В.Калабин: Казахстанская "нефтянка" и поворот инвестиционных рек 08:32 02.11.2009
Поворот инвестиционных рек
Прямые иностранные инвестиции в Казахстан в ближайшие годы будут расти, но пока ничто не говорит о том, что они пойдут куда-то помимо нефтяного сектора
В конце октября на расширенном собрании фракции НДП "Нур Отан" в мажилисе парламента РК премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил, что достигнуты договоренности с иностранными партнерами по привлечению дополнительных инвестиций для реализации совместных проектов в объемах: 13 млрд долларов из Китая, 5 млрд долларов из Кореи, 3 млрд долларов из России, более 2 млрд долларов из Франции. "Это не абстрактные инвестиции. За ними стоят вполне конкретные и тщательно проработанные проекты", – подчеркнул он. Речь идет действительно о значительных суммах, учитывая, что за первые полгода в Казахстан было привлечено прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в объеме лишь трети этой суммы. С этой проблемой столкнулись многие страны. Мировой экономический кризис привел к сокращению возможностей привлечения финансирования и осложнению практики рефинансирования кредитов. Объемы заимствований на внешних рынках сократились для развивающихся экономик во всем мире в прошлом году на 42% по сравнению с 2007 годом. В 2008−м прирост наблюдался только в объеме прямых иностранных инвестиций – их доля в структуре финансирования выросла до 73%. Такие же тенденции наблюдаются и в Казахстане. В 2008 году упал объем портфельных иностранных инвестиций и вырос объем прямых инвестиций. Между тем ПИИ очень важны для нас – в последнем предкризисном году (2007) накопленный объем ПИИ в нашу экономику составил 70 млрд долларов при 80 млрд, вложенных внутренними инвесторами. То есть ПИИ дают почти половину инвестиций.
В ближайшие несколько лет международные финансовые рынки будут труднодоступны для развивающихся экономик, в том числе для Казахстана, поэтому привлечение ПИИ должно стать ключевым источником финансирования развития страны в ближайшие годы. Причем Казахстану придется добиваться изменения структуры инвестиций – иначе они, как и прежде, будут консервировать сырьевой характер нашей экономики.
Новый год – старые проблемы Прошлый год принес надежду на изменение диверсификации иностранных инвестиций. Например, добыча сырой нефти и природного газа с 2003 по 2007 год занимала в среднем 35% в структуре ПИИ, а в 2008−м этот показатель зафиксирован на уровне 13%. Деятельность по проведению геологической разведки и изысканий, занимавшая в 2005–2006 годах 50–53% объема ПИИ, в 2007–2008−х составляла 36–38%. При этом наблюдался рост доли вложений в обрабатывающую промышленность. А также за 2007–2008 год заметно вырос удельный вес прямых иностранных инвестиций в финансовую деятельность. В целом 2008 год установил абсолютный рекорд по объему прямых иностранных инвестиций – 20,1 млрд долларов, хотя при этом стоит отметить падение темпов роста ПИИ в Казахстан.
2009 год разбил надежды на диверсификацию ПИИ и увеличение инвестиционных потоков. В первом полугодии 2009−го наблюдался спад объема прямых иностранных инвестиций. Так, если в первом полугодии прошлого года объем ПИИ составил 9,4 млрд долларов, то за тот же период текущего года – 7,7 млрд. В первую очередь падение связано с сокращением объема ПИИ в обрабатывающую промышленность и финансовую сферу. Существенно сократился объем ПИИ в черную и цветную металлургию. Упали и объемы вложений в добычу нефти и природного газа. В текущем году Казахстану необычайно повезло с рыболовством. За полгода объем ПИИ в эту отрасль составил 52,2 млн долларов (в 2008 году был достигнут предыдущий рекорд ПИИ в эту отрасль – 21,7 млн долларов за год). Даже совместно с сельским хозяйством этот сектор никогда не получал таких инвестиций. При этом сельское хозяйство (совместно с рыболовством, охотой и лесоводством) имеет незначительную долю в структуре валового притока ПИИ (0,7%). Продолжили свой рост вложения в деятельность по проведению геологической разведки и изысканий. Поэтому по результатам полугодия структура инвестиций частично вновь перераспределилась в сторону добывающего сектора.
Если же говорить о нетто-притоке ПИИ, то его объем составил в первом полугодии 2009 года 5,2 млрд долларов, снизившись на 16,4% по сравнению с чистым притоком за аналогичный период прошлого года (6,2 млрд). Как отмечает старший эксперт Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Института экономических исследований Мадияр Кенжебулат, данные цифры свидетельствуют, что, несмотря на кризис, нет катастрофического падения притока ПИИ в Казахстан, т.е. инвестиционная привлекательность остается на хорошем уровне.
Изменился в 2009 году и географический расклад. В прошлом году наблюдался значительный рост инвестиций из Объединенных Арабских Эмиратов. Общая сумма поступлений составила 374,6 млн долларов вместо 6,2 млн в 2007 году. В текущем году активность инвесторов из этой страны вновь спала. Основные страны-инвесторы практически не изменились за первое полугодие. Лидеры по ПИИ – по-прежнему страны, на территории которых расположены популярные офшорные зоны: Нидерланды, США, Виргинские острова, Великобритания и др. То есть многих иностранных инвесторов можно считать таковыми лишь с натяжкой. Отметим, что за исключением инвестиций из США, поступления из других указанных стран заметно упали в первом полугодии 2009 года, что и обусловило общее падение уровня ПИИ.
Альтернативный вариант На первый взгляд может показаться, что процесс диверсификации затронул и структуру объектов инвестирования. В прошлом году можно отметить объявление о покупке российским "Авто-ВАЗом" блокпакета казахстанской компании "АЗИЯ АВТО" (сделка пока не закрыта). В финансовой сфере – покупку корейским KookminBank контрольного пакета АО "Банк ЦентрКредит" и приобретение арабской инвестиционной компанией Alnair Capital Holding крупной доли (чуть более 25%) в АО "Казкоммерцбанк". Также на казахстанский рынок вышла российская инвестиционная компания "Тройка Диалог". В июле текущего года было запущено локомотивосборочное производство General Electric в Астане. Казахстан совместно с Францией будет создавать космические спутники. В конце октября "Казатомпром" подписал соглашения с японскими компаниями в области редких и редкоземельных металлов, направленные на создание на территории Казахстана совместных предприятий с крупнейшими японскими корпорациями в области редких и редкоземельных металлов и продукции на их основе. В kaspi bank нам рассказали, что фонд прямых инвестиций Baring Vostok (в конце 2006 года инвестировавший 100 млн долларов в kaspi bank) намерен купить пенсионный фонд и другие компании в финансовом секторе (год назад речь шла и о другом банке). Но здесь проблема в том, что мало качественных активов.
И даже в ретейл периодически приходят иностранные игроки. Несколько лет назад на казахстанский рынок вошла компания "Вестер". Она инвестировала в развитие розничной сети супер- и гипермаркетов в Казахстане более 10 млн долларов в течение 2007–2008 годов. "Вестер" уже утвердила проект освоения рынка ретейла в РК на 2007–2015 годы, в рамках которого будет открыто не менее 20 объектов с торговыми площадями около четырех тысяч квадратных метров каждый. "Будут освоены инвестиции порядка 80 миллионов долларов, то есть в среднем около 14 миллионов в год", – поясняет руководитель службы маркетинга и рекламы группы "Вестер" Татьяна Тюрина. "Вестер" вошла на казахстанский рынок по ряду причин: рост экономики и инфраструктуры, а также удобное географическое расположение.
"Вестер" – не единичный пример. В конце октября в Астане открылся торговый центр компании МЕТРО. Тот же Baring Vostok в течение двух лет присматривался к разным компаниям в секторе ретейла, однако еще не совершил сделки: мотив – чем дольше ждешь, тем ниже цены. Правда, другие игроки, например IKEA, так и не решились пока зайти в Казахстан.
По мнению председателя правления Aureos Capital Сева Веттиветпилаи, альтернативой сырьевому сектору могли бы стать крупные инфраструктурные проекты, инициируемые казахстанским правительством, среди которых автокоридор Западная Европа–Западный Китай, железные дороги Хоргос–Жетыген, Узень–граница Туркменистана, сеть логистических центров.
Однообразные перспективы Инвестиционные проекты в различных сферах возникают постоянно, однако, судя по статистике привлечения прямых инвестиций, их доля существенно уступает инвестициям в нефтяной сектор и геологоразведку.
"Говоря о компаниях из Китая, Европы или США, – они уйдут, как только кончится нефть, поэтому надо уже сейчас создавать то, что заставит их остаться на этом рынке", – отметил президент американской торговой палаты в Казахстане Кеннет Мак на прошедшем в Астане "круглом столе" по мерам предотвращения коррупции (передает ИА "Новости-Казахстан"). Поэтому в страну в основном приходят сервисные компании. Хотя возникают проекты и в других сферах.
Эксперты, участвовавшие в разработке "Концепции форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010–2014 годы с перспективой до 2030 года", считают, что от вложений в несырьевые сектора нашей экономики иностранных инвесторов удерживают небольшое население со значительной долей сельских жителей, низкая вовлеченность экономики РК в мировую торговлю, низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, сложность доступа иностранных инвесторов к участкам земли. А также распространенность за рубежом имиджа РК как страны с административным произволом и коррупцией.
Охват территории Казахстана автомобильными и железными дорогами остается на относительно низком уровне. И выделяемые предприятиям земельные участки часто не имеют инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Кроме того, в нашей стране сложная ситуация с квалификацией работников и удержанием талантов.
Но есть и положительные моменты. "В Казахстане наблюдаются улучшения в отношении транспарентности и корпоративного управления, что является неотъемлемо важным компонентом инвестиционной привлекательности для прямых инвестиций", – отмечает директор департамента инвестиционного анализа и структурирования сделок ИФД "Resmi" Арман Сейсебаев.
Но итог пока неутешителен. "По моему мнению, в ближайшие два года структура ПИИ не изменится, – говорит Мадияр Кенжебулат. – Основные вложения прямых инвестиций, как и в предыдущие годы, будут осуществляться в деятельность по проведению геологической разведки и изысканий и добычу сырой нефти и природного газа". Это связано с тем, отмечает эксперт, что наибольшая норма прибыльности и кратчайшие сроки окупаемости для ПИИ за последние годы были зафиксированы по горнодобывающей промышленности. А отстают по этим показателям рыболовство, рыбоводство (где за последние годы был в основном убыток) и предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Подобные факторы и определяют структуру ПИИ. При этом г-н Кенжебулат считает, что, скорее всего, объем прямых иностранных инвестиций в ближайшие годы будет только увеличиваться (учитывая начало промышленной добычи нефти на Кашагане).
Как отмечает г-н Сейсебаев, объем прямых инвестиций напрямую зависит от заемных средств. "Фонды прямых инвестиций не будут инвестировать в проект только частным капиталом. Им необходимо будет использовать рычаг для достижения высокого IRR. Поэтому необходимо восстановление банковского сектора для увеличения объема прямых инвестиций", – говорит эксперт.
Кроме того, по мнению г-на Кенжебулата, чтобы увеличить приток ПИИ в несырьевые отрасли, нужно, чтобы норма прибыльности в них была сопоставимой с прибыльностью в сырьевых отраслях. "Со стороны государства необходимо создание полноценной индустриально-инновационной инфраструктуры. Она служит "окном" для притока инвестиций, трансферта технологий, совершенствования управленческих навыков. Условия, которые государство создает для инвесторов в рамках создания специальных экономических и индустриальных зон, позволят организациям значительно сократить свои затраты на подведение инфраструктурных объектов, а в случае со специальными экономическими зонами воспользоваться льготными налоговыми преференциями", – говорит он.
Роль правительства в изменении структуры ПИИ в ближайшие годы будет решающей, работа в нужном направлении начата, и часто поездки наших делегаций в соседние страны заканчиваются подписанием меморандумов и соглашений. И, возможно, именно работа с прямыми иностранными инвесторами позволит Казахстану слезть с "нефтяной иглы".
В подготовке материала принимал участие Тулкин Ташимов
Василий Калабин, корреспондент "Эксперт Казахстан" №42 (233)/2 ноября 2009
|