А.Моджумдар: Ситуация на севере Афганистана выходит из-под контроля 08:56 29.09.2009
АФГАНИСТАН: ГУБЕРНАТОР ПРОВИНЦИИ БАЛХ БЬЕТ ТРЕВОГУ ПО ПОВОДУ СИТУАЦИИ НА СЕВЕРЕ АФГАНИСТАНА
Когда в 2004 году президент Афганистана Хамид Карзай назначил генерала Атта Мохаммада Нура губернатором северной провинции Балх, этот шаг главы государства был, похоже, продиктован желанием ограничить влияние самого влиятельного на тот момент военачальника на севере Афганистана – Абдула Рашида Дустума.
Теперь ситуация на севере страны изменилась с точностью до наоборот: судя по предвыборной кампании в президенты, Дустум превратился в доверенное лицо Карзая, а Атта – в силу на севере страны, с которой необходимо считаться. Атта принялся открыто критиковать администрацию Карзая. Различие между двумя этими людьми подчеркивает и тот факт, что губернатор провинции Балх является решительным сторонником основного соперника Карзая на выборах – Абдуллы Абдуллы. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].
Сдвиг в политической позиции Атты отражает не просто его изменившиеся личностные пристрастия, он символизирует собой перемены, произошедшие в последнее время на севере Афганистана, многие из которых ускользнули от внимания международного сообщества.
Самым существенным из этих событий определенно является ухудшение обстановки в сфере безопасности. Долгие годы северные районы Афганистана считались самой безопасной и стабильной частью страны. Под управлением Атты – которого многие считают умелым, правда, несколько авторитарным руководителем – в провинции начали происходить определенные подвижки в плане экономического развития: провинция первой искоренила выращивание опийного мака на своей территории. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].
Однако в последние месяцы все немногочисленные достижения провинции Балх оказались под угрозой. Хотя сама по себе провинция по-прежнему остается мирной, в окружающих ее районах, особенно в провинции Кундуз, нарастает обстановка насилия. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].
В интервью, данном EurasiaNet в своем офисе в Мазари-Шарифе, Атта отметил, что центральное правительство не торопится реагировать на растущую угрозу. "Я предупреждал центральные власти и международное сообщество на протяжении последних трех лет, – подчеркнул он. – Небезопасная обстановка сложилась в Кундузе, особенно в Чахар Дара, и в Баглане. Три года я твержу правительству о талибах, но меня не слушают. Ситуация распространилась на Бала-Мургаб [район в провинции Бадгис] и Фаряб. И теперь все это превратилось в большую проблему. Правительство же ничего не предпринимает".
По словам губернатора, его внутриполитические противники, особенно сторонники группировки "Хизб-е-Ислами", сотрудничают с талибами, поставляя оружие исламским боевикам, преследуя цель ослабить власть губернатора в провинции Балх. "Они поставляют оружие в районы Чахар Болак, Чимтал и Шолгара", – говорит Атта. Хотя независимые эксперты по вопросам безопасности и отмечают, что не располагают доказательствами, подкрепляющими заявления Атты, они все сходятся во мнении, что благодаря целому ряду факторов обстановка в области безопасности на севере страны изменилась в худшую сторону. По мнению некоторых из них, насилие в этих районах связано главным образом с желанием людей отомстить за прежние страдания. Так, например, пуштуны, пострадавшие от репрессий со стороны таджиков, узбеков и других представителей построенного по этническому принципу ополчения после падения талибов в 2001 году, теперь жаждут возмездия.
Боевики вновь набравшего силу движения "Талибан", которое за последний года особенно активизировалось на территории Афганистана, видят, что недовольные представители пуштунского сообщества на севере страны оказались восприимчивы к их идеям. В отличие от юга страны, где в антиправительственном противостоянии пуштуны идут против пуштунов, противоборство на севере Афганистана разворачивается главным образом между пуштунами и таджиками – доминирующей этнической группой данного района. По мнению экспертов, в формировании неспокойной обстановки на севере дестабилизирующую роль играют именно межэтнические элементы. "Недовольство на местах может набирать обороты до бесконечности", – считает один аналитик, попросивший не называть его имени.
Представители непуштунских групп на севере все больше и больше разочаровываются наблюдаемой у центральных властей и международного сообщества тенденцией уделять непропорционально большое внимание и ресурсы южным областям страны. Атта с сожалением отмечает отсутствие инвестиций в его провинцию. Другие местные политические лидеры тоже предостерегают, что дальнейшее игнорирование региона может привести к серьезным стратегическим последствиям.
"Правительство должно продумать шаги по обеспечению экономической помощи молодежи, чтобы она не вступала в антиправительственные группировки", – говорит Насреддин Мохсени – один из руководителей партии шиитской общины Хазара "Хизб-е-Вахадат-е-Ислами". Партия Мохсени поддерживала на выборах Карзая, главным образом потому, что ее руководитель Карим Халили является вице-президентом страны. При всем при этом Мохсени считает Атту "хорошим губернатором".
В ближайшие месяцы, по мере углубления стратегического значения региона для американских и натовских сил, насилие на севере страны будет идти по нарастающей. Стратеги из Пентагона превращают этот район в одну из главных транспортных артерий доставки военных грузов в Афганистан по территории Центральной Азии. Северная сеть поставок, как ее называют, уже привлекла внимание движения "Талибан". [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Похоже, что нападения на эту транспортную артерию будут набирать обороты точно так же, как это происходит с главным существующим маршрутом по территории Пакистана. Один из главных маршрутов этой артерии проходит через провинцию Балх, где целью талибов может стать узкое ущелье в районе Холм.
По мере углубления неясности в своем собственном регионе Атта сохраняет себе пространство для маневра в отношении Хамида Карзая. В последнее время он несколько смягчил критику в адрес лично президента, хотя и продолжает критиковать политику его администрации. "Я уважаю его, – заявил Атта о Карзае. – Но вокруг него, в его команде, ощущается определенная слабость. Они не преуспели в борьбе с коррупцией, они не смогли искоренить выращивание опийного мака. Они не сумели добиться необходимой поддержки со стороны международного сообщества".
Говорят, что представители высших эшелонов афганских силовых структур работают над улучшением отношений между Атта и Карзаем. Способность северных районов Афганистана сдержать рост активности талибов получит большое подкрепление в случае если Атта и Карзай сумеют положить конец своей вражде. "В Афганистане никто не сжигает мостов, – с мрачной усмешкой отмечает один западный дипломат. – Все будет зависеть от того, какое поступит предложение".
От редактора: Аунохита Моджумдар является независимым индийским журналистом. Проживает в Кабуле. Последние 19 лет занимается освещением событий в южноазиатском регионе.
23.IX.2009
|