С.Чериков: Кыргызстан. Трудный поиск собственного пути 19:04 05.10.2009
Трудный поиск собственного пути
Политику государства критикуют все. Некоторые это даже превратили в хобби, поскольку так удобно и видно - сразу заметят и оценят. Ладно бы, если власть ругал простой аильчанин или сантехник, которые на это имеют полное право, поскольку власть за все в ответе. Так народ был приучен.
Но когда поток гневной, но беспредметной критической тирады звучит из уст политиков, имеющих не один диплом, становится грустно. Видимо, им недосуг задуматься и осознать исключительность переживаемого ныне времени, и тем более - ответственно и профессионально вникать в суть проблем. Нельзя сказать, что Кыргызстан переживает нечто, подобное апокалипсису. Но то, что идет крушение старых стереотипов, что является началом коренной ломки в сознании граждан, - это факт.
Дело, по большому счету, в том, кто как это воспринимает и осознает, а это зависит от уровня восприятия событий конкретным индивидом. Уровень нынешнего кыргызского общества весьма неустойчив из-за того, что идет - опять-таки - ломка старого, а новое приживается с большим трудом. Старые стандарты уже не способны переварить масштабы, молниеносность, насыщенность ныне происходящего и, тем более, - предупредить события.
Шутка ли, ведь Кыргызстан впервые за многие века получил настоящую государственную независимость, суверенную территорию, самостоятельно ведет собственную внутреннюю и внешнюю политику. И все это в парадоксальных условиях перехода от ...социализма к капитализму, хотя, по логике вещей, все должно быть в обратном порядке - от капитализма к социализму.
Ожидать от кыргызов, в укладе жизни и менталитете которых все еще сильны феодально-патриархальные традиции, что результатов демократических реформ удастся добиться в одночасье - наивно. Простому кыргызу, все еще остающемуся советским и совсем недавно ничего не державшему в руках в условиях коллективной собственности, за каких-то пятнадцать лет трудно сделаться рачительным капиталистом, а демократом - тем более.
В суматохе жизненных коллизий и калейдоскопе доселе невиданных перемен многие забывают простую истину, что борьба нового со старым легкой не бывает, что мы ежедневно видим на примере конкретных событий и драм последних лет. Кыргызстан переживает, можно сказать, одну из самых драматических страниц в своей новейшей истории, и во многом правы те, кто говорит, что в этой драме мы можем потерять суверенитет и территориальную целостность. Не из-за козней или злого умысла каких-то внешних врагов, а из-за собственного же неумения и безответственности, отсутствия цементирующей идеи и выверенной идеологии, и, как бы это печально ни звучало - национального бездушия.
Как иначе объяснить вопиющее разгильдяйство и мракобесие в отношении национального богатства, коим прежде всего является человек, а также душевную черствость друг к другу - речь об отсутствии элементарной бережливости и культуре взаимоотношений. В подобной ситуации не приходится удивляться, что зачастую даже ерундовые бытовые вопросы граждане вынуждены решать с помощью кулаков, ножа или - обращаясь лично к президенту.
Предвижу контрдоводы: а что делает государство, госслужащие, чиновники разного ранга? Ведь вся эта армия служивых живет за счет налогов населения. Довод безотказный, и возразить тут почти нечего. Сплошь и рядом все видят чиновничий беспредел, повсюду - отвратительный запах трайбалистской гнили, махровым цветом расцвела коррупция. И что же, ежесекундно все это будем констатировать и будем довольны?
Элементарная логика подсказывает, что надо что-то делать, действовать и продвигать. Пусть ценою ошибок, неудач и жертв - не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Что касается критики, то, переиначив известную пословицу, можно сказать: на то и оппозиция, чтобы чиновники не дремали. И еще: каков поп, таков и приход, то есть, какая власть, такая и оппозиция.
И не надо в критиках, то есть, оппозиционерах, усматривать злейших врагов, готовых, не щадя живота своего, бороться лишь за искомое чиновничье кресло. Просто как в чиновниках, так и в господах-оппозиционерах взыграла испорченная кровь предков: в кои-то времена появилась возможность обустроить личную жизнь, удовлетворить бьющие через край амбиции и овладеть каким-никаким титулом, то есть, стать болушем (волостным главой), ыстарчыном (волостным старшиной), казы (судьей), а лучше - ханом или падишахом. В одночасье избавиться от худших сторон национального менталитета невозможно, нужны кардинальные перемены.
Что и пытается сегодня осуществлять власть второго президента. Я не сторонник подпевания государственной политике вообще - грош цена таким журналистам. Позволю себе повторить банальную истину, что когда журналист безоглядно воспевает, подобно придворному поэту-акыну, правителя, и в удобном для власти стиле комментирует каждый жест главы государства и правительства, то это - не журналист. Журналист в этом человеке умер, и он превратился в обычного подпевалу.
Но в то же время вынужден заметить, что многие мои коллеги, ранее вроде бы хорошо писавшие и грамотные, сегодня вырождаются в более опасную, чем самые отъявленные радикалы и экстремисты, породу корпоративных служак. Именно таких описывал Михаил Зощенко в своем рассказе "Чье кушаю, того и слушаю". Хотя классик говорил о пленном немецком солдате, вынужденном слушаться всех приказов и желаний противной стороны, прототипы его образа всплывают и сегодня, в мирное время, только в роли грозного ППШ и трехгранного русского штыка ныне выступают сомы и доллары. И выродились многие коллеги в бедующих бандитов, сеющих страх и неверие в согражданах.
Могут возразить - мол, жизнь такая пошла, выживать-то надо. Да, так удобно. Но смею возразить, что жизнь тут мало при чем. Просто конкретный журналист еще раньше, можно сказать, образом своей жизни и мышления поставил себя в холопское положение. А выветрить холопское в холопе, как известно, - задача почти неразрешимая. Поскольку нет свободы духа. Как это ни смешно и противно, сегодня само понятие "свобода" тоже обретает искаженный смысл - под свободой духа, особенно у молодежи, понимается в основном отъявленная аморальность или транссексуальность.
Прошу прощения у читателя за то, что немного отошел от темы. Надеюсь, тем не менее, что меня поймут. Просто такой штрих нужен для полноты картины нынешних нравов и понимания того, в каких условиях государству приходится жить и действовать. Ведь чиновник, будь он хоть семи пядей во лбу, и, тем более, если он морально безоружен, сделать что-либо во благо не может, так как сам является носителем социального зла. Задача власти и госаппарата - распознать в своих служивых это зло, и метлой вымести из своих рядов его носителей. А дворники-то кто? В этом и вся загвоздка трудностей реформы госуправления.
Объявленный президентом Курс на обновление страны следует рассматривать именно в таком ракурсе - со всеми преимуществами и недостатками. Уж хотя бы в том заслуга Курманбека Бакиева и его политтехнологов, что они наконец-то заставили общество встряхнуться и оглядеться. В таких случаях, как известно, со всех сторон раздаются разные голоса - доброжелательные, критикующие, а то и негодующие. Исходя из кыргызских реалий, ко всем этим "трем источникам" голосов следует прислушиваться критически, иногда - философски.
Под маской доброжелателя может прятаться обыкновенный подхалим и холоп душой; критики тоже бывают разные - одни верно отмечают недостатки и что-то предлагают, другим - лишь бы покритиковать. Особый класс составляют негодующие. Как бы они ни рядились, главным их мотивом является жгучая обида за собственную упущенную возможность проявить себя. И не где-нибудь, а пренепременно во власти и возле тела первого лица. Мне хорошо знаком этот тип людей.
Между тем, при внимательном и непредвзятом знакомстве с Курсом, основные пути реформирования страны отмечены грамотно и неординарно. Возможно, скорее всего, именно неординарность подхода к проблемам и пути их решения и вызвали шквал негодования отдельных критиков, привыкших кому, что до этого наверху все разжевывали и спускали готовые инструкции для беспрекословного исполнения без раздумий, а официальные идеологи пытались иезуитски обходить острые углы, умалчивать о проблемах, особенно в национальном масштабе. А в Курсе от чиновников требуется шевелить мозгами.
У некоторых негодующих гнев вызвал даже термин "национальные интересы", и, в особенности, то, что это понятие прозвучало из официальных уст на самом высоком уровне. Сие тоже можно понять как издержки тоталитарного мышления, согласно которому само слово "национальное" было под строгим негласным запретом.
Кыргызстан сегодня вступил в решающую фазу реформ. Реформируется не какое-либо заурядное предприятие, а само государственное управление, рабоче-крестьянски говоря, ликвидируется гидра старой власти, можно даже сказать, что власть сама себя собирается резать по живому. Однако факт, что уходят в небытие отжившие свой век структуры на самом верху. Во всяком случае, так заявлено. Теперь дело за исполнителями.
Садырбек Чериков 05.10.2009
|