Ж.Ибралиев: Одним из столпов мира в Центральной Азии будет газ 18:23 08.10.2009
Одним из столпов мира в Центральной Азии будет газ
Видимо, для решения газовой проблемы по традиции необходим кто-то третий. О ситуации, сложившейся в регионе вокруг "голубого топлива", рассуждает представитель Центра политических технологий в КР Олег Сернецкий. Установление энергетического мира
Перед Киргизией, другими странами Центрально-азиатского региона и Россией стоит важнейшая стратегическая задача укрепления энергетической безопасности. Поэтому одним из главных вопросов экономической политики республики является дальнейшее освоение ресурсов нефти и газа и, в первую очередь, тех запасов, которые находятся на юге республики. На этом фоне энергоресурсы и доступ к экспортным магистралям становятся одними из значимых составляющих национальной безопасности страны. К сожалению, существует и ряд факторов, которые оказывают серьезное негативное влияние на успешное решение этих задач. Прежде всего, это пласт нерешенных проблем между бывшими "соседями" по Союзу в вопросах совместного использования газотехнических объектов. Не принимая действенных мер к устранению этих проблем, страны Центрально-азиатского региона сами себя загоняют в тупик неразрешимых противоречий, которые могут повлиять в будущем и на взаимоотношения между соседями.
Россия "газует"
Сегодня страны Центральной Азии, те, что имеют достаточно большие запасы углеводородов, стараются увеличить их экспорт. Наиболее активна в регионе Россия, которая фактически вернулась на этот рынок и готова заключить контракты по всему объему газа, который имеется в недрах региона. На данный момент заключены контракты на 100 миллиардов кубометров газа, из которых 60 миллиардов приходится на Узбекистан и Казахстан, а 40 – на Туркмению. России необходимо заполнить трубы ныне реализуемых, весьма значимых проектов "Северный поток" и "Южный поток" и выполнить все свои обязательства по ранее заключенным договорам, тем самым подтвердив, что она является основным поставщиком газа на мировой рынок.
Газ может сыграть роль детонатора
Зависимость Киргизии от поставок газа из Узбекистана привела к тому, что энергобезопасность республики можно поставить под большое сомнение. Возникновение серьезных межгосударственных трений или даже конфликтов может привести к перекрытию крана, что, собственно, и случилось: подача газа прекратилась на юг Киргизии, в северном направлении она снижена на треть, при этом узбекская сторона объяснила свои действия тем, что до сих пор страна-потребитель полностью не рассчиталась за поставленный газ. В данной ситуации страдает как промышленность страны, так и простые граждане. А это в свою очередь может вызвать и взрыв народного недовольства, за которым последуют такие потрясения, которые республика еще и не испытывала со времен обретения независимости! Нельзя сказать, что в недрах киргизской земли нет запасов природного газа. Они есть и оцениваются примерно в 6 миллиардов кубометров, но в год добывается всего около 30 миллионов. Увеличению добычи не способствуют многие факторы, в частности глубокое залегание и горная местность. Необходимо также сказать, что на долю населения приходится 40% потребления газа, остальное использует промышленность. Хотя доля природного газа в топливном секторе экономики страны составляет примерно 30 процентов, разработка газовых месторождений и совершенствование инфраструктуры возможны только за счет привлечения внешних инвестиций, своих ресурсов у республики не хватит.
Зависимость от импорта газа останется
Понимая это, власти стараются сократить объем потребляемого газа. Например, в 2008 году республика закупила 850 миллионов кубических метров. А в этом году планируется закупить на 200 миллионов кубов меньше. И, судя по всему, в 2010 году объем закупок газа, скорее всего, опять уменьшится, причем весьма значительно. Это укладывается в рамки Национальной энергетической программы Киргизии на 2008-2010 годы, но международный кризис вносит и свои коррективы. Так что газовая зависимость от Узбекистана в ближайшие годы останется на прежнем уровне, а значит, не обойтись без переговоров. Переговоры между Бишкеком и Ташкентом всегда проходят непросто, у обоих свои резоны, аргументы, причины. Зачастую это не диалог, а противостояние, которое, к счастью, всегда, по крайней мере, до сегодняшнего дня, переходило в приемлемое обеими сторонами перемирие. Но, кроме ценовой проблемы и проблемы выплаты долга, есть еще и спорные вопросы, доставшиеся в наследство от Советского Союза: стороны никак не могут разобраться с месторождениями газа, трубопроводами и газохранилищами на юге республики в Баткентской области. В советское время вся газовая индустрия региона находилась в ведении объединения "Средазгазпром". После создания СНГ все участники соглашения пришли к выводу, что газовые объекты, расположенные на территории стран-участниц соглашения, являются собственностью той страны, на территории которой они находятся.
Дружба дружбой, а газ – врозь
Месторождения газа и газовые объекты, расположенные в Баткентской области КР, граничащей с Узбекистаном и Таджикистаном, с самого начала эксплуатировались подразделениями, ныне расположенными на территории северных соседей. А среди них имеются весьма значимые: одно лишь подземное газохранилище "Северный Сох" на кыргызской территории, что неподалеку от узбекского анклава Сох, прокачивает порядка четырех миллиардов кубометров газа в год. При этом необходимо отметить, что узбекская сторона закачивает в хранилище свой газ, откуда потом берет в период наибольшего потребления, т.е. зимой. Но само хранилище находится на киргизской территории, следовательно, за его использование Узбекистан должен платить. Эксперты говорят о сумме примерно 900 тысяч долларов в год за аренду недр КР по хранению газа в этом подземном газохранилище. Лишь в 2000 году Узбекистан, после неоднократных запросов, начал все-таки передавать Киргизии объекты, расположенные на его территории. Но крупнейшее подземное газовое хранилище и ряд других значимых предприятий так и остались за ним. Причем, платить аренду Ташкент не желает. В то же время Киргизия вынуждена платить еще и Казахстану за хранение и транзит узбекского газа, который идет потребителям на севере республики… Месторождение "Чонгара-Галча" в Баткенской области – еще один спорный объект, вокруг которого всегда идут споры во время межгосударственных встреч. Вдобавок, по территории Баткентской области проходит часть газовой магистрали "Урсатьевская-Фергана", длиной 26 километров, которая пока принадлежит Узбекистану. Здесь также проходят еще три газопровода, правда, не таких объемных, которые после долгих переговоров Ташкент все же передал Бишкеку. Киргизия на транзите газа через эти трубопроводы в 2008 году заработала более 1,5 миллиона долларов, а за транзит по основной магистрали узбекская сторона не платит, так как она до сих пор не передана киргизской стороне. По экспертным оценкам, Узбекистан мог бы платить за транзит газа по всем этим газопроводам около 4 миллионов долларов в год…
Дипломатия против лома
Тут необходимо отметить и то, что в ходе обсуждения этих вопросов узбекская сторона неоднократно ссылается на то, что и крупнейшее газовое хранилище, и месторождения газа находятся на приграничном участке, на котором не завершен процесс делимитации линии границы. Всем известно, насколько тяжело идут переговоры по каждому сантиметру границы. Ко всему прочему, здесь присутствует не только чисто экономический фактор. Стоит также помнить, что в Ферганской долине из-за ресурсов временами происходили межэтнические и приграничные конфликты. Конечно, ни в коем случае нельзя допустить подобный сценарий развития, но все эти факторы нельзя упускать из вида.
Пути решения проблемы
Возможность решения всех этих проблем связана, как представляется, именно с возвращением России в регион. Москва в последнее время достаточно эффективно выстраивает взаимоотношения со своими соседями в вопросах торговли и совместной эксплуатации местных энергоресурсов. И она намерена вложить и крупные инвестиции в эту перспективную область энергетики. Стоит отметить, что ОАО "Газпром" и правительство Киргизии еще в мае 2003 года подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет. Соглашение, в частности, предусматривает: разведку, разработку и эксплуатацию месторождений углеводородов на территории республики; реконструкцию, строительство и эксплуатацию магистральных газопроводов и других объектов инфраструктуры газового комплекса. Документ также предусматривает совместное восстановление компрессорных станций на подземном хранилище газа "Майлу-Суу" и поставки необходимого оборудования для газового комплекса Киргизии. Сегодня российский "Газпром" уже получил две лицензии на право пользования участками недр на площадях "Кугарт" и "Восточное Майлу Суу IV" на юге страны. В случае успешного освоения они вольются в общую газотранспортную систему, а значит, Россия решит и все спорные вопросы между Узбекистаном и Киргизией. Кроме того, "Газпром" и правительство республики подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу развития сотрудничества в рамках приватизации части государственного пакета акций и передаче активов "Кыргызгаза" ОАО "Газпрому". Конкретные мероприятия по передаче активов планируется провести уже в ближайшее время. …Отслеживая последние события в этой области, видно, что Россия собирается и далее вести конструктивную политику в отношении использования этих объектов, играть и одну из главных, координирующих ролей в вопросах организации их совместной эксплуатации. Высказанное же недавно совместное намерение двух стран по размещению дополнительного российского воинского контингента на юге республики, в случае его успешной реализации, надежно защитит от провокаций со стороны любых деструктивных сил и позволит всем странам региона в дальнейшем безопасно развивать эту отрасль экономики. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что именно эти вопросы и вопросы энергобезопасности могут стать своего рода катализатором процесса интеграции в рамках ЕврАзЭС, ШОС, послужить выработке единых подходов по преодолению кризисных явлений, преодолеть которые возможно лишь объединив весь имеющийся у стран региона потенциал. Финансовые же возможности России в качестве "инвестиционного донора" достаточны для решения этих задач. Жылдызбек ИБРАЛИЕВ. - 07.10.2009
|