М.Идрисова: Хлопковое рабство в Туркмении - учителя и врачи в первых рядах 00:20 23.09.2009
Туркмения: хлопковое рабство
В условиях массовой безработицы, особенно на периферии, угроза лишиться работы и, соответственно, заработка - самый большой аргумент в пользу молчаливого и безропотного выполнения выдвигаемых администрацией требований...
Очередная осень на дворе. Туркменистанцы, в особенности работающие на госпредприятиях и в учреждениях горожане и поселковые жители, не любят это время года, ибо начинается сколь традиционная, столь и ненавистная хлопковая страда - период настоящей эксплуатации людей. В нынешнем сезоне им предстоит убрать более миллиона тонн "белого золота".
Справедливости ради следует затметить, что с приходом к власти Г. Бердымухамедова в Туркменистане законодательно запрещено привлекать школьников к сельхозработам. Этот закон действует второй год, и пока что никто из руководителей этрапов (районов) или школ не был замечен в нарушении президенского указа.
Однако по-прежнему осенняя мобилизация населения на хлопок отрывает тысячи людей от работы, семьи, привычных дел, меняет их планы, нервирует и, в конечном итоге, сказывается на самочувствии, здоровье. И это не удивительно!
Размещенные в походных условиях, вынужденные по 20-30 дней жить и работать с утра до вечера на открытом воздухе, люди разного возраста и физической кондиции попадают в стрессовое состояние и часто возвращаются домой больными.
Но это, по большому счету, никого не волнует. Администрации велаятских (областных) и этрапских центров требуют от руководителей предприятий и учреждений постоянно находить людей и отправлять их в дайханские объединения на подмогу арендаторам. Руководители в свою очередь идут на все, чтобы обеспечить нужное количество сборщиков, а профсоюзы, вместо того, чтобы защитить интересы работников, встают на сторону администрации и действуют тандемом против своих же сотрудников. В стороне от соблюдения законности находятся и правоохранительные органы страны.
Итак, люди отправляются на работу в поле. С собой везут раскладушки, постельные принадлежности, деньги и запас продуктов на несколько суток. Затем, когда деньги и захваченный с собой провиант, кончаются, хлопкосборщики вынуждены обходиться малым - тем, что им удастся заработать уже на хлопковом поле.
За каждый собранный килограмм сырца государство выплачивает арендатору, на чьем поле работают "добровольные" помощники, по 20 тенге - четырнадцатая часть одного доллара США. Из этих денег арендатор, по своему усмотрению, выплачивает сборщикам определенную сумму, но не больше, чем 10 тенге. Возмущенные такой откровенной эксплуатацией их труда горожане часто слышат от арендатора что-нибудь типа: "А я вас сюда не приглашал, вас пригнали, как овец, вот и терпите, а если не согласны на мои условия, то вообще ничего не получите. И куда хотите, туда и жалуйтесь!"
А жаловаться бесполезно, да и куда, кому? Гоударство само заинтересовано в том, чтобы как можно быстрее, причем людскими руками, собрать весь выращенный урожай. Поэтому присланные из городов и райцентров помощники стараются не обострять отношения с арендатором, а находить с ним общий язык. Такой компромисс иной раз приносит приезжим выгоду в виде дареной работодателем похлебки на обед или постоянно кипящего титана с водой у кромки поля, что немаловажно в конце сентября и октябре.
Особенно страдает от подобного положения интеллигенция - учителя, медики. Им особенно сложно мириться с произволом. Одна учительница, уже несколько лет живущая в России, написала своим коллегам в Туркменистан: "До сих пор не люблю осень, просто ненавижу! Как только наступает сентябрь, сразу в голове стучит: "На хлопок! На хлопок!" Я потому и уехала из Туркмении, что больше не могла терпеть этого насилия над собой и унижения…"
И на самом деле произвол со стороны администрации безграничен. Вопрос ставится ребром: если ты ничем серьезным не страдаешь, то безоговорочно едешь на хлопок; если же по состоянию здоровья не можешь собирать урожай, тогда вместо себя отправляй наемника, плати ему из своего кармана, а сам продолжай ходить на службу и выполнять свою работу в полном объеме; наконец, если ты не согласен на эти условия, то тогда пиши заявление об увольнении по собственному желанию.
В условиях массовой безработицы, особенно на периферии, угроза лишиться работы и, соответственно, заработка - самый большой аргумент в пользу молчаливого и безропотного выполнения выдвигаемых администрацией требований…
Однако в период хлопковой страды испытывают длительные дискомфорт и неудобства не только работающие на уборке хлопка люди, но и остающееся в городе или поселке население. Ведь нарушается привычный ритм работы таких учреждений, как почта, поликлиника, стопорится работа коммунальных служб, общественного транспорта, связи, то есть практически всей социальной инфраструктуры.
Страдает не только население, но и экономика регионов, так как всем отправленным на хлопок работникам по их месту службы сохраняется зарплата. Деньги, по сути, выплачиваются не за основную работу, которая, кстати, остается невыполненной, а совсем за другой, несвойственный этим людям труд.
Администрации этрапских центров на период страды сокращают работу базаров, которые в основном и кормят местное население. Бывали попытки повесить замок и на ворота велаятских рынков, например, в Дашогузе, что вызвало протест торговцев, вышедших на улицы города с требованиями вернуть им возможность торговать без каких-либо перерывов. Больше пока руководители велаята не испытывают судьбу…
Возвращаясь к закону, запрещающему использовать на сельхозработах детский труд, нельзя умолчать о том, что качество учебы на период страды, несмотря на присутствие детей в классах, резко снижается. Ведь на учителей закон не распространяется, и они по-прежнему отправляются на хлопок. Поскольку каждый учитель должен отработать не менее 20 дней, а остающиеся в городе педагоги, помимо уроков в своих классах, замещают отправленного на хлопок коллегу, то в итоге получается как всегда: дети всю первую четверть практически не учатся, а лишь отсиживают школьные часы. Нагнать пропущенный материал по всем предметам за оставшиеся три четверти не удается…
Недовольных в каждой среде немало, но люди боятся открыто демонстрировать возмущение, дабы не дать повода властям обвинить их в инакомыслии, клевете или, Боже упаси, измене родине! Между собой же люди часто задаются вопросами типа: "Почему работающих гоняют на хлопок, когда в стране столько безработных?! Могли бы привлекать этих людей к сезонному труду и оставить в покое работающих"; или: "Где все эти американские "Кейсы" и "Джон Диры", которых государство закупает десятками и сотнями? Почему вместо хлопкоуборочных машин в поле работает живая сила?!".
Но все эти вопросы так и остаются без ответа, потому что никто их не слышит, да если б и услышал, то ничего б не изменилось… Марьям Идрисова
|