"ЭК": Мы в очереди первыми стояли… Банковский сектор Казахстана весь год лихорадит 00:52 29.09.2009
Мы в очереди первыми стояли…
В нынешнем году банковский сектор нашей страны просто лихорадит – и не столько от последствий мирового финансового кризиса, сколько от скандалов, разоблачений и интриг. Главной интригой сезона, без преувеличения, можно считать процесс реструктуризации задолженности БТА Банка. Успешное согласование условий реструктуризации позволит банку избежать банкротства, а вхождение в его капитал в качестве стратега российского Сбербанка (который ждет, когда БТА договорится о реструктуризации), заметно упрочит шансы казахстанского банка на выживание.
Крах БТА Банка стал бы шоком для всей банковской системы РК. Неудивительно, что каждый шажок вперед в ходе переговоров с кредиторами вызывает большой резонанс на рынке и в массмедиа. Возможно, поэтому широкая аудитория склонна иногда переоценивать значение этих шажков. После того как БТА Банк сообщил о подписании с кредиторами меморандума о взаимопонимании с комитетом кредиторов, многие восприняли это как достижение долгожданной договоренности. Ничего подобного. Меморандум не имеет силы юридического обязательства. Окончательные решения будут приниматься в ходе дальнейших переговоров.
Итог переговоров пока неясен. С одной стороны, вряд ли кредиторы проявят большой интерес к предложениям вроде конвертации части долгов в акции или в длинные бумаги банка, перспективы выживания которого в ближайшие годы выглядят, мягко говоря, неочевидными. Предложения БТА, предусматривающие списание 8,2 млрд долларов долга (банк приостановил выплаты по долгам на сумму 10,3 млрд), тоже не радуют тех, кому задолжал банк. Кредиторы уже выдвинули свои встречные предложения, и они гораздо скромнее – по информации Vesti.kz, речь идет о списании 4,9 млрд долларов. С другой стороны, и банк, и кредиторы, безусловно, заинтересованы в достижении соглашения. Так что торг продолжится и может затянуться надолго.
Между тем время поджимает. Если на 1 июня нынешнего года регулятивный капитал банка составлял минус 7,6 млрд долларов, то на конец года, по независимым оценкам, он может составить около 11 млрд долларов (без рекапитализации). Некоторые участники процесса проявляют нетерпение – киргизская компания "Инвестмент Холдинг Компани" уже добилась принятия Верховным судом Кыргызстана решения, дающего ей право требовать выполнения долговых обязательств по еврооблигациям БТА Банка на 50 млн долларов. Теперь возможен арест бумаг киргизской "дочки" БТА. Бывший председатель правления БТА Роман Солодченко не преминул сообщить российским СМИ, что "для банка этот прецедент опасен тем, что он может повториться и в других странах". Кроме того, качество кредитного портфеля БТА с течением времени тоже не улучшается, а значит, банку придется все время увеличивать объемы провизий – и нынешний предправления Анвар Сайденов уже признал, что вопрос провизий – главный из тех, что остаются несогласованными между банком и кредиторами. Чем дольше затянется процесс, тем сложнее будет сторонам достичь тут компромисса.
Кажется, единственный, кто готов ждать – это Сбербанк. Российские банкиры в очередной раз отложили принятие окончательного решения о вхождении в уставной капитал БТА. Теперь дедлайн назначен на ноябрь. Сбербанку некуда торопиться – перед ним явно не тот актив, за который стоит сражаться. Тем более что в Казахстане уже достаточно активно работает его "дочка". А в случае если переговоры зайдут в тупик и БТА будет обанкрочен, Сбербанк сможет попытаться по дешевке приобрести развитую филиальную сеть БТА – единственное, чем сегодня может похвастаться бывший лидер нашего рынка.
А еще воленс-ноленс ждать придется казахстанским кредиторам БТА Банка. Их не пригласили в комитет кредиторов, с ними не обсуждаются варианты реструктуризации долгов. Это главным образом пенсионные фонды, рискнувшие в свое время вложить собранные деньги населения – наши с вами деньги – в бумаги БТА. Учитывая принцип равноправия всех кредиторов, отечественным игрокам ничего не останется, кроме как согласиться на условия, выработанные в ходе переговоров. Но в выработке решений они не участвуют. Те, кто решает – это иностранцы. А мы, прощенья просим, кто такие?
Редакционная статья "Эксперт Казахстан" №37 (228)/28 сентября 2009
|