В Иерусалиме, на деньги Льва Леваева, восстанавливают старинное кладбище бухарских евреев 16:46 06.10.2009
Русский Туркестан в Иерусалиме: подняты старинные могилы
На рубеже 19-20 столетий в Иерусалиме существовал уникальный среднеазиатский анклав со своими базарами, типографиями и даже виллами тогдашних олигархов. Турки считали его жителей агентами России. Теперь их могилы восстанавливают на одном из древнейших в мире еврейских кладбищ. В канун праздников Рош ха-Шана (Новый год) и Суккот завершился первый этап реконструкции старинного кладбища евреев Средней Азии на Масличной горе в Иерусалиме. В 19-ом – начале 20-го столетия здесь были захоронены около 1000 бухарских евреев, приехавших в Иерусалим из Самарканда, Бухары, Коканда и Намангана.
Практически все могилы бухарского кладбища были разрушены в 1966 году, когда эта часть Святого города находилась под властью Иорданского королевства. Уничтожению подвергся именно данный участок из-за его географического положения – по захоронениям бухарских евреев была проложена дорога из Иерихона. Здесь же иорданцы собирались воздвигнуть бензозаправочную станцию. Останки усопших часто выбрасывались на свалку, надгробные плиты выкорчевывались и использовались затем в качестве строительного материала. Из этих камней мостили дороги, возводили казармы близ деревни Аль-Азария и, там же, выкладывали пол в армейских туалетах. Уже после объединения Иерусалима под юрисдикцией Израиля, разрушения продолжались. Во время интифады "Аль-Акса" многие чудом уцелевшие надгробья были осквернены палестинцами, часть из них была полностью разрушена в результате незаконного возведения арабами хозяйственных и жилых строений прямо на территории кладбища. В 2003-2005 годах, в бытность Натана Щаранского министром по делам Иерусалима, он подготовил план по установлению государственного контроля над этим старинным кладбищем (где евреи стали хоронить своих усопших еще во времена Первого Храма), с реконструкцией разрушенных захоронений. Стоимость проекта составляла 91 млн. шекелей, в связи с чем он так и не был одобрен министерством финансов.
Реставрация бухарского участка началась более года назад, по инициативе потомков некоторых известных деятелей этой общины. Главным спонсором выступил Всемирный конгресс бухарских евреев. Средства на реконструкцию и перезахоронение останков были выделены при личном участии президента этой организации Льва Леваева. Помощь в проведении работ оказывали муниципальные власти столицы, государственное Управление по развитию Иерусалима и "Хевра Кадиша". В результате была восстановлена треть разрушенного бухарского участка кладбища на Масличной горе. Всемирный конгресс бухарских евреев планирует в дальнейшем продолжить реставрационные работы при более активной поддержке государства и частных спонсоров.
Реконструкция бухарского участка кладбища на Масличной горе возрождает память об уникальной колонии выходцев из Средней Азии в Иерусалиме, "золотой период" в истории которой пришелся на конец 19-го – начало 20-го столетий. Ее представители не только сохраняли, но сумели обогатить культурное наследие евреев Туркестана, в частности развивая книгопечатание в собственных типографиях. Они придерживались национальных традиций, воспроизвели на Святой земле повседневный быть еврейских общин Самарканда и Бухары и пользовались родным диалектом персидского языка. При этом переселенцы из Средней Азии поддерживали постоянную связь с родиной и пользовались финансовой поддержкой оставшихся там соплеменников.
Переселенцы из Средней Азии в Иерусалиме, конец 19 в. Первые бухарские евреи стали прибывать в Святой город в 20-х годах 19-го столетия. То были в основном паломники и дети богатых родителей, приезжавшие сюда на учебу в сефардских религиозных школах. В большинстве своем они возвращались обратно. Их численность не превышала десятков, поскольку путь из крупных центров Средней Азии в эту часть Оттоманской империи длился от четырех месяцев до полугода и был сопряжен со всевозможными трудностями, лишениями и опасностями.
Ситуация кардинально изменилась после постепенного покорения большей части Средней Азии Российской империей в 1851-76 годах. В результате данный регион был включен в систему международных современных коммуникаций и торговли. Особое значение имела прокладка в 1880-99 годах Закаспийской железной дороги, связавшей города Средней Азии, в частности Самарканд и Ташкент, с внутренними районами Южной России, а также с приграничными областями Оттоманской империи на Кавказе (через железнодорожные пути и Каспийское море). В результате продолжительность поездки из Средней Азии до Иерусалима сократилась до нескольких недель.
Как следствие в 80-х годах многие бухарские евреи стали переселяться в Святой город, порой целыми семьями. Этот процесс приобрел еще более массовый характер в течение первого десятилетия 20-го века. Причиной тому послужили обострение межрелигиозных и межэтнических противоречий в Туркестанском крае, а также растущий политический хаос по всей Российской империи. Знаковыми событиями стали восстание против русских 1898 года в Ферганской долине, сопровождавшееся всплеском религиозных настроений мусульманского населения, а также Первая революция 1905 года. На этом фоне, как и сто лет спустя, российские олигархи -крупные торговцы из числа бухарских евреев ощущали всю большую неуверенность в завтрашнем дне и спешили обзавестись "запасным плацдармом" на случай эмиграции. Это способствовало формированию бухарской колонии в Иерусалиме, так как многие состоятельные евреи Самарканда, Бухары, Коканда, и Ходжента выделяли на обустройство поселенцев немалые средства, сами приобретали в Святом городе земельные участки и возводили здесь раскошены виллы. Показателен пример крупного торговца текстилем из Коканда (Ферганская долина) Элишы Йегудаева. В 1905-1914 годах он построил в Иерусалиме настоящий дворец, названный в честь хозяина. Причем сам владелец переселился сюда лишь после Октябрьской революции 1917 года.
В начале 90-х годов 19 века численность бухарских евреев в Святом городе уже достигала 500 человек, а перед Первой мировой войной возросла до 1500 (менее крупная община переселенцев из Средней Азии к тому времени сформировалась и в Яффо). В 1896-1900 годах к ним стали присоединяться представители родственных по культуре и языку еврейских общин из Северо-восточного Ирана и Афганистана. Причем на новом месте они селились рядом с евреями из Русского Туркестана.
Первоначально выходцы из Средней Азии обосновывались внутри старой части Иерусалима, преимущественно в квартале "Нахалат Шива". В 1890 году они создали собственный квартал за пределами Старого города, получивший название "Реховот". То был первый район Иерусалима, построенный по европейскому типу. Его строительство проводилось при участии немецкого архитектора Конрада Шика, нанятого богатыми евреями из Средней Азии. В начале 20 века в "Реховоте" уже было сконцентрировано большинство выходцев из Русского Туркестана, осевших к тому времени в Иерусалиме.
Не случайно, турки рассматривали этот квартал как, чуть ли, ни региональный оплот Российской империи. Тем более значительная часть его жителей сохраняла российское подданство. В свою очередь, колониальная администрация Туркестанского края относилась к бухарским евреям с не меньшим подозрением, особенно к тем, кто поддерживал постоянную связь с Иерусалимом.
Бухарский базар в Иерусалиме, начало 20 в. С обострением противоречий России и Оттоманской империи бухарские евреи в Святом городе оказались в затруднительном положении, особенно после того, как власти Средней Азии запретили в 1911 году собирать пожертвования для иерусалимской общины. Ситуация усугубилась еще больше с началом Первой мировой войны в 1914-м. Жители квартала "Реховот" оказались отрезаны от соплеменников в Туркестане и как следствие практически лишились средств к существованию. Но на том их беды не прекратились: вскоре турки выслали всех мужчин, подданных Российской империи, в Египет. В "Реховоте" остались дети, женщины и старики. Лишенные почти всяких средств, они страдали от голода и болезней. За время войны умерли 700 жителей квартала. В результате он пришел в упадок и запустение. Теперь об уникальном островке Средней Азии в Иерусалиме напоминают лишь несколько сохранившихся строений в Старом городе, да старинные надгробья на Масличной горе.
При подготовке публикации были использованы материалы исследований израильских историков Гиоры Фузайлова и Дрора Вермана.
06.10.2009 12:25 Михаил Фальков
|