Ж.Турусбекова: Где жить хорошо кыргызстанским женщинам? 12:53 21.10.2009
Где женщинам жить хорошо?
Меня, да и многих моих знакомых всегда немного коробит тема защиты прав женщин, особенно когда этот вопрос поднимается с высоких трибун. Такое впечатление, будто речь идет о недочеловеке, то есть какой-то ущербной особи, по многим признакам близкой к человеку, но не являющейся полноценным человеком. Пусть на меня не обижаются гендеристки-феминистки, я ничуть не умаляю необходимость и полезность их деятельности, но лично меня унижает такая постановка вопроса и его публичное обсуждение именно в такой форме. Ведь совсем другое дело, когда поднимается вопрос защиты исчезающих видов животных или растений, экологии в целом, каких-то архитектурных и исторических памятников и так далее.
Мне могут возразить, и вполне справедливо, что во многих странах, в том числе и у нас, такое отношение к женщине как к более низшему, чем мужчина, существу, имеет место быть со стороны сильного пола. Говорят, мол, в мусульманских странах неравенство полов закреплено в шариате.
Не спорю, проблема дискриминации по половому признаку действительно существует и она актуальна для многих стран. Кыргызстан с нашими патриархальными ценностями, к сожалению, не является исключением, но по сравнению с некоторыми соседними государствами мы выглядим вполне продвинутой и гендерно-чувствительной страной, хотя, как утверждают борцы за права женщин, проблема неравенства полов у нас все же острая.
Поэтому, мол, уровень участия кыргызских женщин в политической жизни, равно как и их представительство в структурах, принимающих решения, значительно ниже соответствующего уровня мужчин. Говорят также, что женщины и мужчины имеют разные экономические возможности, что подавляющее большинство бедных - женщины, что среди тех, кто оказывается объектом работорговли и вовлечен в секс-индустрию, большинство составляют женщины и девушки – все это правда, все эти и другие вопросы для обеспечения гендерного равенства необходимо решать.
Представления о борьбе за права женщин как отказ представительниц прекрасной половины человечества от "кухни и кастрюль" и роли хранительниц очага – примитивны, а гендерное равенство – "это обладание женщинами и мужчинами равным статусом посредством равных условий для реализации прав и потенций человека", а также "социальное равенство полов с учетом специфики взаимоотношений и статуса полов в обществе".
Но давайте согласимся, что борьба за половое равенство в некоторых странах порой доводится до абсурда. Вот совсем свежий пример: на прошлой неделе в шведской столице собрались министры стран-членов ЕС, чтобы обсудить вопрос о том, какими путями добиваться гендерного равенства на рынке труда. Причем предметом обсуждения стало новое исследование экономиста Эзы Лефстрем, которая делает вывод, что "если добиться полного и окончательного трудового равенства мужчин и женщин, валовой внутренний продукт европейских стран может вырасти в среднем почти на треть". Потрясающе!
Можно нисколечко не сомневаться, что если эти выводы будут подтверждены новыми расчетами, прагматичные европейцы, ничуть не колеблясь, примут нужный гендерный закон и выпустят всех женщин на рынок труда, лишь бы поднять ВВП своих стран.
Однако какими порой наивными бывают американцы или европейцы в своем стремлении быть независимыми во всем, для этого им приходится максимально рационализировать свою жизнь. В такой насквозь просчитанной жизни им приходится рассчитывать только на себя, поэтому их женщины порой должны работать, чтобы элементарно выжить.
На Западе человек - все, если он работает и - никто, если он безработный. В Кыргызстане, например, каждый из нас, если вдруг потерял работу, может худо-бедно жить пару-тройку, если не больше, лет, за счет поддержки родственников, односельчан или знакомых. Да и женщины арабских и других мусульманских стран, живущих по законам шариата, не горят желанием протестовать по поводу своего "бесправного" положения. Напротив, они даже уверены, что их европейские и американские подруги, в том числе жительницы бывшего СССР, не защищены в этой жизни. Именно так мне заявила несколько лет назад одна очень образованная афганка, преподавательница Кабульского университета, когда мы встретились в Пакистане на конференции женщин-лидеров стран Организации экономического сотрудничества.
- Мы закрываемся паранджой, и поэтому на нас не посягнет чужой мужчина, к таким наши законы суровы. Вы же вынуждены работать, чтобы прожить, а я работаю для души, о нас заботятся наши мужчины – сначала отец, потом муж, если их нет, брат или сын, - сказала моя собеседница.
Это другая крайность, и против этого тоже. Как бы привлекательна ни была мысль жить, не зная забот, за счет мужа, я против - советская власть сделала свое дело. Тысячу раз спасибо советской власти, которая раскрепостила женщин советского Востока, в том числе кыргызок - сегодня трудно представить себя послушной, да еще второй или четвертой женой какого-нибудь бая или даже пролетария, которая только и знала бы, что рожала детей да целыми днями занималась домашним хозяйством под окрики властной свекрови. Упаси Бог от такой участи и наших дочерей.
На определенном этапе, наверное, было оправдано появление феминистских движений за освобождение от дискриминации по признаку пола. Благодаря им, сегодня женщины добились многих прав, не говоря уже о праве на труд. Но где-то в чем-то в борьбе за гендерное равенство активисты женского движения перегибают палку.
Полного равенства полов добиться невозможно, да и не нужно. У женщин есть такая привилегия, которой ее наделила природа – рожать, лишив этого таинства мужчин, так пусть у мужчин будет некоторая привилегия заботиться о нас и больше работать. Это просто глупо – соревноваться с ними во всем. Никогда, даже в самые свои работоспособные годы, женщина физически не может переработать мужчину, - уж так устроен мужской организм, что он может изо дня в день работать по 12 часов в сутки, а утром вставать и идти на работу, как ни в чем ни бывало. Попробуй мисс или миссис пожить в таком режиме – через полгода она взвоет, увидев в зеркале свое далеко не свежее отражение. Обязывать женщин быть такими же, как мужчины – это тоже дискриминация по признаку пола.
Если страна будет экономически процветать и будут мир и стабильность, многие проблемы, в том числе женская бедность, решатся сами собой. Будет просто экономически невыгодно не использовать потенциал женщин.
Сегодня кыргызские женщины являются более активной, чем мужчины, частью общества. И даже в семье мы чаще мужчин принимаем решения. Можно привести множество примеров, как женщины порой доходят до самоуправства, вмешиваясь в жизнь своих взрослых детей, разрушая их семьи.
Конечно, встречается много случаев семейного насилия и женские общественные организации работают здесь в правильном направлении. Но, опять-таки, корень зла здесь упирается в бедность, причем надо бороться не с женской бедностью, а с бедностью вообще. И далеко не факт, что в развитых и гендерно благополучных странах экономически независимые и образованные женщины чувствуют себя счастливее, чем их подруги из "какой-нибудь" Центральной Азии.
Жылдыз Турусбекова БИШКЕК, 20 октября 2009
|