КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 10.10.2009
16:53  Что это было? Небо над Астаной заполнили косяки НЛО в виде красноватых шариков
14:57  Наш человек. Президент Саркози назначил 23-летнего сына-студента главой доходной госкомпании
14:35  В Стамбуле ранен киллером президент ассоциации бизнесменов Казахстана и Турции, глава компании Тurkuaz Зеки Пилге
13:00  С.Чериков: Как в Кыргызстане чтятся и используются святые места?
11:06  А.Храмков: Стресс отменяется. Фонд стрессовых активов Казахстана обрел второе дыхание
10:51  Washington Times: Альянс с русскими в Афганистане? Ни за что!
10:40  Каждый занят своими делами. Репортаж "Къ" с Кишиневского саммита СНГ

10:35  А.Балиев: ГДР - технология ликвидации небольшой страны
10:32  Желтый внедорожник. General Motors продала за $150 миллионов китайцам бренд Hummer
10:30  "НВ": Киргизские правозащитники критикуют ОБСЕ за оказание помощи местной милиции
10:29  Ю.Федоров: Лидеров стран Центральной Азии СНГ больше не интересует
10:27  Анкара и Ереван подпишут в Цюрихе договор о нормализации отношений
10:25  "Gulf News": Афганистан без выигрыша. Еще одна игра в Русскую рулетку
10:23  Е.Авдеева: Кто управляет Кыргызстаном? Хорошо ли со здоровьем у Президента Бакиева?
10:21  "New Europe": Кризис поможет Казахстану выйти на правильный путь...
10:19  Р.Шодон: Предложение или условие. Что стоит за идеей Туркменистана о денежной компенсации Таджикистану для решения энергетических проблем?
10:13  Иран и Армения создают зону свободной торговли. Располагаться она будет в Мегри
09:57  Джахан Поллыева: "Любое творчество - процесс интимный..." (интервью)
09:55  Е.Барабаш: Один мир, одна война. Заметки с фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар"
09:50  В.Богданов: Афганский опиум - угроза миру
08:46  А.Моджумдар: Афганские женщины тоже хотят решать судьбу своей страны
08:44  Лаури Рич: Киргизский премьер Чудинов лично занялся усыновлением 65 кыргызских сирот американцами
08:03  ISN: Заходящая звезда Саакашвили
Пятница, 09.10.2009
17:51  И.Федюкин: Режим устоял. "Китайская модель" капитализма была выработана в ходе упорной политической борьбы
15:34  Спец по тайским мальчикам. Новый минкультуры Франции Миттеран-мл. оказался не только педерастом, но и педофилом
15:25  И.Туляков: Афганистан - предложение, от которого лучше отказаться?
15:14  "АП": Политическая ГазВода. Новый этап таджикско-узбекского противостояния
14:18  Э.Рахмон и Г.Бердымухамедов подписали коммюнике и четыре соглашения
14:05  А.Токмаков: В Киргизии больные СПИДом подвергаются дискриминации
14:03  В.Волков: Как операция в Афганистане влияет на правительства стран Центральной Азии
13:58  "New York Times": США ведут войну в Афганистане в пользу Китая и других стран
13:40  В Москве умер легендарный рус-мафиози В.Иваньков ("Япончик")
13:32  За что?! Обама получил Нобелевскую премию мира
13:25  Ж.Турусбекова: Варвар, он и в Африке варвар. Изуродованное "лицо" Бишкека
12:59  Роман Виктюк: Мне понравились "ночные бабочки" Алматы. Они настоящие жрицы любви... (интервью "Э-К")
12:50  П.Своик: Три кита, на которых стояла казахстанская экономика, уже пускают пузыри
12:40  $2 млн предлагает казахстанский олигарх за... оплодотворение своей дочери-лесбиянки
12:32  Е.Дунаева: Внутриполитическая динамики в Иране после президентских выборов
11:37  Атакент. Пограничники Казахстана задержали за незаконный переход границы 24 граждан Узбекистана
10:46  "РГ": Смотрины вместе с проводами. Главы МИД стран СНГ подготовили к встрече президентов порядка 20 вопросов
10:35  Жителей Душанбе будут штрафовать за содержание ослов в квартирах
10:32  С.Мынбаев (минэнерго РК): "Мы киргизам сейчас оказываем невероятную услугу, оставаясь в параллельном энергорежиме"
10:11  О.Ибраимов: Аксыйская трагедия Кыргызстана - как это было. Раны будут заживать долго
10:08  Е.Авдеева: Республика в ожидании дефолта? История о том, как Кыргызстан становится банкротом
09:49  И.Карпенко: Центральноазиатский демарш. СНГ продолжает деградировать
08:02  Т.Казиев: Кашаганский проект: вместо Аджипа - Норт Каспиан
03:38  Президент Э.Рахмон прибыл с рабочим визитом в Ашхабад. Просить свету и газу
03:17  "ВН": Оппозиция в Иране получила первый смертный приговор
03:07  "НВО": Вашингтон повторяет советский опыт. Белый дом ищет решение афганской проблемы
03:03  А.Храмчихин: Миллионы солдат плюс современное вооружение. Китайская армия меняет ориентиры
03:01  В.Скосырев: Принятие Пакистаном помощи от США может привести к падению правительства
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
С.Чериков: Как в Кыргызстане чтятся и используются святые места?
13:00 10.10.2009

С распадом Советского Союза в сознании постсоветских людей образовался духовный вакуум. Новые идеи приживаются с большим трудом, зачастую терпя поражение от мощного наступления чуждой морали и идейных ценностей. Кыргызстан в этом ряду - не исключение. От полного духовного распада страну спасает пока что высокий уровень грамотности и образованности среднего и старшего поколения, полученных в прежние времена.

Но и они, воспитанные в духе советского здорового коллективизма и взаимовыручки, сострадания и бескорыстия, все больше сдаются под натиском разного рода религий и псевдорелигий, ища пищу для ума и сердца, успокоение души. И, надо сказать, старшее поколение кыргызстанцев, как и всех постсоветских граждан, даже в условиях духовного голода отличает избирательный, то есть, более или менее грамотный подход в делах духовных. Чего не скажешь о поколении более молодом и юном. И неспроста в последние годы в мечетях и молельных домах больше стало детей и подростков - идет активная вербовка будущей паствы, которая со временем может вырасти в идейных бойцов ислама. Хорошо еще, если это будут традиционалы.

Издавна большое число кыргызских мусульман придерживается лишь обрядовой формы мусульманства и практически малознакомо с истинными канонами ислама. К тому же, соблюдение мусульманских ритуалов в целом, особенно на севере, не такое строгое, как на юге и в соседних Узбекистане или Таджикистане. Каждодневные пятикратные молитвы и пост выполняются далеко не всеми. Исключением является лишь то, что если орозо (пост) раньше широко соблюдался только в сельской местности, то ныне значительно возросло число постящихся мусульман в городах. Тому есть простое объяснение: в последние годы, особенно после мартовских событий 2005 года, в столицу и в другие крупные города севера наметилась интенсивная внутренняя миграция из "набожной" провинции.

Между тем, по данным историков, и до октябрьского переворота 1917 года не наблюдалось повсеместного строгого соблюдения поста в царском Туркестане и Семиреченской области. Известен случай, когда в ХIХ веке глава крупного северного кыргызского рода Ормон-хан повелел перенести тридцатидневный орозо с летнего времени на зимнее в целях охраны здоровья и генофонда нации, поскольку соблюдение поста в длинные летние дни пагубно сказывалось на самочувствии и трудоспособности туземцев.

Что же изменилось с тех пор, по прошествии полутора столетий? Такие обязательные мусульманские ритуалы, как обрезание, брак по-мусульмански, похороны и поминки, ежегодный пост орозо так же строго соблюдаются многими кыргызами, татарами, уйгурами и узбеками Кыргызстана. Ведь эти ритуалы еще с советских времен населением рассматривались не как религиозные, а как национальные обычаи. Ныне некоторые политики, и даже ученые, заявляют о необходимости восстановления такого старинного обычая, как многобрачие, дабы увеличить численность коренного населения. Причем, введение полигамии пытаются объяснить и необходимостью следования мусульманским законам или же, оправдать "демократическими" причинами, якобы, в интересах бездетных женщин.

Другой религиозный ритуал джаназа - похороны по мусульманскому обычаю с отпеванием покойного, используется практически всеми мусульманами и даже теми, кто не считал себя в полной мере мусульманином. Обычно у кыргызов на похороны приходит большое количество людей, поскольку похороны и поминки рассматриваются как важное общественное событие, во время которого принято забивать крупный и мелкий скот, а это большие расходы. Но, несмотря на это, по мнению верующих, поминальная пища считается священной.

В этой ситуации такая отличительная черта кыргызов, как неромерная щедрость при проведении тоев (пиров), ашей (поминок) и других событий часто рассматриваются как богоугодное следование мусульманским традициям - такое вот хитросплетение национального и религиозного. При подсчете же таких расходов выясняется, что за один год на проведение подобных религиозных обрядов, а также свадеб в Иссык-Кульской и Нарынской областях тратится сумма, которой хватило бы на постройку первой очереди железной дороги Север-Юг.

Характерной особенностью мусульман Центральной Азии и, особенно, бывших кочевников - кыргызов и казахов, является широко распространенная и глубокая вера в могущество и силу духов умерших, отсюда и особое почитание могил. Согласно этим представлениям, дух предков – арбак - покровительствует живым. Эта глубокая вера доходила раньше даже до того, что за осквернение могил в старину полагалась смертная казнь.

Кыргызы придают особое значение и надмогильным памятникам, поэтому воздвигают монументальные мавзолеи (гумбезы) родным, близким или любимым героям. Некоторые называют даже ислам в Центральной Азии "исламом гробниц". Насколько прочна эта традиция, видно даже по изображениям на национальных банкнотах Кыргызстана, где, например, запечатлен мавзолей Манаса или Узгенские мавзолеи - самые почитаемые места.

Другой важной особенностью местного ислама является культ святых мест - мазаров, мавзолеев, старинных кладбищ, объектов природы – это источники и реки, рощи, деревья, горы и камни, необычные постройки. Как правило, кладбища выстраиваются рядом со святыми местами. В случае стихийных бедствий или во время мусульманских праздников массовые молитвы и жертвоприношения устраивают около мазаров. Исторически они долгое время заменяли мечети для кочевников. Среди кыргызов всегда большой популярностью пользовалось паломничество к мазарам, особенно была велика роль женщин в сохранении этих традиций. По последним данным, именно в Кыргызстане находится наибольшее количество святых мест. К сожалению, большинство мазаров малоизученны, хотя в них хранится много тайн и истин прошлого, а пока они используются лишь в религиозном плане.

Особого внимания требуют святые места древнего Оша. Легенды об Оше свидетельствуют о его древнем происхождении и святости - об основании города существует несколько разноречивых версий и преданий. По одному из них, город был основан Александром Македонским, по другому - Сулейманом (Соломоном), а третья легенда приписывает основание Оша даже Адаму. Наиболее часто упоминаемая легенда связана с библейским Соломоном: "Он вел свое войско, а впереди гнали волов с плугом. Когда волы дошли до знаменитой горы, он сказал: "Хош!" ("Довольно!"). От этого будто бы и произошло видоизмененное со временем название древнего города. Популярность горы Сулайман была настолько велика, что Ош иногда называли Тахт-и Сулейман (Трон Сломона). В середине XIX века казахский ученый-исследователь и миссионер Чокан Валиханов упоминал: "Мы сами читали книгу о святых местах в окрестностях Оша. Из нее видно, что Магомет знал о существовании этого города и заповедовал всякому правоверному хотя бы раз посетить ошские святилища... Шейхи ошские также многочисленны. На поклонение в эти места приезжают ежегодно пилигримы с семействами из Коканда, Маргелана, Андижана и других городов Ферганской долины". Наибольшей популярностью среди других мазаров и мечетей пользовался Мазар Сулеймана. Среди некоторых мусульман живы представления об Оше как о второй "Мекке" в Центральной Азии.

В Оше, как религиозном центре, длительное время складывался и выкристаллизовывался комплекс "восточной индустрии туризма", получавшей немалые прибыли от существования здесь святого Сулейман-тоо. В советское время местная администрация вынуждена была бороться за ликвидацию религиозного значения Оша. Волевыми методами и запретительством поставленную задачу решить до конца не удалось, более полутора сотен мечетей было уничтожено, но все же мазар Сулеймана трогать боялись.

Однако в 1953 году, чтобы сохранить памятник, привлекавший потоки паломников, мазар Сулеймана было решено переименовать в Домик Бабура. Хитрость была простая: правитель Индии Захреддин Бабур не имел особого отношения к религии, поэтому памятник можно сохранить. Таким образом удалось спасти мазар от разрушения, однако через десять лет, в ходе хрущевской волны разрушения религиозных сооружений, мазар Сулеймана был все-таки взорван ночью. С ослаблением атестического пресса в конце 1980-х годов в Ошскую святыню вновь устремился поток паломников. В 1989 г. было построено здание, реконструированное по старой фотографии мазара Сулеймана 1920-х годов, но… декорированное в современном стиле.

В настоящее время Ош возрождается как религиозный и этнографический центр, все больше мусульман и туристов посещают его святыни. К великому сожалению, в современных условиях популярность Оша как второй Мекки стала вытесняться его дурной славой как крупного транзитного пункта наркотиков из Афганистана в Европу.

Картину дополняет противоречивое поведение властей разных уровней, в чьем прямом ведении находятся сохранение и придание нового облика подобным святыням. Например, если Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО и Минкультуры с огромным трудом добились включения "Сулейманки" в список мирового культурного наследия, то тут же начались странная возня вокруг этого наследия, когда местные власти пытаются отреставрировать святую гору на современный лад, что противоречит международному культурному статусу святыни.

БИШКЕК, 9 октября 2009 года
Садырбек Чериков

Источник - КАБАР
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1255165200


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторами утверждена повестка заседания Палаты
- О "Старом" и "Новом" Казахстане
- Кадровые перестановки
- Единые требования к спортивному инвентарю утверждены в рамках ЕАЭС
- Конфликт Израиля и Ирана: почему никто не выиграет – мнение политолога
- Казатомпром расширяет горизонты: в поисках редких металлов на новом месторождении
- Рабочий график главы государства
- Спикер Сената встретился с Председателем Парламента Грузии
- Мажилис рассмотрит законопроект "О масс-медиа" во II чтении
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх