А.Шакур: Новый передел ЦентрАзии. Рахмон совершает визит в Москву, а Евросоюз снимает санкции с Узбекистана 09:55 24.10.2009
Центральная Азия: новый передел Эмомали Рахмон совершает визит в Москву, а Евросоюз снимает санкции с Узбекистана
"Пессимистические прогнозы не оправдались" - так прокремлевские СМИ комментируют завершившийся визит в Москву президента Таджикистана Эмомали Рахмона. "Президентам России и Таджикистана Дмитрию Медведеву и Эмомали Рахмону на переговорах в Кремле удалось решить большинство вопросов, которые отягощали отношения двух стран. Медведеву и Рахмону удалось урегулировать вопросы, связанные с долгом за электричество, реализацией энергетических проектов, в частности, в газовой сфере, а также договориться по российской военной базе в Таджикистане. В принятом же по итогам встречи совместном заявлении президенты зафиксировали "обюдное стремление к дальнейшему расширению и углублению дружеских отношений, стратегического партнерства, союзничеств 1000 а и всестороннего взаимовыгодного сотрудничества"" - сообщает РИА "Новости". Выступая на пресс-конференции по итогам переговоров, президент России призвал форсировать работу по реализации соглашений в энергетической сфере.
Речь, однако, идет не о Рогунской ГЭС - в совместном заявлении отмечается важность дальнейшей реализации "взаимовыгодных проектов в топливно-энергетической отрасли, включая осуществление совместно с ОАО "Газпром" геологоразведочных работ, разработки и эксплуатации месторождений природного газа в Таджикистане". Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, подписанное в мае 2003 года, предусматривает проведение геологоразведочных буровых работ на газоносных площадях Таджикистана, разработку и эксплуатацию месторождений природного газа, строительство и реконструкцию газопроводов. "Газпрому" выданы лицензии на разработку двух месторождений недалеко от Душанбе - на площадях "Сарикамыш" и "Западный Шаамбары", напоминает РИА "Новости".
Напомним: накануне визита не было недостатка в прогнозах, что в двусторонних отношениях Таджикистана и России далеко не все так гладко, как хотелось бы. В Душанбе все настойчивее поговаривали о том, что неплохо было бы России начать платить за свою 201-ю военную базу. К тому же в Душанбе не хотели дарить России свой крупнейший энергетический проект - Рогунскую ГЭС, настаивая, что Москва может принять участие в ее строительстве, точнее, достройке только в рамках международного консорциума (после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС привлекательность российского "гидростроя", прямо сказать, не то чтобы зашкаливает). Плюс ко всему Душанбе не может не волновать нынешняя российская миграционная, точнее, "антимиграционная" политика. вернее, положение таджикских "гастарбайтеров". В ответ Москва подняла излюбленную тему о русском языке: как указывают "Аргументы и факты", русский язык "вычеркнут из Конституции, а знание таджикского стало обязательным для всех граждан. Законодательная ситуация стала напоминать прибалтийскую, хотя де-факто в Таджикистане пока что с русским языком неплохо. Курс Рахмона на "таджикизацию" Таджикистана несомненен - чего стоит хотя бы изменение им собственной фамилии". Русских в Таджикистане не более 1% населения. Но главное состояло в другом: в Таджикистане давали понять, что более не намерены играть роль этакого "неофициального Калининграда".
"То, что Рахмон пытается выстраивать свой вариант многовекторности и действовать по примеру более успешных азиатских коллег типа Назарбаева, воспринимается Москвой как неоправданная политика, - заявил "Коммерсанту" завотделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. "Что позволено казахам, не позволено таджикам, живущим в малоперспективном в экономическом плане и зависимом от российских инвестиций государстве. Их претензии на самостоятельность воспринимаются как покушение на статус РФ в регионе".
Но, несмотря на уверения РИА "Новости", что Москве и Душанбе удалось все решить и урегулировать, на деле все далеко не так радужно. Как указывает РИА "Новости", после переговоров министр обороны России Анатолий Сердюков заявил российским журналистам, что никаких сложностей с российской базой в Таджикистане нет, а ворос о возмездном использовании базы до срока истечения нынешнего договора, который рассчитан до 2014 года, не обсуждался. Но не исключено, что потом Москве все-таки придется платить. Министр напомнил, что президенты дали поручение создать рабочие группы по подготовке проекта нового соглашения функционирования российской военной базы после 2014 года. "Мы рассматривали два вопроса - либо продолжение базы в том режиме, в котором она сейчас существует, либо на платной основе. О цифрах говорить еще рано. Мы еще не понимаем, как их подсчитывать", - признал Сердюков.
Наконец, в подвешенном состоянии остается и вопрос с Рогунской ГЭС, где Москве надо еще и учитывать интересы Узбекистана. Где весьма нервно реагируют на "супергидропроекты" в соседних горных Таджикистане и Кыргызстане, не без оснований считая, что огромные водохранилища не самым справедливым образом перераспределяют гидроресурсы. В советские годы централизованного хозяйства эта проблема более-менее решалась: зимой воду в водохранилищах накапливали, в том числе за счет снижения выработки электроэнергии, летом - сбрасывали на поля. Но когда СССР перестал существовать, выяснилось, что нефть и мазут, которые в Таджикистан поставлялись в том числе и из Узбекистана, имеют свою цену, выраженную в СКВ, а вот удержание воды - нет. В первую же зиму, оставшись без энергоносителей, за которые было нечем платить, в Таджикистане запустили на полную мощность турбины, сбросив воду на поля. Летом оказалось, что водохранилища пусты. И притом что СССР не существует уже 18 лет, выработать юридический механизм использования водных ресурсов не удается по сей день. На этом фоне в Узбекистане Рогунская ГЭС воспринимается как еще одна "петля на шею", где конец веревки держат в Душанбе.
Но самое примечательное, что визит Рахмона в Москву совпал с сенсационным сообщением британского The Observer. Cогласно ему, страны ЕС планируют снять с Узбекистана санкции, введенные в отношении республики в связи с жестоким подавлением беспорядков в Андижане в 2005 году. Речь идет об отмене запрета на поставку оружия и военной техники. По информации издания, решение уже согласовано на совещании европейских дипломатов в Брюсселе, которое состоялось 20 октября. Официально оно, как ожидается, будет утверждено на встрече министров иностранных дел стран ЕС на следующей неделе.
Санкции, действовавшие с 2005 года, включали в себя также запрет на въезд в страны ЕС для высокопоставленных узбекских чиновников, а также ограничение экономических связей с республикой.
Большинство ограничительных мер были отменены в октябре 2008 года (продолжило действовать только эмбарго на продажу оружия). В ЕС тогда заявили, что решили поощрить Узбекистан за "прогресс в обеспечении прав человека".
В нынешнем проекте заявления министров, как сообщается, приводятся аналогичные аргументы. Там говорится, что Узбекистан за последние годы предпринял "ряд позитивных шагов", касающихся прав человека, так что в дальнейшем продлении санкций нет необходимости.
Эксперты не исключают, что главную роль здесь сыграло стремление ЕС укрепить отношения с Узбекистаном, имеющим ключевое значение для снабжения войск коалиции в Афганистане - а там расквартированы военные не только из США, но и из стран ЕС. Плюс ко всему Узбекистан имеет важное значение для реализации проекта "Набукко". Не говоря уже о том, что связи с Ташкентом заметно укрепляет Вашингтон. Проще говоря, в Центральной Азии начинается новый "передел влияния", и ситуация в регионе меняется не в пользу России.
А.ШАКУР 24.10.2009
|