Т.Атаев: Такфиристы - вне мазхабов? 11:55 07.11.2009
Такфиристы - вне мазхабов?
17 августа 2008 г. в популярнейшей бакинской суннитской мечети, называемой в народе "Абу Бекр", прозвучал взрыв, в результате которого погибли 2 человека, 18 получили ранения. Однако вплоть до сего дня у общественности нет четкого представления о политических корнях теракта. Да и вряд ли в ближайшее время удастся получить достоверную информацию о происшедшем. Мы, со своей стороны, можем лишь попытаться как-то проанализировать события на основе легальных данных.
Аспект "джахилии" на современном этапе
Если на Северном Кавказе обсуждение ракурсов "Дар уль-ислам" (страна с исламской формой правления при господствующем положении мусульманского большинства) и "Джахилии" (от араб. корня dz-h-l - "быть невеждой", неисламское общество, т. е. "страна невежества") имело довольно широкий характер, в Азербайджане ареной дискуссий о принципах современных государств предстала лишь мечеть "Абу Бекр" (руководитель религиозной общины - Гамет Сулейманов). С начала 2006 г. здесь (и в разделе "Вопросы-ответы" официального портала мечети) началось "теоретическое" противостояние по различным аспектам создания "Исламского государства" и ведения Джихада. Озвучивая вопросы о реакции "праведных мусульман" на глав "номинально" исламских государств, антисулеймановская "оппозиция" под Джахилию стала подводить и Азербайджан. А после заявления о том, что он считает Гейдара Алиева мусульманином, Г.Сулейманов начал подвергаться обвинению в сговоре с властями. Как отмечает в своем докладе Международная группа по предотвращению кризисов (ICG), Г.Сулейманов "был обвиненв сотрудничестве с правительством. Он выпустил фетву в отношении инакомыслящих. называя их хариджитами. Они. заявляют, что подчиняются только Богу, и не могут уважать правительство кяфиров".
Напомним, что первые хариджиты (мн. ч. хаваридж - покинувшие, вышедшие) - это отколовшиеся от халифа Али бывшие его сторонники (причины общеизвестны). Но современных хавариджей Г.Сулейманов периодически именовал "такфиристами (от "такфир" - обвинение мусульман в неверии другой группой мусульман). Вследствие навешивания ими ярлыка "кяфира" (со всеми вытекающими отсюда последствиями) на "номинальных" приверженцев ислама, он характеризовал "такфиристов" как "носителей радикальных идей".
7 октября 2007 г. президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) Докка Умаров объявил о создании Исламского государства "Имарат Кавказ" (ИК) и введении в нем "Шариатского правления". Он же стал амиром (амират считается состоящим из 8 вилайятов: Нохчийчо (Ичкерия), Дагестан, Ингушетия, Осетия, Кабарда и др. "Кавказский фронт" включает 8 региональных секторов, в которые вошли джамааты). На фоне чего дискуссии "чисто" религиозного плана внутри мечети "Абу Бекр" канули в Лету. "Оппозиция" Г.Сулейманову, не скрывавшая антиправительственных настроений, рассматривала его в качестве "защитника кяфирской власти". Тем самым мечеть искусственно превращалась в политизированную "структуру", т.к. политическая парадигма фактически превалировала над религиозной. Г.Сулейманов трактовал это следующим образом: "Такфиризм, направленный на борьбу за власть, это политизация ислама". Из мечети начался отток трезвомыслящих мусульман.
Становясь достоянием общественности, ситуация "подтверждала" бытующее в Азербайджане мнение о связке: "ваххабизм-радикализм" (в связи с "привычностью" для слуха в обществе использования термина "ваххабизм", автор иногда применяет его вместо "саляфизм"). Довольно симптоматично, что такого рода трактовка имела место и ранее. Еще в 1999 г. нынешний президент Российского Института религии и политики А.Игнатенко характеризовал "ваххабизм" "политическим течением", сторонники которого "осуществляют деятельность, направленную на изменение общественно-политического строя... в странах распространения ислама". Продолжая, что "такфир ваххабиты распространяют на представителей власти в исламских государствах, правоохранительные органы.., мусульман, которые самим фактом отказа ваххабитам в поддержке ставят себя в один ряд с правителями-вероотступниками". Примерно такая интерпретация происходящего вокруг (и внутри) "Абу Бакр" имела хождение в Азербайджане, и "движение такфиристов" воспринималось как реализация установок салафитов.
Парадокс данной тенденции в том, что сторонники "такфиристов" не считают салафитов "своими". Еще в 2006 г. считавшийся кадием шариатского суда ИК Амир Сейфуллах (Анзор Астемиров) подчеркивал: "В движение "Саляфитов" входят мусульмане, отказавшиеся от политических и военных действий для изменения ситуации. Выступление против правителя они считают возможным (теоретически), только если он будет объявлен кафиром по личности: отказываются от возрождения духа джихада". Таким образом налицо явное противостояние между такфиристами и салафитами. Поэтому позицирование салафитской мечети "Абу Бекр" в качестве "идейного рупора" такфира являлось некорректным. Но основной массе населения было не до этих тонкостей, в связи с чем радикальные настроения воспринимались через призму "ваххабизма". Не случайно Г.Сулейманов все время подчеркивал, что особую опасность такфиристы представляют для салафитов. Но признавал наличие среди них "и ашаритов, и суфиев, и салафитов".
До и после взрыва
К концу 2007 г. "атака" такфиристов была настолько активной, что сторонники Г.Сулейманова вопрошали, по какой причине он не ставит в известность соответствующие госструктуры. Однако довольно подробная информация о происходящем была. За несколько месяцев до теракта зампред Госкомитета по работе с религиозными образованиями (ГКРРО) Э.Аскеров фиксировал, что "экстремистски настроенные члены общины мечети "Абу-Бекр" отказываются совершать молитвенные обряды в мечети, обвиняя ее имама в близости с государством. Эти люди отделяются от мечети и собираются в конспиративных домах". А по горячим следам после взрыва 17 августа (Г.Сулейманов получил ранение), глава ДУМК шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде назвал теракт "следствием недовольства между двумя группами. Их взаимная неприязнь стала причиной случившегося. Это не надо представлять как религиозную проблему". 2 сентября в заявлении МНБ и Генпрокуратуры были названы причастные к организации взрыва лица, одним из которых оказался считавшийся эмиром "Дагестанского джамаата" Ильгар Моллачиев. Фиксировалось наличие вооруженных групп - "Сумгайыт джамааты", должной "осуществлять теракты", и "Губа-Гусар джамааты", намеревавшейся "сформировать военные лагеря в горно-лесных массивах республики". 7 сентября в результате спецоперации УФСБ Дагестана И.Моллачиев, с 1999 г. находившийся в розыске, был убит (хотя при проведении ФСБ против его формирования аналогичной акции с использованием авиации в январе того же года ФСБ, тому удалось скрыться).
Не случайно начальник госпогранслужбы Эльчин Гулиев заявил, что "радикально настроенные ваххабиты" стремятся "дестабилизировать ситуацию в регионе, а впоследствии создать на территории Северного и Южного Кавказа исламское государство". Политические корни происшедшего просматривались в том, что развитие ситуации шло на фоне обострения российско-грузинских взаимоотношений, приведших к приостановлению движения по трубопроводам "Баку-Джейхан" и "Баку-Эрзурум".
Но, опять-таки, политическая составляющая оказалась побоку, а дестабилизация была как бы дополнена "ваххабитской акцией". Но по какой причине общественность оказалась "готовой" к такой оценке?
Почему "ваххабиты"?
Действительно, на протяжении последних лет Г.Сулейманов пытался противостоять такфиристам в распространении джихадистских настроений. Буквально за несколько дней до взрыва он отмечал, что "сейчас мусульманам важна ни тема [о Джихаде], а наука и грамота, нужно изучить свою религию, чтоб вернуться в настоящую религию". Но, как ни парадоксально прозвучит, "антиваххабистскому" настрою населения в немалой степени способствовала позиция мечети в "дотакфиристский" период. Общеизвестно невосприятие салафитами в качестве "истинных мусульман" шиитов, суфиев, якобы "находящихся в ширке" (многобожие). Г.Сулейманов утверждал, что "часть посетителей мечети хотят жить по законам шариата. Возьмем, к примеру, ношение бороды... Другой момент связан с ношением брюк, длина которых должна быть не длиннее уровня лодыжки... Это связано с опрятностью и скромностью. Ведь это не мы выдумали". Т.е., по Г.Сулейманову, не соблюдающие этих двух "обязательных норм" по законам шариата жить не хотят. Правда, он разъяснял, что "мы нормально относимся к таким людям", но реально в общемусульманской среде происходил некий водораздел между "правильными" и "неправильными", а показателем веры становился как бы "образ" приверженца ислама. И вроде несознательное "отталкивание" "неправильных" способствовало их оценке салафитов, как "считающих себя выше и лучше остальных мусульман". Что, накладываясь на "масс-рекламу" радикализма "ваххабитов", приводило к "появлению" цепочки: "Абу Бекр" - ваххабиты - антигосударственность". Тем более на фоне антитеррористических акций силовых структур. Так, в конце 2007 г. МНБ была распространена информация об обезвреживании группы, один из членов которой вступил "по предварительному сговору в преступную связь с другими членами группы радикальных ваххабитов". Задержанные "признались в том, что похитили из в/ч оружие и боеприпасы в целях проведения террористических акций против ряда госструктур в г.Баку, а также посольств США и других государств в нашей стране". Посему для немалой части населения именно салафизм представал радикальным "звеном" ислама. Другое дело, что, как усматривается из вышеизложенного, обвинение в обострении ситуации вокруг мечети непосредственно салафитского течения не соответствует истине. Но произошедший взрыв приостановил деятельность "Абу Бекр".
Пострезультаты для мечети "Абу Бекр"
Сразу после взрыва завотделом ГКРРО Г.Исмаилов заявил о запрете совершения намаза во дворах бакинских мечетей, что "не должно восприниматься как запрет на посещение мечети представителями каких-либо религиозных течений или как закрытие какой-либо мечети". До сего дня мечеть не функционирует, что, по мнению Г.Сулейманова, обусловлено сопротивлением "некоторых внутренних и внешних сил", намеревающихся "создать в стране недовольство на религиозной почве"; "закрытие мечети служит этим силам". Причиной теракта Г.Сулейманов назвал осуждение им антиправительственных настроений. А целью взрыва - начало джихада (против власти?), первым шагом к чему являлось устранение лидера общины "Абу-Бекр". По его версии, вслед за закрытием мечети одна часть салафитов должна была начать испытывать чувство страха, другая (в знак протеста) перейти в стан такфиристов. Говоря другими словами, Г.Сулейманов дал понять, что нефункционирование мечети приведет к распространению такфиристско-"джихадистских" идей в стране, т.к., по его утверждению, именно "Абу Бакр" проводила просветительскую работу в этом направлении. Кто-то может соглашаться с такой трактовкой, кто-то нет. Но факт остается фактом. В Азербайджане практически отсутствовал (как и отсутствует) элемент просветительства в религиозном ракурсе. А отсюда - непонимание в немалой части общества понятия "культура религии". Или "религиозная культура".
Кому просвещать?
В целом в стране сложилась патовая ситуация. Одни могут часами обсуждать тех, чье "поведение" не "подпадает" под "ранжир" верующих, другие - подвергать обструкции "бородачей". Одним словом, одни осуждают наличие мини-юбок, вторые - длину бороды и брюк, в прямом смысле опасаясь их "носителей". При этом наличиствует "конкуренция" за право считаться более "правильным" верующим, и масса времени мусульман уходит на дискуссии о внешнем имидже, что отдаляет следование морально-нравственным предписаниям Корана. Посему водораздел между "истинно верующими", "неправильными мусульманами" и "несоблюдающими" не сокращается. Но вряд ли общество сможет избежать оного без объемной просветительской работы. Руководитель Центра по защите свободы совести и вероисповедания DEVAMM, философ-теолог Ильгар Ибрагимоглы в преломление к теракту сказал: "Такое нелицеприятное событие произошло еще и потому, что в Азербайджане профессиональное исламское просвещение поставлено на очень низком уровне. По телевидению день-деньской показывают певцов и певиц, а нормальной религиозной передачи нигде нет. Именно этим и пользуются радикальные группировки. Ведь если молодой человек хочет прийти к Богу, но не знает, как это сделать, то найдутся те, кто задурит ему голову пропагандой. Такие люди пользуются как раз отсутствием массового истинно мусульманского просвещения". Т.е. понимание в необходимости просветительской работы есть. Вопрос, однако, в том, кто и в какой форме сумеет осуществить это? Есть ли в госструктурах, духовных учреждениях, да и в СМИ люди, имеющие объемные знания по религии, истории ее распространения, меж- и внутриконфессиональных проблемах и т.д.? Не случайно народная молва гласит, что ТВ очень мало времени уделяет религиозной тематике вследствие отсутствия среди чиновничьего аппарата достаточного количества лиц, могущих на равных вести диалог с подготовленными верующими. А ведь только глубокие знания позволят ответственному лицу вести открытые дискуссии или, скажем, слушая хутбу (проповедь), находить в ней если и не несоответствие закону, то противоречие кораническим откровениям. Но просвещение должно осуществляться комплексно. Директор Института востоковедения РАН В.Наумкин фиксирует, что на "сегодня основная задача - создание нормальной сильной системы мусульманского образования, сочетание этой системы с профессиональным светским образованием. Чтобы возник класс, слой высокообразованных и в религиозном, и общеобразовательном плане людей, за которыми будущее уммы". Что соответствует сказанному выдающимся исламским мыслителем XX века Абуль Хасаном Аль Надви: для достижения исламом лидерства "необходимо восстановление интеллектуального превосходства мусульман над Западом... Во имя этого должны быть предприняты усилия во всех областях знания. Государства должны серьезно взяться за дело интеллектуального обновления... Таким образом может произойти исламское возрождение". В данном ракурсе, кстати, веское слово может произнести и Баку, реализовав сказанное Гейдаром Алиевым еще в 1998 г. (!): "Азербайджан может быть на Кавказе центром исследований исламской цивилизации. Азербайджан имеет на это право". Идеологической же борьбой с "инакомыслием" (закрытием мечетей или запрещением использования микрофонов во время азана) проблемы не решить. Религия-то - не идеология! Мало этого, не приведут ли запреты к каким-то скрытным сборищам, когда действительно реальным станет переход к проявлению индивидуумом своих эмоций агрессивным путем? А это - первый шаг к проявлению дестабилизационной ситуации в обществе.
Но обострение ситуации возможно и на основе взаимного неприятия друг друга различными электоратами. Т.к. позволяет заинтересованным силам извне в нужный момент инициировать противостояние в стране. Однако без комплексного подхода разрулирование ситуации осуществить просто- напросто невозможно.
Теймур АТАЕВ, политолог (teymur-ogtay@rambler.ru)
Главы из статьи "Геополитическая составляющая аспекта "такфиризма", или единение мусульман - как основа недопущения раскола уммы". Журнал "Рамазановские чтения", N4, 2009 г. (ИД "Медина", Россия). 7.11.2009
|