Т.Ансари: Ракетный залп...по российской дипломатии. Испытание Ираном ракет малой дальности ставит Москву в непростое положение 00:58 29.09.2009
В Иране в рамках учений "Великий пророк - 4" прошла целая серия ракетных испытаний. Сначала на первом этапе учений под кодовым названием "Великий пророк - 4" состоялись успешные пуски ракет малой дальности класса "земля-земля" - "Тондар" ("Гром"), "Фатех-110" ("Победитель-110") и "Зальзаль" ("Землетрясение"). Затем Иран произвел ночные учебные пуски ракет среднего радиуса действия "Шахаб-1" и "Шахаб-2". Теперь же стало известно, что в Иране с успехом прошли испытания твердотопливной двухступенчатой ракеты "Саджиль-3". Как сообщает агентство AFP со ссылкой на иранское агентство FARS и англоязычный канал Press-TV, по официальным данным, максимальная дальность полета ракеты "Саджиль" класса "земля - земля", разработанной иранскими специалистами, составляет 2 тысячи километров. Как ранее сообщало Министерство обороны Ирана, баллистическая ракета "Саджиль" дальнего радиуса действия превосходит "Шихаб" по своим характеристикам.
NEWSru Israel, в свою очередь, отмечает, что тактико-технические характеристики "Седжиль-3" неизвестны. По данным иранских СМИ, эта ракета обладает более высокой точностью и дальностью, чем ракета "Саджиль-2", испытанная в ноябре 2008 года. По оценке западных экспертов, ракета "Саджиль" не похожа на северокорейские, российские, китайские или пакистанские ракеты подобного типа, и не исключено, что Иран находится на пути к созданию собственной межконтинентальной баллистической ракеты. При этом в Тегеране заявляют, что ракеты "Саджиль" являются только средством обороны.
Иранские учения завершатся запуском самых мощных иранских баллистических ракет "Шахаб-3". Ракеты "Шахаб-1", "Шахаб-2", "Шахаб-3" и ракеты малой дальности типа "Фаджр" ("Рассвет") имеют разделяющиеся боеголовки, но обладают большим радиусом действия и могут достичь территории Израиля.
Как заявил "Интерфаксу" генерал-лейтенант Николай Родионов, в свое время занимавший важный пост в системе предупреждения о ракетно-ядерном нападении, российские средства предупреждения о ракетном нападении контролировали ракетные пуски, которые в понедельник осуществил Иран, причем это было сделано при помощи радиолокационной станции, расположенной в азербайджанской Габале. Как отметил генерал, иранские ракеты средней дальности способны достигать территории России примерно до Саратова.
Однако, как подчеркивают эксперты, ударить по России Иран решится вряд ли. И куда более весомая опасность для России заключается в другом: иранские учения и ракетные пуски прошли вскоре после того, как для мировых СМИ главной новостью стало решение США отложить развертывание в странах Восточной Европы третьего позиционного района ПРО. Лидеры Польши и Чехии не скрывали обиды, в США давали понять, что решение это принято не под давлением Москвы и не в результате этакого "торга" с ней, а исходя из сугубо военно-технических реалий: просто новая система оказалась куда хуже "корабельной". Но большинство экспертов были уверены: Россия добилась от США уступок по ПРО в обмен на сближение с США в вопросе Ирана. А здесь поддержка России для Вашингтона весьма желательна. В особенности на фоне нынешнего обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы. В конце минувшей недели стало известно, что власти Ирана направили конфиденциальное письмо генеральному директору Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммеду эль-Барадеи, где сообщили, что в стране имеется второй завод по обогащению урана.
На Западе это сообщение вызвало понятное возмущение. Как передает Би-би-си, на которое, в свою очередь, ссылаются "Новые Известия", президент США Барак Обама в своем телеобращении заявил, что "новые сведения подтверждают тревожную тенденцию со стороны Ирана по сокрытию информации по своей ядерной программе". Однако он остался при своем мнении, что "иранскую проблему" можно решить только с помощью дипломатии. Глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что его страна тоже будет искать дипломатические пути выхода из этого кризиса, но не исключил и силового метода решения проблем. Представители Израиля тоже отказались исключать возможность проведения военной акции против Исламской Республики и потребовали от мирового сообщества реальных и результативных действий.
На этом фоне президент Франции Николя Саркози напомнил, что на запланированных на 1 октября переговорах Иран должен рассказать абсолютно все о своей ядерной программе. В противном случае против Ирана должны быть применены международные санкции. "Мы не должны позволить Ирану выиграть время, пока работают центрифуги - цитируют его "НИ". - Если до декабря иранские лидеры не изменят кардинально свою политику, должны быть приняты санкции. Это вопрос мира и стабильности".
В Тегеране в ответ огрызаются: Махмуд Ахмадинеджад пригрозил, что оказывать давление на Иран по поводу его ядерной программы - большая ошибка, и заявил, что, дескать, "Израиль не посмеет напасть на Иран", а "иранский народ способен себя защитить".
На этом фоне заявление президента РФ Дмитрия Медведева: "Санкции редко приводят к продуктивным результатам, но в некоторых случаях они неизбежны" - сделанное после встречи с Бараком Обамой, где обсуждался иранский вопрос, многие, в том числе британская The Financial Times, расценили как признак того, что Москва ужесточает свою позицию. The Wall Street Journal, однако, полагает, что в области санкций Медведев оставил себе простор для маневров: более жесткие заявления России, возможно, не повлекут за собой ужесточения действий в отношении Ирана. Наблюдатели подметили, что на прошлой неделе премьер-министр Путин не сказал ни слова о санкциях в отношении Ирана. Да и Медведев употребил более мягкие выражения, чем его западные коллеги. Добавим от себя: признавая, что в некоторых случаях санкции неизбежны, Медведев говорит о том, что Ирану надо создать "комфортные условия для сотрудничества". То есть за "кнут" или "пряник" выступит в конечном итоге Москва - это еще вопрос.
Но в такой непростой ситуации серия испытаний иранских ракет может сыграть ключевую роль. Прежде всего и история со вторым ядерным заводом, о котором разведка уже докладывала, и ракетные пуски - это не только "информация к размышлению", насколько серьезную опасность для соседних стран представляет Иран, в особенности при непредсказуемом руководстве, но и весьма красноречивый ответ на вопрос, искать примирения с мировым сообществом или продолжать конфронтационный курс намерены в Иране. Но самое главное, что эти действия Тегерана не могут не возыметь вполне понятного эффекта на уровне общественного мнения. У специалистов, конечно, может быть свое мнение относительно шахтной ПРО или системы "Иджис", но для большинства обывателей иранские пуски стали весьма красноречивым аргументом, что от европейской ПРО Вашингтон отказался слишком рано. А Россия своих обязательств явно не выполняет. На этом фоне у Барака Обамы по сути нет иного выхода, кроме, как добиваться на переговорах достаточно жестких санкций в отношении Ирана. Где уже многое будет зависеть от позиции России. Которой придется или прилюдно "сдавать" Иран, или же получить от США вполне понятный "ответный жест".
Т.АНСАРИ № 177(2138) Вт., 29 Сентября 2009
|