Эскалация хиджабизации? Спор двух казахстанских министров – юстиции и культуры... 09:12 03.11.2009
Эскалация хиджабизации?
Спор двух отечественных министров – юстиции и культуры – относительно того, имеют ли право казахстанские школьницы приходить на уроки в хиджабах, уже затрагивавшийся нашей газетой, получил свое продолжение в Актау. Сразу в трех местных школах одновременно возник конфликт, связанный с этой дилеммой. Несколько барышень-старшеклассниц, исповедующих ислам, решили обратиться в местную прокуратуру, чтобы отстоять свое право носить сию форму одежды в своих учебных заведениях. Не завидую прокурорам: ибо, когда речь заходит о столкновении догм религиозного и светского мировоззрения, однозначных решений этой проблемы не бывает.
Понятно, что все педагоги, исключая тех, что сами норовят прийти в школу в хиджабах (такие здесь уже также появились), категорически против проникновения в систему образования любой и всяческой одежды, демонстрирующей религиозные убеждения ее, так сказать, носителя. Этак, мол, завтра адепты всех, более чем тридцати зарегистрированных в Актау конфессий и духовных объединений захотят посещать уроки в своей религиозной униформе. Такого же права для себя могут потребовать и не придерживающиеся никаких узаконенных религиозных убеждений, но имеющие собственный оригинальный прикид "металлисты", "рокеры", брейк-дансисты, представители иных молодежных течений, а также барышни, исповедующие в одежде лишь один стиль: максимальное обнажение ног, пупков, молочных желез и вообще всех филейных частей тела.
А что, Конституция ничего этого не запрещает.
В штыки встретили появление хиджаба в школах и ученические массы, а также родительская общественность. Многие родители даже заявили, что заберут своих детей из тех школ, где будет разрешено ношение хиджаба.
А вот представитель Духовного управления мусульман Казахстана по Мангистауской области Тлепберген Алламжарулы полагает, что постоянное ношение хиджаба мусульманской женщиной, достигшей подросткового возраста, является не только ее правом, защищаемым Конституцией, но и священной обязанностью. И никто, нигде и ни при каких обстоятельствах не вправе препятствовать ей в этом. Те же, кто поднимает по этому поводу шум, кто за каждым хиджабом видит ваххабитку или террористку, забывают об основополагающем принципе, на котором строится наше государство: национальной и религиозной терпимости и толерантности.
В общем, задачка для прокуратуры из тех, что в шахматах называется "цугцванг": каждый ход ухудшает позицию. Запретить ношение хиджаба в школе – значит, как ни крути, а по мнению главы отечественного Минюста – нарушить Конституцию страны, защищающую право любого гражданина на свободу вероисповедания и следования соответствующим религиозным догмам. Разрешить – создать прецедент, позволяющий подросткам ходить в школу кто в чем горазд. И что, увы, так или иначе, но почти наверняка может привести в итоге к внутришкольным столкновениям на религиозной почве.
Хватит с нас пока и сражающихся насмерть меж собой подростковых полукриминальных группировок, формирующихся пока в основном только по территориальному признаку.
Кстати, один из горожан, горячо поддержавших почин барышень, пришедших в школу в хиджабах, полагает, что за теми, кто препятствует этому, стоят некие враждебные силы, желающие разрушить единство и дружбу народов Казахстана. Другие же горожане выражают по этому поводу диаметрально противоположное мнение.
Трудно сказать, кто и за кем тут стоит. Однако беспрецедентное упорство тех, кто сегодня настаивает на проникновении в школу одежды, подчеркивающей религиозные убеждения ее носителей, и не менее агрессивное сопротивление этому явлению его противников лишний раз напоминает, насколько бережно и тактично надо решать любую религиозную проблему.
И отнюдь не в кабинете прокурора. Думается, компромисс, который сможет погасить возникающий конфликт еще в зародыше, необходимо искать всем религиозным лидерам региона и представителям светской власти в тесном контакте, с привлечением к рассмотрению проблемы высококвалифицированных специалистов-психологов, социологов, правоведов. И делать это надо безотлагательно, пока небольшое взаимное недопонимание сторонников и противников массовой хиджабизации светской школы не переросло в серьезный конфликт.
№ 42 (454) от 02.11.2009 Виктор ГУМНИКОВ, Актау
|