А.Блинов: Афганистан на перепутье. Тупиковая военная ситуация побуждает США делать упор на политические рычаги 00:59 02.11.2009
Афганистан на перепутье Тупиковая военная ситуация побуждает возглавляемую Вашингтоном коалицию делать растущий упор на политические рычаги Больше всего страдает от терактов мирное население.
Нападения на учреждения и гостиницы прямо в центре столицы, засады и взрывы на дорогах, растущий наркотрафик. Ситуация в Афганистане такова, что нынешняя американская администрация, унаследовавшая от предыдущей затяжную войну, вынуждена во второй раз за сравнительно короткий срок пересматривать свою стратегию в этой стране.
Подтасованный миллион голосов
Почти 20 часов напряженных бесед потребовалось американскому сенатору Джону Керри, чтобы убедить президента Афганистана Хамида Карзая согласиться на проведение в стране второго тура выборов главы государства. До этого Карзай частично признавал нарушения, допущенные при голосовании, но стоял на том, что общей картины они не меняют. Поэтому предложение о проведении второго тура он воспринимал исключительно как попытку отобрать у него победу. Но Независимая комиссия по контролю за выборами, действовавшая под эгидой ООН, объявила, что подтасовано около миллиона бюллетеней и Карзай получил меньше требуемых в первом раунде 50% голоcов.
На переголосовании настаивали и другие западные представители, включая послов стран НАТО, но убедительнее всех был Керри. Не зря, ведь он – доверенное лицо президента США Барака Обамы, ветеран войны (вьетнамской) и одновременно – антивоенного движения. А США здесь главный игрок – ведущий донор режима и основная боевая сила.
Керри смог убедить Карзая, что проведение второго тура позволит подкрепить легитимность режима. Сам афганский президент, видимо, положился на то, что его главному сопернику Абдулле Абдулле вряд ли через две недели удастся получить намного больше голосов, чем в первом туре (31%).
Новое голосование назначено на 7 ноября, однако преобладающим комментарием к этому решению в Афганистане и еще больше за его пределами стали сомнения, что за столь краткий период удастся хоть что-то сделать по недопущению новых махинаций с бюллетенями для голосования. По крайней мере нет времени и ресурсов, чтобы уточнить списки избирателей или обеспечить должную безопасность на участках. В США, где наиболее чувствительно относятся к этой теме, выдвинута даже идея оснастить телекамерами те участки, где из-за угрозы талибов не могут находиться международные наблюдатели.
Для многих затея со вторым туром выглядит сомнительной. Разве можно стать честным со второй попытки? Скорее всего речь идет о намерении произвести некую перестройку режима, направленность которой пока не раскрывается. Но можно выявить ее отдельные элементы. Например, показателен возросший интерес коалиционных сил к нынешнему сопернику Карзая на выборах Абдулле Абдулле. Он является одним из видных деятелей Северного альянса, который в свое время освободил Кабул от талибов при поддержке американской авиации. Ставка на президента от пуштунов, наиболее крупного этноса в стране, себя не оправдала или он сам не оправдал ожиданий. А может, речь идет о попытке более удачно скомбинировать обе силы: и представителей северных этносов (таджики, узбеки), и южных – пуштунов.
Накануне первого тура Абдулла высказался в пользу формирования коалиции с Карзаем, но сейчас предпочитает роль главного оппозиционера. В принципе возможны оба варианта. Налицо две составные части из гипотетической коалиции, в которую могут быть приглашены и некие умеренные талибы. Если, разумеется, таковые существуют.
В любом случае все более явственно прорисовывается готовящаяся реорганизация режима в Кабуле. Второй тур президентских выборов явно призван послужить этой цели.
Меню от Стэнли Маккристала
В ситуационном зале Белого дома в Вашингтоне уже третью неделю идут дискуссии в рамках затеянного по указанию президента Барака Обамы пересмотра стратегии войны в Ираке. Это вторая попытка заняться данной темой при Обаме – первый пересмотр был произведен в апреле. В центре споров – доклад командующего коалиционными войсками генерала Стэнли Маккристала. Опытный военный, он представил в Вашингтон запрос в форме своеобразного меню. В нем несколько "блюд", каждое имеет свою цену. Самое дорогое – уверенное движение к победе обеспечивается посылкой в Афганистан подкреплений численностью до 60 тыс. солдат. Самое дешевое – продолжение войны без посылки дополнительных войск чревато поражением. Все внимание сосредоточено на запросе на 44 тыс. солдат, который позволит коалиции взять военную инициативу в свои руки. Однако и эта цифра отпугивает влиятельных советников Обамы и, похоже, самого американского президента.
Причина такой осторожности очевидна – после восьми лет войны в обществе накопилась психологическая усталость от затяжного конфликта. Хотя счет американских потерь сравнительно невелик – около 800 убитых. Правда, с увеличением численности войск возрастают и потери. Особенно крупными они оказались в нынешнем месяце – в третьей декаде достигли 55 человек.
Не помогают очевидные аргументы – ссылки Обамы на "вынужденный" характер войны и напоминание, что затяжным конфликт стал из-за отсутствия стратегии войны у предыдущей администрации, которая бросила главные силы в Ирак. По данным последнего по времени опроса общественного мнения, 59% респондентов высказались против посылки дополнительных войск в Афганистан, причем 52% согласились со сравнением данного конфликта с вьетнамской войной (?!). Наиболее сильны антивоенные настроения в кругах либерально настроенных демократов, в то время как консервативные круги Республиканской партии, наоборот, настаивают на решительных действиях. Это размывает политическую базу Обамы.
На этом фоне Белому дому приходится усиливать акцент в вырабатываемой новой стратегии на невоенные аспекты усилий в Афганистане. Эксперты администрации подчеркивают необходимость укрепления нынешнего режима как с военной точки зрения, так и политической, и экономической. На недавнем совещании министров обороны стран НАТО в Братиславе его участники дружно поддержали призыв Вашингтона усилить подготовку и обучение военнослужащих афганской армии. Логика тут проста: стоимость содержания одного солдата НАТО в 50 раз выше, чем афганского.
Привлекает внимание еще один выявившийся в последнее время аспект планируемой стратегии – попытка привлечь на свою сторону часть талибов. Используемое при этом определение – "умеренные" – подразумевает те формирования, что могут пойти на контакт в интересах получения места во власти или денег. Именно на них рассчитано разъяснение, которое все чаще звучит в Вашингтоне: США и возглавляемая ими коалиция считают своим врагом в Афганистане террористическую "Аль-Каиду".
На днях американские СМИ раскрыли один из секретов "войны по-восточному", которую коалиция ведет в Афганистане. Обнаружилось, что на протяжении последних восьми лет ЦРУ числило в своих платежных ведомостях Вали Ахмеда Карзая, младшего брата президента Афганистана. Младший Карзай возглавляет провинциальный совет Кандагара и одновременно является местным полевым командиром. При его помощи ЦРУ создало вооруженный отряд, враждующий с талибами, и организует контакты с нужными им фигурами среди тех же талибов. Сам Карзай, пользуясь протекцией со стороны американцев, занимается наркотрафиком и использует ополченцев для борьбы с другими наркобаронами.
До этого оскандалились итальянцы. Они на протяжении ряда лет откупались от талибов в районе своей дислокации, но затем передали пост французам, "забыв" сообщить о сделке с боевиками. В дальнейшем недовольные талибы устроили засаду французскому патрулю, убив 10 человек. Получается, что покупаемая таким образом лояльность или нейтралитет держатся лишь столько времени, сколько платятся деньги.
Подобные приемы борьбы могут дать определенный эффект, но все же без посылки в Афганистан дополнительных войск коалиции не обойтись. Обама пообещал, что он может принять решение по запросу Маккристала до второго тура выборов, но объявит о нем лишь тогда, когда будут известны их итоги. Таким образом, дата 7 ноября становится своего рода вехой, после которой кое-что существенное должно поменяться в Афганистане.
02.11.2009 | Артур Блинов
|