"Slate": Перед Обамой стоит трудный выбор по Афганистану 17:14 30.10.2009
Определяя ухудшение ситуации в Афганистане
Новая стратегия президента будет учитывать то, что возможно. На что будет похож Афганистан после вывода американских войск? В предстоящие недели президент Обама должен будет ответить на этот вопрос, а также на вопрос о том, отправит ли он дополнительные войска для сражения. Ответ поможет определить успех вооруженных сил, и помимо этого, он является ключом к популяризации новой стратегии среди общественности. Вероятно, Обама будет управлять ожиданиями, установив для них низкую планку. Министр обороны Роберт Гейтс сказал, что никому не следует ожидать того, что Афганистан будет раем. Это – замалчивание недосказанности, учитывая уровень правительственной коррупции и распространенной нестабильности. Страна, которая появится после американской оккупации, возможно, будет выглядеть как Бангладеш. Эта страна, которую Киссинджер однажды назвал "международным инвалидом", теперь является достаточно стабильным государством, способным предотвратить разрушение, и управляется правительством, препятствующим созданию террористических лагерей. (От "международного инвалида" к здоровому государству)! Джордж Буш говорил о создании процветающих демократических стран в сердце Ближнего Востока. Во время первых лет войны в Ираке и Афганистане, чем глубже становилось обязательство, тем больше росли обещания Буша о том, что сразу после завершения конфликта, в теперь уже мирной стране произойдет эффект домино. По всему региону быстро распространятся демократия и либерализм. Как сказал Буш накануне войны в Ираке: "Освобожденный Ирак может продемонстрировать силу свободы для изменения жизненно важного региона, принеся надежду и прогресс в жизни миллионов людей".
Барак Обама вступил в должность с более реалистичным взглядом об отношениях между демократическими процессами и свободными обществами. "Выборы – это не демократия, как мы понимаем это", - сказал он накануне своей инаугурации газете "Washington Post".
При наличии опыта, президент Обама должен был свести на нет этот реализм. "Определение того, что возможно в Афганистане, ограничилось в марте, и будет ограничиваться снова", - говорит высокопоставленный чиновник Пентагона в отношении последнего громкого политического заявления Обамы по Афганистану, озвученного в марте.
Как президент может оправдать стратегию выделения дополнительных войск, несмотря на отказ "распродать товар, который они могут произвести"? Вероятно, Обама передаст видение по Афганистану так, как предложил Джон Керри в своем недавнем выступлении перед Советом по международным отношениям: "Для достижения наших целей, друзья, от нас не требуется построение безупречной демократии. Для этого не требуется победа над "Талибаном" в каждом углу страны или создание современной экономики. То, о чем мы говорим, это – "достаточно хорошее руководство", основное устойчивое развитие и достаточно эффективные афганские войска, чтобы мы могли вывести наши войска из страны".
Так, в то время, как каждый согласен с тем, что важным аспектом американской задачи является нормальное функционирование афганского правительства, речь идет о том, где прекращаются амбиции. Было бы хорошо добиться чего-то лучшего, но в этом нет необходимости. По индексу восприятия коррупции Афганистан занимает 176 место из 180. Администрация Обамы не стремится передвинуть страну в верхнюю половину этого списка. (Бангладеш занял 147 место - другой, достаточно неплохой показатель).
Если президент решит не отправлять еще десятки тысяч военнослужащих, определение по ухудшению ситуации в Афганистане помогает объяснить, почему решение об отправке ограниченного количества войск было бы правильным. Если он решит вообще не отправлять войска или отправить минимум войск на его взгляд (скажем от 10 до 15 тысяч), необходимо снизить вероятность того, чтобы не выглядело так, будто он недооценил ресурсы, необходимые для проведения военных операций. Это и было постоянным утверждением Обамы относительно военных усилий Буша. Наоборот, он сможет утверждать, что он не потерпел неудачу, пытаясь восстановить Афганистан, поскольку он не отправил достаточного количества войск, потому что никогда не обещал "преображения".
Если президент примет решение о выделении примерно половины запрашиваемых командующим в Афганистане войск (40 тысяч), тогда он возьмет на себя обязательство по ведению основательной борьбы против повстанцев. В этом случае ему придется понизить ожидания по афганской ситуации в целом, чтобы ясно дать понять, что он не брал на себя обязательства относительно полного восстановления страны, включая создание процветающего общества. "Действия против повстанцев стали синонимом построения государства", - говорит высокопоставленный чиновник из Министерства обороны. "Мы должны изменить это". И один из способов сделать это – пересмотреть тип государства, которое строится.
Джон Дикерсон "Slate", 28 октября 2009 года Перевод –
|