Э.Кабулов: Газовый вопрос ЦентрАзии. Недоделили, недоплатили 13:25 08.10.2009
Газовый вопрос: Недоделили, недоплатили
Прекращение подачи газа на юг Кыргызстана не просто ответная мера со стороны Узбекистана за неуплату по счетам. Это одна из составляющих энергетического противостояния не только между двумя странами, но и между другими государствами региона. Полстраны осталось без газа, а в октябре вдобавок начнутся отключения электричества. Решить проблему всего лишь накоплением воды в Токтогулке и выплатой долга Узбекистану не удастся.
Что сегодня происходит, каковы прогнозы и перспективы дальнейшего развития ситуации для стран региона, где до сих пор существуют нерешенные серьезнейшие проблемы между бывшими соседями по бывшему Союзу? Об этом в интервью ИА "24.kg" с Олегом Сернецким, руководителем недавно созданного представительства московского центра политических технологий "ПолитКонтакт" в Кыргызстане.
- В Кыргызстане предполагаемые запасы природного газа оцениваются в 6 миллиардов кубометров, но освоение газовых месторождений затруднено из-за геологических особенностей и недостаточно развитой инфраструктуры, а добыча природного газа в республике составляет около 30 миллионов кубометров в год. Около 40 процентов получаемого республикой газа, включая и закупаемый в Узбекистане, используется населением в коммунально-бытовом секторе, остальные 60 процентов - в промышленности и электроэнергетике, при этом доля газа в топливно-энергетическом балансе страны составляет не многим более 30 процентов. Потребление "голубого топлива" в Кыргызстане практически полностью обеспечивается за счет импорта из Узбекистана. И это опасный фактор, который может серьезно повлиять на национальную безопасность республики.
В случае ухудшения взаимоотношений Узбекистан может просто прекратить подачу газа, мотивируя это задолженностью, которая у Кыргызстана практически существует всегда, и тем самым ухудшить и без того низкий уровень благосостояния населения республики. А это может вызвать взрыв народного недовольства. К сожалению, разработка газовых месторождений и совершенствование инфраструктуры возможны только за счет привлечения внешних инвестиций.
- Так все-таки отключение подачи газа Узбекистаном - акция чисто экономическая или она имеет политический аспект? Раньше ведь договаривались как-то.
- Сегодня экспорт углеводородов из Центральной Азии увеличивается. Но на этом фоне торговля ими между странами Центральной Азии несущественна и практически не развивается. На этот рынок энергоресурсов вернулся такой тяжеловес, как Россия, которая заключила контракты на закупку максимально возможного количества природного газа, по его добыче и транспортировке - 100 миллиардов кубометров в год. Из них почти 40 миллиардов приходится на Туркмению, а остальное - на Узбекистан и Казахстан. Более того, Россия заявила, что готова скупить весь объем природного газа, добываемого в Центральной Азии. Это, прежде всего, необходимо для выполнения амбициозных планов России, как основного игрока на мировом рынке энергоресурсов, и реализации проектов "Северный поток" и "Южный поток".
Конечно, на этом фоне объем потребляемого Кыргызстаном газа не велик: в 2008 году республика закупила 850 миллионов кубометров, в 2009-м планируется закупить немногим более 650 миллионов, в 2010-м снижение его потребления продолжится. Понятно желание правительства заменить импортируемый газ на более дешевый уголь, а в перспективе, при выполнении Национальной энергетической программы КР на 2008-2010 годы, перейти на обеспечение промышленности и населения республики собственным углем. Однако экономический кризис вносит коррективы, темпы выполнения программы пока невысоки, следовательно, не обойтись без закупок газа и переговоров с узбекскими партнерами.
- Вам не кажется, что переговоры между Узбекистаном и Кыргызстаном затянулись? О долге в $18 миллионов стало известно еще летом...
- Традиционно переговоры по газовому вопросу между Бишкеком и Ташкентом проходят сложно, стороны не могут прийти к единому мнению по поводу цены на газ. Каждый приводит свои аргументы и доводы, зачастую не воспринимаемые другой стороной. Кроме того, в газовом вопросе, между Кыргызстаном и Узбекистаном есть и нерешенные еще со времен распада СССР вопросы, которые периодически поднимаются в средствах массовой информации и оказывают влияние на межгосударственные отношения. При грамотном и взаимовыгодном подходе их можно использовать для достижения положительного результата в вопросах укрепления взаимного доверия и энергетической безопасности стран Центральноазиатского региона.
- Значит, все-таки вопрос экономический, а не политический, но это не вопрос нынешнего долга?
- Камнем преткновения между Кыргызстаном и Узбекистаном являются месторождения газа, газовые магистрали и газохранилища, расположенные в Баткенской области. Напомню историю вопроса. В советские времена вся газовая отрасль региона строилась и эксплуатировалась объединением "Средазгазпром", в 1992 году, когда создавалось СНГ, решено, что все газовые объекты, расположенные на территории стран Содружества, являлись собственностью того государства, где они и расположены.
Месторождения газа и газовые объекты в Баткенской области, традиционно эксплуатировались подразделениями, ныне расположенными на территории Узбекистана. Основываясь на этом, Ташкент всячески оттягивал передачу этих объектов кыргызской стороне. А бороться есть за что. В Баткенской области недалеко от узбекского анклава Сох на кыргызской земле расположено подземное газохранилище "Северный Сох". Через него узбекской стороной - по экспертным оценкам - прокачивается около 4 миллиардов кубометров газа в год. Справедливости ради необходимо отметить, что узбеки закачивают в хранилище газ, который и расходует затем в период наибольшего потребления, то есть зимой. Но хранилище находится на кыргызской территории, и не считаться с этим фактом нельзя, ведь узбекская сторона вообще не платит за него. По данным экспертов, оплата за аренду Узбекистаном этого объекта могла бы составить около $900 тысяч в год.
В 2000 году Узбекистан после неоднократных запросов начал все-таки передавать кыргызской стороне объекты некогда единой газовой системы, но подземное хранилище и ряд других значимых газотехнических объектов так и остались в собственности соседей.
Кыргызская сторона кроме платы за потребляемый газ вынуждена платить еще и Казахстану за хранение и транзит узбекского газа, который идет потребителям, расположенным на севере республики.
Спорной остается и эксплуатация газового месторождения Чонгара-Галча, скважины которого находятся на территории той же Баткенской области. Вопрос по нему неоднократно поднимался во время переговоров между Бишкеком и Ташкентом.
Кроме того, на северо-востоке Баткенской области проложены 26 километров транспортной газовой магистрали Урсатьевская - Фергана, принадлежащей Узбекистану. Причем три других газопровода, проходящие здесь же, но гораздо меньшие по объему прокачиваемого газа, узбекская сторона все-таки передала Кыргызстану, который за транзит газа по ним получил в 2008 более $1,5 миллиона.
По экспертным оценкам, сумма оплаты узбекской стороной за транзит газа по всем газопроводам, проходящим по территории Кыргызстана, могла бы составить около $4 миллионов в год. Неплохая прибавка в бюджет. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы узбекская сторона предлагала Бишкеку компенсировать затраты по этому участку газопровода, так как якобы он построен узбекской стороной за счет своих средств уже после развала Союза.
- Если все именно так, то почему Кыргызстан не может вернуть то, что ему принадлежит по праву?
- Узбекская сторона ссылается на то, что газовое хранилище и месторождения находятся на приграничном участке, на котором не завершена делимитация границы. А мы знаем, с какими трудностями сегодня идут переговоры по этому вопросу, какие страсти кипят вокруг каждого клочка земли. Кроме того, знаем, что сегодня Узбекистан является одной из самых густонаселенных республик бывшего СССР и имеет в Центральной Азии самую большую и хорошо вооруженную армию.
Спорить с оппонентом, у которого есть такие аргументы, сложно, но необходимо помнить, что исторически все межэтнические и приграничные конфликты в Ферганской долине всегда были сопряжены с недостатком природных ресурсов - воды, земли, газа - или их неравномерным распределением. Конечно, ни в коем случае нельзя допустить и мысли о том, что решение этих вопросов может перерасти в такую плоскость. Но надо помнить, что дестабилизировать ситуацию в регионе сейчас найдется много желающих.
- Давайте перейдем к российскому пришествию на региональный рынок газа. Каким образом присутствие "Газпрома" может умиротворить Узбекистан?
- Россия, которая в последнее время эффективно выстраивает взаимоотношения с соседями в торговле и совместной эксплуатации имеющихся в Центральной Азии энергоресурсов, заинтересована в скорейшем решении имеющихся проблем, так как намерена вложить крупные инвестиции в эту отрасль. ОАО "Газпром" и правительство Кыргызстана 16 мая 2003 года подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет. Соглашение предусматривает разведку, разработку и эксплуатацию месторождений углеводородов на территории республики; реконструкцию, строительство и эксплуатацию газопроводов и других объектов. Документ также предусматривает совместное восстановление компрессорных станций на подземном хранилище газа "Майлуу-Суу" и поставки необходимого оборудования для газового комплекса Кыргызстана. "Газпром" уже получил две лицензии на право пользования участками недр на площадях "Кугарт" и "Восточное Майлуу-Су IV" на юге страны.
Кроме того, между корпорацией и правительством КР подписан меморандум о развитии сотрудничества в рамках приватизации части государственного пакета акций и передаче активов "Кыргызгаза" "Газпрому", конкретные мероприятия по передаче активов планируется провести в ближайшее время.
Россия, как один из основных собственников этих объектов, будет выстраивать конструктивную политику в отношении их эксплуатации, использования добываемых ресурсов, определения тарифной политики. А вот это и есть выход из создавшегося положения, который позволит достигнуть компромисса для успешного решения существующих проблем.
Кроме того, недавнее совместное решение России и Кыргызстана по размещению дополнительного российского воинского контингента на юге республики, в случае его успешной реализации, надежно защитит от провокаций со стороны экстремистов и позволит стабильно развивать эту отрасль экономики.
В заключение хотелось бы отметить, что с целью развития и процветания Центральной Азии странам региона - Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану, Таджикистану - и их стратегическому партнеру России просто необходимо выработать единый подход и договориться по вопросам использования гидро- и энергоресурсов. Иначе их нехватка останется на том же уровне, что и сейчас.
Именно эти вопросы и вопросы энергобезопасности, могут стать своего рода катализатором процесса интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС, послужить выработке единых подходов по преодолению кризисных явлений, преодолеть которые возможно лишь объединив имеющийся у стран региона потенциал. Финансовые же возможности России в качестве "инвестиционного донора" ЕврАзЭС и ШОС вполне достаточны для решения таких задач.
07/10/2009 Эгамберды КАБУЛОВ
|