М.Колеров: Международного сообщества не существует. Это всегда псевдоним для глобальных блоков 08:37 19.09.2009
Комикс о "невоюющих демократиях" Ярославль-2009 Модест Колеров
От редакции. РЖ предоставляет слово по поводу "многообразия демократического опыта" Модесту Колерову – кандидату исторических наук, управляющему директору информационного агентства "REGNUM", действительному государственному советнику РФ первого класса. Модест Колеров также - участник Ярославского форума.
* * *
"Демократии между собой не воюют" в мифологическом пространстве, где действуют воплощенные чистое добро и чистое зло. Только в сказках Дюймовочка и Русалочка тоже между собой не воюют. А если воюют, скажет вам такой теоретик, то тут же перестают быть дюймовочками и русалочками, иными словами, демократиями.
Нельзя даже сказать, что здесь перепутаны причины и следствия, типа, что мобилизующееся в целях ведения войны государство перестает быть демократией. В "теории демократического мира" вообще нет ничего, кроме комикса. А в комиксах, как в любых сказках и мифах, нет иерархии причин и следствий. Это простое черно-белое кино. К тому же немое.
В реальности нет никаких чистых и образцовых демократий. И клеймо демократии не помешало, например, Швеции вплоть до 1975 года принудительно стерилизовать политических противников, а Великобритании вплоть до 1955 года применять такую коммунистическую меру, как уравнительное распределение по потребительским карточкам. В 1938 году именно демократические Англия и Франция отдали демократическую Чехословакию на растерзание Гитлеру. Впрочем, теоретики "демократического мира" теперь могут отсчитывать начало "мирных демократий" с момента признания независимости Косова.
Бушистские "распространители демократии" ориентировались не столько на "теорию демократического мира", сколько на сочинения Редьярда Киплинга. Буш никогда не скрывал и не прикрывал сердцевины своей внешней политики – ее миссионерства. И хотя Обама пока более скрытен, разница между ними лишь в степени агрессивности миссионерства.
Нельзя исключать, конечно, что демократические режимы начинают в последние двадцать лет войны одну за другой, следуя именно "теории" Дина Бабста. Друг с другом им воевать нельзя, а против "недемократических" – можно. Да, собственно, и колонизация Америки через истребление индейцев тоже может быть изображена как "демократизация" недемократических дикарей.
Превращение внутренних проблем или конфликтов в государстве в предмет вмешательства того, что называет себя "международным сообществом", зависит исключительно от меры слабости государства. Если потенциальный ущерб от принудительного вмешательства "сообщество" сочтет неприемлемым – реального, не риторического, вмешательства не будет.
Речь идет, конечно, о реальном сообществе, а не о мифологичском – международном. Международного сообщества не существует. Это всегда псевдоним для глобальных блоков. И все международные (то есть единые глобальные) стандарты и даже усилия по утверждению единого международного права остались в прошлом. Фрагментация мира идет быстрее, чем мы это замечаем.
14.09.09
|