С.Чериков: Ты - чиновник, я - шахид. Как это делается в Кыгызстане 11:08 08.10.2009
Как это ни печально, и кощунственно не звучит, но терроризм сегодня превратился в почти непременную атрибутику современной жизни ряда государств и народов. Публичные теракты и устранение неугодных людей становится методом своеобразного "диалога" противостоящих сторон. Ныне никто не застрахован от внезапного взрыва близко стоящей или проезжающей машины, или от того, что идущий рядом человек вдруг окажется камикадзе. Никакие бронированные лимузины, сверхбдительные телохранители, сторожевые собаки и оснащенные самой крутой видеотехникой высоченные заборы практически не спасут ставших мишенью террориста политика или бизнесмена, а то и целую организацию. Хотя ситуация требует адекватного и эффективного противодействия в целях недопущения дальнейшей эскалации терроризма.
Террор атакует государство
Сначала немножко статистики. К началу ХХI века более чем в 70 государствах насчитывалось около тысячи групп и организаций, использующих в своей деятельности террор как метод "диалога" с неугодными. Терроризм и экстремизм все больше угрожают функционированию государства и их граждан, влекут за собой серьезные политические, экономические и моральные последствия, оказывая при этом сильное и своеобразное психологическое воздействие на население, уносят жизни многих людей.
В последние годы террористическая деятельность расширяет свои масштабы, меняется и рационализируется их характер, они становятся более изощренными, разнообразными по форме, выборе объектов и целей. В одночасье снесенные с лица земли в сентябре 2001 г.башни-близнецы в Нью-Йорке вошли в мировую историю беспрецедентными по замыслу и количеству жертв и характеру воздействия терактами на умы людей. Купающаяся в сверхьроскоши и славе неуязвимости Америка содрогнулась… Современный терроризм отличает циничность и жестокость их исполнения. Беда в том, что жертвами террористов чаще всего становятся люди, не имеющие никакого отношения к конкретным политическим событиям. Плюс ко всему, террористы все больше обращаются к нетрадиционным средствам, меняются и целевые установки: зачастую теракты не сопровождаются выдвижением политических требований, взятием ответственности за их совершение. Подобные акции устрашения, наряду с большим числом жертв и бессмысленностью их совершения, вызывают у людей неверие в способность властей контролировать ситуацию, сеют в них панику и сомнения в обеспечении государствами безопасной жизни своих граждан. Такая цель, например, была достигнута после чудовищных террористических актов 11 сентября 2001 г в США. После чего американцы впервые почувствовали неуверенность в могуществе своего государства и правительства.
Остается лишь добавить, что современная террористическая организация имеет своих духовных наставников, обладает собственной идеологией и стратегией действий, сложной организационной структурой, располагают немалыми ресурсами. Имея такие возможности, террористы уже активно вмешивается в политическую жизнь страны.
Антиглобалисты против террора
Специалисты называют нынешний небывалый всплеск терроризма следствием глобализации и во многом они правы. Как это ни странно, по мнению многих аналитиков и экспертов, а также исследующих природу терроризма ученых, в первых рядах борцов против терроризма стоят антиглобалисты. Которые считают, что нивелирование всего и вся под одну, западную, копирку в угоду интересам транснациональных корпорация, смывание у людей нравственных ценностей и гуманистических начал есть причина всех бед планеты, в том числе – нынешнего мирового кризиса. С этим трудно не согласиться. В то же время сам процесс глобализации развития, его противоречия, экономические кризисы становятся питательной основой современного международного терроризма. Повсюду наблюдается сращивание криминального мира с миром политики, криминал врывается в национальную и религиозную сферу. Примеры Афганистана, индийских штатов Джамму и Кашмир, Таджикистана, Косова, Чечни, Ближнего Востока, действия стоящих за ними влиятельных игроков и спонсоров показывают, что современный терроризм способен провоцировать и вести локальные войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах.
Условия для проявлений терроризма возникают и в современном Кыргызстане. К внутренним причинам могут быть отнесены борьба за передел собственности и политическую власть, за изменение роли государства в сторону трайбалистских тенденций из-за роста коррупции во многих сферах жизни; сращивание организованной преступности с государственной службой. События последних лет в республике, нашумевшие громкие преступления, связанные с убийством ряда видных госчиновников, гибель религиозного авторитета на юге страны свидетельствуют, что терроризм превратился в угрозу не только национальной безопасности Кыргызстана, но и для ее территориальной целостности.
Международный терроризм Кыргызстану угрожает близостью конфликтных стран, таких, как Афганистан и Пакистан, а также неспокойного Синцзян-Уйгурского автономного района Китая. Как известно, после активизации боевых операций США и его союзников, а также пакистанской армии против талибанов и "Аль-Каиды" в приграничных с Пакистаном районах Афганистана, вытесненные оттуда банды международных террористов группами просачиваются в сопредельные страны СНГ, в частности – в Таджикистан, а оттуда намереваются прорваться в Ферганскую долину. В связи с чем, Кыргызстан и принимает меры по усилению защиты южных рубежей.
Между тем, известно, что террористы не смогли бы столь успешно и результативно распространить свою идеологи, если бы в определенном регионе и конкретной стране для этого не имелась благоприятная почва. К примеру, исследователи терроризма отмечают факторы, которые способствуют втягиванию в террористические организации местного населения, включенных в них случайным или насильственным образом, т.е. не по идейно-политической причине. Это террористы-наемники, зомбированные исполнители, лица с психическими отклонениями, а также люди, просто запутавшиеся в жизненных неурядицах. Большинство из них втягиваются в террористические организации по социально-экономическим причинам. Экономический кризис ущемил интересы средних слоев населения, доведя их до глубокого обнищания, резкого снижения уровня жизни. Особенно незащищенной оказалась молодежь, среди которой безработица гораздо выше в силу низкой ее квалификации. Маргинализация большей части населениям тоже способствует усилению различных форм социального протеста, которые со временем переходят в насилие, включая и терроризм. Такова ценя чиновничьего бездушия, бюрократии к проблемам населения и откровенного саботажа государственных программ со стороны госаппарата.
Криминализация общества, происходящая за счет формирования организованной преступности и различных видов преступного бизнеса, коррупции государственного аппарата, установления зависимости от преступных сообществ значительной части предпринимательства, включения в противоправные отношения широких слоев населения ради выживания - все это формирует социальную и идеологическую базу терроризма.
Синдром привыкания
Между тем, ряд экспертов и исследователей отмечают явную тенденцию психологического привыкания населения к террористическим актам, восприятия взрывов, исчезновению известных людей, разборок между конфликтующими преступными группами за сферы влияния как неизбежное. Подобное "привыкание" ослабляет восприятие остроты общественной опасности подобных деяний. Сегодня можно констатировать, что кыргызское общество продолжает довольно пассивно относиться к насилию вообще и проявлениям терроризма в частности. Это можно наблюдать на примере нашумевших политических и криминальных заказных убийств последних лет. Следует отметить, что терроризм в кыргызстанском исполнении все более принимает современный характер и перенимает опыт международного терроризма. В частности, используется многоступенчатый метод ликвидации неугодных лиц, где роли на каждом этапе подготовки и совершения убийств достаточно продуманы. К таким видам террора в Кыргызстане можно отнести убийства высокопоставленных милицейских чинов Чыныбека .Алиева и Анвара Алиева, депутатов парламента Ж.Сурабалдиева, Б.Эркинбаева, а также взрыв на бишкекском рынке "Оберон". И, наконец, откровенная ликвидация депутата Жогорку Кенеша от фракции социал-демократической партии Кыргызстана Руслана Шаботоев. Тело которого, после нескольких месяцев безрезультатного поиска, обнаружено с помощью ранее пойманного по другом нашумевшему убийству киллера. При достаточно долговременном и тщательном расследовании выяснилось, что ряд заказчиков этих и других резонансных убийств являются представителями правоохранительных органов, которые сделали все возможное, чтобы подготовленные и совершенные ими преступления оставались нераскрытыми. Тревожным является то, что в обществе все более довлеет мнение о том, что эти и подобные заказные убийства являются следствием криминальных и межклановых разборок, а не имеющими конкретную цель ослабить роль и влияние государства на происходящие в Кыргызстане сложнейшие политико-экономические явления актами устрашения.
По мнению бывшего вице-премьер-министра Кыргызстана, курировавший силовой блок накануне мартовских волнений в Кыргызстане 2005 году генерала Кенешбека Дуйшебаева, отстрел депутатов и политиков после марта является следствием сращивания власти с криминалом. На его взгляд, разгул террора связан с мартовскими событиями 2005 года. "Поскольку всем хорошо известно, какую роль сыграл криминалитет в тех событиях. Услуги криминала были вознаграждены, власть покровительствовала ему. Можно привести и примеры. Когда весной 2006 года криминал объявил войну тогдашнему премьер-министру Ф.Кулову, требовал его отставки, собравшись перед домом правительства, президент лично вышел к ним, обещал рассмотреть их требования", - утверждает высокопоставленный на тот момент правительственный чин. В Кыргызстане согласно некоторым сведениям, за последние три с лишним года было совершено более 30 заказных убийств. Как утверждает К.Душебаев в интервью СМИ, развязывание криминалитетом заказных убийств отражает недостаток работы всей правоохранительной системы страны. Она "ослабла из-за того, что профессионалы, не согласные с навязываемыми методами работы, уходят из него. Представители правоохранительных органов нередко "крышуют" криминал, замешаны на наркобизнесе, сращивается с криминальными бандами. Сегодня методы работы правоохранительных, государственных органов приблизились к методам криминала. Достаточно вспомнить историю с "матрешкой", подарком М.Садыркулову отрезанного уха и мизинца, и другое. Поэтому, сегодня власть мечется из одной крайности в другую, не зная как организовать работу", - заключает милицейский генерал. Остается добавить, что киллеры в отдельных случаях в Кыргызстан приезжали из-за рубежа. Это говорит о том, что в стране начался процесс сращивания местного криминала с международным терроризмом.
Резюмируя, можно однозначно сказать, что пока в политических верхах Кыргызстана с завидным постоянством и по точному расписанию идут бесконечные и малопродуктивные с точки зрения реального развития страны межклановые с трайбалистским душком "драки" за власть, умами и душой кыргызстанцев почти беспрепятственно овладевают международные преступные и экстремистские организации. В отличие от шумных властных разборок, ловцы душ из-за рубежа тихо, без излишней возни насаждают в наши умы собственную идеологию. К великому сожалению, всего несколько лет назад действовавший подпольно и с оглядкой на власти тот же Хизб-ут Тахрир сегодня обращает, притом весьма успешно, в свою веру даже наших зеков. О чем открыто говорят сами тюремщики. Между тем, официальная государственная идеология Кыргызстана до сих пор так и не обозначена А свято место, как известно, пусто не бывает…
Садырбек Чериков. 06.10.2009
|