"АП": Река Варзоб погибает. Питьевое дерьмо 70 кишлаков 13:39 23.10.2009
Варзоб погибает
Самая главная водная артерия столицы – река Варзоб - в опасности. Эксперты утверждают, что если сейчас не принять срочных мер по ее спасению, то через 5-10 лет варзобская вода станет непригодной для употребления. Вкус воды изменится, а вместо источника водоснабжения Варзоб превратится для нас в поставщика опасных бактерий.
Вместо пролога
ЭТИМ летом мы с родственниками и друзьями отдыхали в доме отдыха у реки Варзоб. За сутки, что мы там пробыли, у нас собралось два огромных целлофановых мешка мусора. Там были и пустые бутылки, и окурки, пустые коробки, бумажные и целлофановые пакеты, огрызки, кости, и даже детские использованные "памперсы". Когда собрались уезжать домой, предварительно, с пакетами пошли искать кого-нибудь из работников дома отдыха. Нашли. Протянули мешки, попросили, чтобы он отнес их, куда нужно. Он взял наши пакеты и тут же молча швырнул их в реку.
- Ты что, с ума сошел?!
- Эээ, апашка, вода все унесет…
Знаем - писали
О ПЛАЧЕВНОЙ экологической ситуации на реке Варзоб мы уже писали в 2006 году. Тогда в материале "Варзоб скоро погибнет?" ("АП" №22, от 01.06.2006г.) председатель комитета охраны окружающей среды Бахром Мамадалиев говорил о том, что "на территории Варзобского ущелья зачастую не соблюдают, так называемую, санитарную зону в отношении реки Варзоб. Санитарная зона утверждена ГОСТом, предприниматели и жители на Варзобе обязаны ее соблюдать. Например, согласно санитарной зоне, если река в ширину достигает 5 метров, то в пятикратном размере по обеим ее сторонам нельзя возводить капитальные застройки и поверхностные отходные сбросы".
В том же году, спустя полтора месяца в ответ на материал к нам в редакцию пришло письмо от Министерства экономики, которое было опубликовано в "АП" под заголовком "Минэкономики очистит Варзоб от мусора" ("АП", №29, от 24.07.06). В нем руководство Минэкономики отчиталось: "были выявлены недостатки, устранение которых не стоит затрат", "ни один из проверенных объектов не прошел санитарно-гигиеническую экспертизу на стадии строительства. Все они начали функционировать без разрешения (заключения) санитарно-эпидемиологической службы. Это нарушение правил и норм санитарии. К тому же, ни на одном объекте нам не были предоставлены проекты строительства".
Тогда же рабочая группа в составе министерства экономики и торговли совместно с министерствами здравоохранения, по доходам и сборам, Комитета по охране окружающей среды и лесного хозяйства, Госкомитетом по строительству и архитектуре и хукуматом Варзобского района предлагали ввести ряд профилактических мер. В том числе, "проводить агитационную работу по обе стороны реки с жителями и предпринимателями для очищения берегов от мусора", "Хукумату Варзобского района поручить провести инвентаризацию выделенных земель под пункты общественного питания в Варзобской зоне", "также хукумат обязуется выполнить все имеющиеся недостатки" и др.
С тех пор прошло больше трех лет…
"На основании данных Каталога водопользования реки Кафарниган (Душанбе, 1987 год) в 90-е годы на реке Варзоб существовали 21 гидрологический пост и 8 пунктов наблюдения за качеством воды.
В настоящее время имеется только два пункта наблюдения за качеством воды, что является явно недостаточным для контроля и мониторинга качества воды реки Варзоб".
(Из доклада "Состояние водных ресурсов реки Варзоб" НПО "Фонд поддержки гражданских инициатив")
А воз и ныне там
ЛЕТОМ этого года неправительственная организация "Фонд поддержки гражданских инициатив", совместно с независимыми экспертами по водным проблемам, подготовила доклад об экологической ситуации реки Варзоб. В нем, на основании выездов в Варзобский район, проведения анализов и наблюдений за общей экологической ситуацией, снова были выявлены серьезные проблемы в области водоснабжения и водоотведения Варзоба. Это: слабый контроль над качеством воды источников водоснабжения; отсутствие и несоблюдение зон санитарной охраны источников водоснабжения (на что три года назад обращал свое внимание Б. Мамадалиев, - прим. ред.); транспортировка питьевой воды по открытой арычной сети и отсутствие во многих случаях водопроводных сетей; отсутствие сооружений для обработки и кондиционирования воды. А также: отсутствие сооружений для очистки сточных вод, загрязнение реки Варзоб в результате отсутствия и неудовлетворительной работы системы водоотведения.
Если объяснять все это простым языком, то жители Варзобского района пьют воду из реки, потому что не имеют водопроводов, вода из туалетов и бассейнов, расположенных на территориях зон отдыха и других сооружений по берегам Варзоба без какой-либо очистки поступает в реку, также отсутствует система канализации. А предприниматели, как не соблюдали санитарную зону и строили особняки прямо в пойме реки, так и продолжают это делать.
Кроме того, НПО отдельно обращают внимание на такие экологические проблемы, как фактическое отсутствие утилизации сточных вод от больниц, домов отдыха, пансионатов, точек общепита; проблемы утилизации, сбора и вывоза бытовых отходов населения, и отсутствие мест сброса и накопления отходов.
Природа пока помогает
С ПРОСЬБОЙ прокомментировать экологическую ситуацию на реке Варзоб "АП" обратилась к доценту кафедры водоснабжения и водоотведения Таджикского технического университета имени М.С. Осими Абдурахмону НОРМАТОВУ. Наш рассказ эксперта ничуть не удивил. Более того, он рассказал нам свою историю:
- Как-то ко мне на кафедру пришел студент - житель Варзобского района, - начал он, - парень спросил меня о том, что будет, если в Варзобе уже несколько дней лежит труп лошади? Я был в шоке! Ведь это катастрофа: идет процесс брожения, разложения, там появляются миллиарды опасных бактерий. Студент, напуганный моим объяснением, тотчас позвонил в администрацию Варзобского района, в службу санитарии – не дозвонился. Потом обратился к руководству хукумата, указал место, где лежит труп, чиновники сказали, что уберут. Вроде, действительно убрали.
- Река Варзоб формируется из притоков, которые расположены вблизи кишлаков, - продолжает А. Норматов, - фактически вода, которая поступает в столичные дома проходит мимо 70 кишлаков, а там нет никакой утилизации отходных вод. С туалетов, с бассейнов, с различных промышленных предприятий вода поступает в реку.
По его словам, единственное, что сейчас спасает столицу и весь Варзобский район от экологической катастрофы, так это сама природа.
- Варзоб обладает высокой очистительной способностью, - говорит А. Норматов, - во-первых, из-за высокой скорости река предельно насыщена кислородом, это повышает ее сопротивляемость опасным микроорганизмам, а во-вторых, грунт, который находится по обеим сторонам реки, выступает в качестве фильтра и большая часть отходных вод проходит не в сторону реки, а перпендикулярно вниз.
Но этому факту радоваться рано. Потому что грунт на берегах реки с каждым годом загрязняется нечистотами и в конечном итоге, как и бытовой фильтр, может забиться, тогда вся грязь, уже без природной очистки, пойдет в реку. А вода не справится с такой нагрузкой.
- Природный фильтр вконец забьется лет через 5-10, максимум 15, - прогнозирует А. Норматов, - сама река в одиночку уже не сможет справляться с загрязнениями. Все население и Варзобского района, и столицы сразу почувствуют на себе резкую перемену. Во-первых, изменится вкус воды, во-вторых, в ней появятся опасные патогенные микроорганизмы. А изменить ситуацию, к сожалению, уже может быть слишком поздно.
"В соответствии с данными Государственного водного кадастра Республики Таджикистан, качество воды бассейна реки Кафарниган, к которым относится и река Варзоб, соответствует I классу (очень чистая вода), и только в отдельных пунктах – к II классу (чистая вода). Однако анализ данных многолетних исследований и наших пилотных экспедиций ставят этот факт под сомнение. Вопрос оценки качества воды Варзоба требует дополнительных комплексных исследований. Имеющаяся информация из опубликованных и ведомственных источников недостаточна как по объему, так и по характеру данных для вышеуказанных целей, противоречива и не всегда достоверна".
(Из доклада "Состояние водных ресурсов реки Варзоб" НПО "Фонд поддержки гражданских инициатив")
Хуже не бывает
ЕСЛИ А. Норматов считает, что "слишком поздно" будет тогда, когда забьется природный фильтр, то наш другой эксперт – профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки, член-корреспондент Академии наук РТ Махмуд ИСМОИЛОВ утверждает, что "слишком поздно" уже наступило:
- Я никогда не видел более грубого, безграмотного, реорганизованного строительства, какое наблюдается в Варзобской зоне, - говорит он, - у нас просто варварское отношение к экологии. Там уже фактически нет ни единого клочка свободной земли. Построено и продолжается строительство различных огромных коттеджей, ресторанов, дач. Может быть, все это красиво выглядит, но нужно думать и об экологии. При строительстве никак не учитывается сброс отходов. Все прямо идет в речку, вода из которой в итоге поступает в наши дома. Водой, которую люди пьют в Варзобском районе, в столице даже поливать нельзя, не говоря уже об употреблении!
М. Исмоилов, учитывая степень загрязнения Варзоба, ставит под сомнение даже очистительные станции, которые вода проходит перед поступлением в дома столичных жителей. По его словам, экологическая нагрузка в зоне Варзоба в тысячи раз превышает допустимую норму.
- Это все равно, что взвалить на человека, вместо положенных 20 килограммов – целую тонну, - говорит эксперт.
- И самое главное то, что такую катастрофическую ситуацию мы создали за 10-15 лет! - утверждает М. Исмоилов, - во времена Союза ситуация там была очень хорошей.
- Что делать?
- По большому счету, мы уже опоздали, - объясняет ученый, - но можно еще попытаться принять какие-то меры, чтобы отходы не поступали в реку. Этот вопрос нужно решать на руководящем уровне. В прошлом году мы обращались с открытым письмом через газету "Мароми пойтахт" к мэру Душанбе – Махмадсаиду Убайдуллаеву - с этим вопросом. Однако не знаем, было ли что-то предпринято по этому поводу. По крайне мере, мы ни о чем не слышали.
Кстати, и М. Исмоилов, и А. Норматов считают, что именно мэр столицы может хоть как-то повлиять на сложившуюся ситуацию на Варзобе.
- Нужно включить Варзобский район в территорию столицы, - говорят они, - чтобы была твердая хозяйская рука. Одно дело, когда "нельзя" говорит председатель Варзобского района и совсем другое, когда Убайдуллаев...
Микробы атакуют
РЯД экологических, таджикских НПО проводили независимые санитарно-бактериологические исследования воды притоков реки Варзоб. Анализы проводились в начале сентября в лаборатории службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора при Минздраве. И вот что они показали.
В графе "общее микробное число" из 10 притоков в 5-ти значится "счету не подлежит". Наиболее чистыми, в которых микробное число колеблется от 116 до 246, признаны реки: Майхура, Сиема, Ходжа-оби-гарм, Оби чох и Гурка. Во всех остальных – Зидды, Такоб, Оджук, Дангана, Харангон, в том числе и деривационный канал (это тот, который ведет воду из Варзоба в столицу), микробы "счету не подлежат".
В графе "коли-индекс", а это показатель материального загрязнения воды, при допустимой норме - 9 тысяч, только в 4-х притоках значится меньшая цифра – Сиема, Ходжа-оби-Гарм, Оби чох, Гурка. Во всех остальных коли-индекс гораздо выше допустимой нормы. Например, в реке Харангон он составляет 96 тысяч!
В графе "патогенная микрофлора", наличие палочки Протея, которая является индикатором опасности возникновения патогенных палочек, она не обнаружена в четырех реках: Майхуре, Сиеме, Оби чох, Гурке. Во всех остальных она уже есть.
23.10.2009
Лилия ГАЙСИНА, Рамзия МИРЗОБЕКОВА,
|