С.Туник: Какой кредит? Доверия! Сюрпризы на неделе валились на казахстанскую публику, как из дырявого мешка 07:55 02.11.2009
Какой кредит? Доверия!
Сюрпризы на неделе валились на публику, как из дырявого мешка! И один другого сюрпризистей. А первым опять был самый нескучный в партии "Нур Отан" человек – Дархан Калетаев. Он сильно обиделся на генерального секретаря ОСДП "Азат" Амиржана Косанова. Тот, видите ли, обозвал "Нур Отан" "исчадием ада". Помнится, Энгельс с Каутским не особо церемонились в своей переписке. Да и Ленин о товарище Троцком тоже не особо лестно высказывался. Могу порекомендовать г-ну Калетаеву принять этот стиль конкурентной борьбы и в отместку обругать политических конкурентов "исчадием рая" – надо же как-то отвечать на "злые происки врагов"? Однако в "переписке" Косанова и Калетаева меня насторожил один аспект: второе лицо в "Нур Отане" неожиданно заявило, что "можно критиковать курс правящей партии, но не надо критиковать то, что делает партия". Интересно, в каком кодексе политической борьбы прописано такое ограничение? А если мне не нравится ни курс, ни то, что вытворяет какая-нибудь партия в лице своих представителей в ходе выборов? Что же теперь: только моей собаке на кухне свои соображения на этот счет излагать? И какими словами?
Вот, к примеру, недавно прошли довыборы в маслихаты. И во всех 55 округах победили однопартийцы товарища Калетаева. Теоретически я могу поверить в такой успех. Но практически – держите меня семеро! – трудно поверить в такую "кассовость" волеизлияния электората. Кстати, недавно вновь перечитал предвыборную программу "Нур Отана" образца 2007 года. Там много радостных букв и веселящих цифр. Вооружился логикой, взял в сообщники калькулятор, Налоговый, Уголовный и Административный кодексы и выяснил, что добрая половина этих букв и цифр выглядит сегодня "липой". Курс партии, на мой вкус, нормальный. Но вот то, что она делает – и главное как! – тут недоумение плавно превращается в раздражение.
Почти все большие и средние чиновники, а также примкнувшие к ним мелкие клерки типа классического Башмачкина А.А. – члены "Нур Отана". И заметьте: именно они являются главными героями коррупционных скандалов. "Исчадия рая" попадают на скамью совершенно по другим статьям – в основном, за нарушение закона о порядке проведения митингов и демонстраций. Разумеется, писали его члены одной партии – правящей. Документ этот маленький, авторский коллектив – еще меньше. Основная его мысль – Бог есть. Но не для всех. А подтверждение этому грянуло на минувшей неделе, когда наш однополый (в политическом смысле) парламент начал рассматривать поправки в законы, регламентирующие неприкосновенность частной жизни.
Что предлагают избранники правящей партии? Уголовную ответственность – до пяти лет лишения свободы! – за распространение в СМИ "незаконно полученных сведений о частной жизни лица". Иными словами, теперь практически любую обнародованную информацию о неблаговидных деяниях любого чиновника можно причислить к вмешательству в его частную жизнь. Примеры? Да их как подарков в мешке у Деда Мороза! Устроил аким N свою любовницу, дочь или свояченицу секретаршей, хотя та ни лицом, ни образованием не вышла – уже "вмешательство"! Отписал победу на тендере по госзакупкам шурину или тестю – такая же фигня: пять лет лишения свободы рассекретившему указанную часть частной жизни…
Стыдно упрекать оппозицию в непарламентских выражениях с таким неуменением ковыряться в собственном носу! Не знаю, г-н Калетаев, на чем вы там ворожите: на бараньих лопатках, на кофейной гуще или на "дорожных картах" – но, видимо, партия считает, что частная жизнь чиновников – сплошной компромат, которого они страшно стесняются. А от финпола не уйдешь. Но если ушел – знать уже ему не судьба. Сюрприз от партии "Нур Отан"! Смотрите "Хабар"!.. Все равно мир не перевернется, Булат Абилов больше никогда не станет нуротановцем так же, как нормальная водка – безалкогольной. Потому что для таких истово партийных людей, как Дархан Калетаев, всегда все не так: пуля – не дура, а в реально здоровом теле – здоровый штык! А все остальные пусть моют ноги перед тем, как выйти ими вперед…
Глава АФН Елена Бахмутова сюрприза соотечественникам на неделе не нанесла, но ее заявление, что не следует надеяться на введение некоего моратория на погашение банковских кредитов, внесло сумятицу в мою голову. Дословно: "Я категорически против компанейщины. Когда люди брали кредиты, они рассчитывали свои возможности, подписывали обязательства, предоставляли гарантии… Заемщики иногда думают, что ликвидация банков спасет их от возврата денег. По действующему законодательству… они должны заплатить долги с учетом штрафов, пени, начисленного вознаграждения".
Елена Леонидовна, я с вами почти согласен! Но ведь банки, когда брали займы у иностранцев, тоже "рассчитывали свои возможности, подписывали обязательства, предоставляли гарантии"? Стало быть, вы считаете, что банки, которые занимали за границей бабло миллионами под очень вменяемые проценты, а потом выдавали кредиты соотечественникам под космические проценты – это нормально. А когда грянул кризис и люди попали под его колеса – это ненормально?
А вы, случаем, не интересовались, почему именно в банковском секторе – уже очень много лет – самые большие зарплаты? Почему банкиры – даже когда кризис показал свои зубы в полный рост – себя премировали, а не кремировали? А иные вообще в бега подались, чтобы не мучить себя и клиентов этой дилеммой. Но вы-то, Елена Леонидовна, знаете, откуда растут ноги этих ушей? Чай, не первый день с этой регулятивной гармошкой по вагонам ходите, в курсе, кому и чего "петь" надо. И знаете, что банкиры пока не собираются посыпать головы пеплом – пока еще, спасибо, не пеплом бывших клиентов. Но, судя по вашим словам, скоро дело и до этого дойдет…
Кстати, масла в этот костер подлил на неделе еще один "сюрпризер" – управляющий директор по переработке и маркетингу нефти ННК "КазМунайГаз" Данияр Тиесов – идеологический брат г-на Калетаева. Он заявил, что "надо справедливо увеличить стоимость высокооктановых бензинов, чтобы снизить волнообразные скачки цен". На каком слове он здесь ошибся, а где ушибся – пока понять не могу. Но что-то болезненное в этом суждении все-таки присутствует. Если следовать логике г-на Тиесова, то такой бензин потребляют высокооплачиваемые соотечественники. Тогда можно поднять цены на все: на мясо – от него, такого дорогого, человек сильно стареет. На овощи: если много съесть – можно опухнуть. На воду – чтобы не перегружать канализацию, где она есть. На воздух – чтобы было, куда гадить автотранспорту... Полагаю, "управляющему директору" Тиесову зарплата позволяет заправить личное авто хоть космическим топливом. Но на корпоративной машине он за деньги налогоплательщиков катается?
А почему бы сразу не запретить соотечественникам пользоваться личным автотранспортом: мол, хватит жечь экспортный продукт? Тем более, если верить Агентству по статистике, почти половина населения считает, что уровень его благосостояния остался на прежнем уровне. Исследование это было, правда, в августе: тогда еще не так сильно исследуемые потребляли продукты ниже ценой, не так ограничивали расходы на развлечения… Но вот уже ноябрь: где сюрприз?..
№ 42 (454) от 02.11.2009 Сергей ТУНИК
|