Александрович махнул на супругу рукой и ушел из дома. - Муж просто бросил меня, ему все это надоело, – продолжает Валентина Михайловна. – Они (священники – авт.) тут же подъехали ко мне: "Что ты будешь делать с этими домами? Ты же одна". Я была под давлением. Женщина утверждает, что будто по действием какого то гипноза отдала в руки Вячеславу Мельнику – первосвященнику шаханского "Грейса" – всю папку с документами на семейную недвижимость, а пастор пообещал ей двухкомнатную квартиру прямо в здании шаханской церкви. Получив документы, по словам Анатолия Александровича, грейсовские служители наведались и к нему, предложили отдать всю семейную недвижимость Богу. - Мне денег никаких не давали, – говорит он. – Я дома благословил, чтобы построили там церковь. Я простой крестьянин. Мы поехали в нотариальную контору. Они поставили свои подписи под какой-то бумагой. Я не стал проверять, тем более что без очков ничего не вижу, тоже поставил свою роспись. А потом я узнал, что я как бы продал дома служителю Владимиру Киму в личную собственность.
ОБИДА Прозрение наступило не сразу, а лишь спустя пять лет. К тому времени Васильевы уже полностью разочаровались в своем пасторе Вячеславе Мельнике. Предназначенное под церковь здание в Караджаре забросили и постепенно растащили на кирпичи. Квартиру при "Грейсе" Васильевых попросили освободить. Семейный бизнес заглох. Они потеряли престижный статус финансовых служителей. Вместо прежнего слепого обожания в душе Валентины Михайловны, которая теперь жила на одну пенсию в разбитой полузаселенной хрущевке, начала зарождаться обида. - Теперь Катерина Ивановна (жены пастора – авт.) сама ходит в мехах и в золоте, а про меня говорит: Бог еще ее накажет, – так теперь заявляет женщина карагандинским журналистам. – Они говорят, что "это благословение", что им "Бог дал". А весной этого года Васильевы узнали, что их отданные Богу дома на самом деле для нужд церкви давно не используются. Один за долги забрала себе местная предпринимательница. В другом живет и разводит скот Владимир Ким, который давно уже служителем "Грейса" не является. Разочарованная чета стала требовать недвижимость назад. Обратилась в финансовую полицию. Но там спустя два месяца отказали в возбуждении уголовного дела. Однако после того, как Валентина Павловна подняла шум, обратилась к журналистам, в центр помощи жертвам деструктивных сект и в КНБ, дело вернули на доследование. Бывшая прихожанка рассчитывает во что бы то ни стало забрать семейную недвижимость.
ДУХОВНЫЕ ТАЙНЫ Разумеется, что у грейсовских священников своя версия случившегося. С Вячеславом Мельником мы связались по телефону. - Вы-то нормальные люди или тоже больные? – воскликнул он. – Что касается магии, зомбирования, это глупо. Я ненавижу магию. В Библии говорится, что это зло. А если человек решил сам что-то отдать Богу, то я тут при чем? - Васильева была вашей прихожанкой? - В нашей церкви прихожан было до тысячи. И что теперь? Вы у нее спросите, почему она ушла? Объяснений по этому вопросу давать не буду. Потому что вера – это таинство. И кто я такой, чтобы давать комментарии о каждом человеке? Не ко мне человек приходит, а в церковь к Богу. - Но ведь свои дома Васильевы отдали "Грейсу"? - Вы же разумный человек. Всегда должно быть доказательство. А то я сейчас скажу, что вы на меня клевещете, оказываете на меня давление. Пытаетесь узнать у меня духовные тайны, что категорически запрещено законом, Конституцией Республики Казахстан, и так далее. - Меня не интересуют духовные тайны. Я спрашиваю конкретно про имущество. - А вот конкретно про имущество я понятия не имею, кто, кому, чего. Знаю я или не знаю, я никому комментариев давать по этому вопросу не буду. Есть финансовая полиция, которая провела расследование. И там нигде нет фамилии Мельник ни с какой стороны. Я недвижимым имуществом никогда не занимался и никогда заниматься не буду. Потому что это не мое дело. - Но почему вы попросили Васильевых освободить квартиру при церкви после того, как они отдали вам свое жилье? - Церковь – это не общежитие. Вы где-нибудь видели, чтобы в церкви жили? У нас был реабилитационный центр, и мы их туда приняли. Они к нам пришли. Но начали заниматься тут не тем, чем надо. У нас нельзя в церкви между собой ругаться, пить и прочие дела делать. Поэтому я их должен был попросить.
"МЫ ЖИВЕМ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ" Владимир Ким, живущий сейчас в доме, который Васильевы "отдавали Богу", согласился встретиться с корреспондентами "НВ" лично. Мы передали бывшему служителю "Грейса" возмущения Анатолия Александровича по поводу того, что "человек духовную семинарию заканчивал, а сам так обманывает" и что "жену, пока мы были в скандале, окрутили, а потом ко мне подошли". Владимир Ким утверждает, что это всего лишь слова. Он не отрицает, что пять лет назад действительно сначала речь шла о том, чтобы в доме проводились служения. Однако то были лишь разговоры, не подтвержденные никакими бумагами. Документы, оформленные в то время, говорят совсем о другом. А именно о том, что Анатолий Васильев отдал служителю единственный имеющийся у него документ на дом – справку от 1961 года. В ней говорилось, что бывший хозяин берет землю на постройку дома. И на основании этой бумаги служитель переписывал недвижимость на себя. Пришлось много поездить за справками в районный центр и в Караганду, потом даже обратиться в суд, который в итоге и признал за Владимиром Кимом право владения. - Сами Васильевы – неглупые люди, – говорит он. – И у каждого человека есть право выбора. Они же сами выбирали. Сами знали, на что они идут. У каждого человека есть своя голова, он думает, что он делает и к чему это приводит. У Васильева не было тогда ни времени, ни денег, чтобы оформлять этот дом. Мы живем в Бухаржырауском районе, за всякой справкой нужно ехать в районный центр – в Ботакару, это больше ста километров. На дорогу расходы большие. Я сам лично туда ездил. И он знал прекрасно, что я делаю. Официально, если с любой стороны посмотреть, дом оформлен на меня. Есть документ купли-продажи, в котором четко написано, что я, такой-то, обязуюсь заплатить такую-то сумму. То есть 80 тысяч тенге. - Но Васильев утверждает, что деньги не брал. - А кто расписывался тогда в документе? Мы же не просто посидели и ударили по рукам. Мы ведь живем в материальном мире. В любом случае, если человек благословляет недвижимость, должны быть какие-то документы. Он мог бы, к примеру, составить дарственную и указать там четко все условия. Но мы именно оформляли документ купли-продажи.
Анастасия Машнина 16.09.2009
|