Элисса Богос: Кабульские гадалки-фалбины нашли свою нишу в окружающем вихре событий 08:27 02.11.2009
Кабульские гадалки нашли свою нишу в окружающем вихре событий
Предсказатели-фалбины, использующие строки из Корана для лечения различных недомоганий, занимаются своей деятельностью в Афганистане на протяжении вот уже многих веков.
На протяжении веков гадалки неизменно служили источником утешения для жителей раздираемого конфликтами Афганистана. Некоторые ведут отсчет своему занятию со времен завоевания этого региона армией Александра Македонского. Сегодня предсказателей (называемых "фалбин") можно найти в Кабуле в магазинчике, будочке или на углу улицы возле мечети или другого места религиозного поклонения. Их популярность не падает несмотря на то, что полиция периодически устраивает на них облавы, а муллы подвергают их занятия критике, считая их неисламскими.
Лавчонки, где предсказывают судьбу, выстроились вдоль тихой боковой улочки в центре Кабула у мечети Шо-и-ду-Шем-Шера. Саид Реза, занимающийся предсказаниями вот уже 15 лет, расположился в небольшой лавочке, окруженный книгами и стопками бумаг с начертанными на них красными чернилами диаграммами с арабскими цифрами. Эти диаграммы, по словам предсказателя, помогают определить, какой параграф из Корана подходит тому или иному клиенту. Многие из посетителей предсказателя приходят к нему, желая узнать о своем здоровье, и он тут же определят параграф Корана, который поможет страждущим избавиться от проблем с желудком, зубной или головной боли.
В случае желудочных недомоганий Саид Реза погружает в воду листочек бумаги со строками из Корана, которые приблизительно переводятся так: "Ты – венец творения в этом и загробном мирах". Выпив воду, посетитель помещает остатки мокрой записочки в какой-нибудь укромный уголок, зачастую в стене своего дома. "Постепенно человек поправляется. Коран лучше докторов", – говорит Саид Реза.
Норандорсенг – сикх, родившийся в Афганистане. По его словам, он сотрудничал с афганским правительством в сфере безопасности в коммунистические времена в начале 1990-х годов. Теперь он проводит свои дни, сидя на полу магазинчика в кабульском районе Карте Парван, занимаясь продажей традиционных индийских снадобий и предсказаниями. "Мусульмане приходят ко мне со своими проблемами, потому что доверяют индийцам", – говорит он.
"Первый вопрос, который я задаю своим посетителям, доверяют ли они мне. Если они отвечают "да", я приступаю к работе и вручаю им стихотворную строку из моей книги, которую им надлежит положить под подушку. Если они говорят "нет", то я велю им покинуть мой магазин", – рассказывает Норандорсенг.
По его словам, вышеназванная книга, написанная на пенджабском языке, содержащая множество таблиц, не является священной. Он не одобряет фалбинов, использующих в своей практике Коран. "Коран – священная книга. Когда они дают своим посетителям строчку из Корана, чтобы помочь, например, с сердечнососудистыми проблемами, то если посетитель не исцеляется, он приходит в ярость и клянет предсказателей, бросая на землю бумажку со священными строчками".
Вдруг Норандорсенг становится очень серьезным. "На самом деле я не очень-то верю в то, что делаю. Только мусульмане верят в это. Мне просто приходится этим заниматься, чтобы заработать себе на жизнь", – признается он.
С точки зрения 75-летнего муллы Матгауса из Кабула, предсказателям не стоит доверять. Хотя он и пишет строчки из Корана для людей, имеющими какие-то проблемы со здоровьем или страдающим душевными расстройствами, он подчеркивает, что использует только Коран – никаких игральных костей или других предметов. "Если я отправлюсь в высокогорную долину Пандшир и попрошу гадалок рассказать мне, в какой горе находятся золото и изумруды, они не смогут этого сделать. Никто не сможет. Эти люди, называющие себя предсказателями, поступают дурно", – говорит он.
Уроженец Пандшира Саид Ахмад занимается предсказаниями вот уже 30 лет. За кружкой крепкого чая он рассказал, что начал заниматься этим, потому что его дед также был фалбином. Из шестерых братьев предсказателем стал один Саид. "Мой отец остановил на мне выбор из-за моей памяти", – говорит он.
Саид Ахмад признается, что владеет рестораном и не нуждается в доходе от предсказаний, но продолжает этим заниматься, потому что ему нравится это занятие. По мнению некоторых, он хороший предсказатель.
Подросток с непокорными волосами по имени Рамин говорит, что приходит к Саиду со своей матерью с самых детских лет. "В прошлом месяце мама родила ребенка, и ребенок очень слабенький. Но мы приходим к Саиду Ахмаду за помощью, и моему братику становится лучше. Я верю в то, что он делает на все 100 процентов", – говорит Рамин. Глаза Ахмада лучатся, когда он перечитывает строфы из Корана, которые он дал Рамину для его маленького брата. Слова ритмично срываются с его губ.
Когда в дверь входит новый посетитель, Саид Ахмад спрашивает, как его зовут и вручает ему набор старых бронзовых игральных костей с написанными на них арабскими буквами. Посетитель бросает кости, двое мужчин смотрят на буквы и улыбаются. Нацепив очки, Саид Ахмад соотносит буквы с математическими таблицами, а затем обращается к Корану. Он поднимает брови, посетитель смотрит на него в напряженном ожидании. "Слушайте внимательно…", – заводит предсказатель.
Автор - Элисса Богос является журналистом и фотографом из Кабула. 29 октября 2009
|